Литература
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Методическая разработка "Формирование культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах в условиях классов малой наполняемости" 2014
Цель методической разработки – на основе анализа научной и методической литературы и многолетней практики обосновать и разработать методику формирования культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах малокомплектной школы, учитывающую особенности поэтического языка, способствующую углублению восприятия лирического произведения и развивающую эмоциональную сферу учащихся 5–9-х классов в процессе изучения лирики.
-
Методическая разработка (план) урока "Мифологизмы мышления древних славян. Существа, составляющие близкое окружение человека" 2009
Занятие строится по принципу проекта, основным видом деятельности становится групповая работа. В ходе освоения темы каждая группа готовит и представляет определенный блок информации о домовых, кикиморах, овинниках. На основании этого материала анализируются произведения фольклора и литературы: заговоры и пословицы, статьи А.Блока и В.Даля, отрывки из повести В.Распутина "Прощание с Матерой", стихотворения С.Есенина о деревьях.
-
Методическая разработка «Истоки русского реализма» 2016
Методическая разработка представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века. Лекция состоит из теоретического курса, разработанного преподавателем и включенного в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности «Библиотековедение».
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Цель проекта: погрузить кадет в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности, который может служить примером трудолюбия, храбрости и целеустремлённости; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений М.Ю.Лермонтова как на занятиях, так и внеурочное время; воспитывать желание понять внутренний мир поэта, пробудить творческий процесс у воспитанников «пробы пера».
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, дополнительного образования, так и во внеклассных мероприятиях.
-
Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу" 2010
Театрализованное действо "Играем свадьбу" воспитывает у учащихся интерес к национальным традициям, обычаям, ритуалам. По большому счёту, подобные мероприятия способствуют патриотическому и духовному воспитанию молодёжи.
-
Методическая разработка внеклассного (интегрированного) мероприятия "Рукотворные мерки в литературных произведениях". 6–7-е классы 2019
Цель внеклассного мероприятия: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова 2024
Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа – те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов. Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную композицию, основанную на биографии поэта с использованием его произведений. Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7–11-х классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учеников 8-го класса. Тема: «Урок добра» 2024
Цель урока: воспитание духовно-нравственной личности, формирование потребности в чтении.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия на русской литературе "Мир А.С. Пушкина" 2008
Методическая разработка дает представление о А.С. Пушкине как о человеке неординарном, позволяет провести параллели между прошлым и настоящим. Представленный материал может быть использован при проведении внеклассной работы, при оформлении литературной газеты, альманаха.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…" (по повести В.П. Катаева "Сын полка") с использованием ИКТ 2011
Вечер памяти предполагает знакомство учащихся с темой сиротства во время Великой Отечественной войны, правдиво воссоздает жизнь детей военной поры.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. «Круглый стол» «Как найти своего мальчишеского бога?» 2019
Форма мероприятия - встреча с писателем и последующее обсуждение книги в форме эвристической беседы - является эффективной. Возможность задать вопросы писателю, послушать отрывки из книги, взять книгу с автографом в руки – все это способствует привитию интереса к чтению. Само обсуждение книги построено на принципе медленного чтения «вслед за автором». Правильно составленные вопросы позволяют ученикам задуматься над важными проблемами (Как сделать свою жизнь интересной? Как преодолеть страх? Как заслужить уважение окружающих? Как научиться любить родную землю?). Материал можно использовать на уроках литературы, во время предметной недели. Материал предназначен для учащихся 12–14 лет.
-
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Героизм трудового фронта» 2020
Внеурочное мероприятие посвящено теме трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Многие дети на вопрос про родственников – участников войны часто отвечают, что в их семье таких нет, потому что никто не воевал, не понимая, что, как правило, если родственники не участвовали в сражениях, то они трудились в тылу. Работа на заводах, в колхозах, в научных институтах и т.п. не воспринимается как участие в войне и вклад в победу. Задача мероприятия показать роль трудового тыла в Победе над врагом и важность каждой семьи в этом.
-
Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс) 2005
В статье представлена методическая разработка интегрированного урока литературного чтения и музыки для 3-го класса по теме “Осенняя природа в произведениях И.А. Бунина “Листопад” и П.И. Чайковского “Времена года””. Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделять главное.
-
Методическая разработка завершающего урока по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (8-й класс) 2009
Представленный вашему вниманию урок-спектакль, урок – погружение в мир гоголевских героев проводится в конце изучения комедии Н.В. Гоголя, подводит итог изученному материалу, даёт учителю возможность не только определить степень усвоения материала, но и реализовать творческие возможности учеников.
-
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности на тему "Малиновский А.С. Открытие уникального иконописца – Григория Журавлева" 2015
Произведения самарских писателей помогают учащимся познать край, где жили и творили писатели, а также литературные произведения разных жанров. Ведь именно в родном крае сохранились многие документы и свидетельства, способствующие воспитанию у школьников любви и уважения к нашему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим.
-
Методическая разработка занятия по литературе по повести В.Г. Распутина "Живи и помни" 2011
Занятие составлено как прочтение отдельных эпизодов повести. Слайды презентации с использованием иллюстраций и кадров картины Александра Прошкина (2007) помогут в этом прочтении. Война – причина не только физической гибели людей, но и духовной, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, героизм, то в сердцах слабых – трусость, жестокость, отчаяние.
-
Методическая разработка и презентация к проведению занятия по повести В.Г. Распутина "Пожар" "Что ты есть, молчаливая наша земля?.." 2012
На уроке поднимается вопрос о нравственной проблематике современной прозы на примере повести В.Г. Распутина «Пожар»; рассматривается идейный замысел, проблемы произведения.
-
Методическая разработка интегрированного занятия по теме «Проблема счастья» (на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 2016
Занятие направлено на повторение, обобщение и систематизацию материала по дисциплинам "Литература" и "Обществознание". Через повторение и систематизацию темы "Духовная сфера" рассматривается проблема "счастья" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и истории в 11-м классе на тему "Человек в тоталитарном государстве" 2013
Цели урока: актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по темам: "Тоталитарное государство" и "Взаимосвязь человека и тоталитарной системы в рассказе Солженицына А.И. "Один день Ивана Денисовича"; контроль сформированности усвоения информации из разных источников по пройденной теме.
-
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 4–7-х классов «Дело мастера боится» 2018
Данная интеллектуальная игра повышает интерес учащихся к рабочим профессиям, формирует уважительное отношение к труду и людям труда, способствует популяризации рабочих профессий, развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор. Учащиеся получают знания в доступной для них форме, принимают нужное решение.
-
Методическая разработка к уроку литературы "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова" 2024
Цели урока: расширение представления учеников о личности поэта и его жизни; раскрытие своеобразия творческой личности М.Ю.Лермонтова.
-
Методическая разработка литературного праздника по сборнику рассказов В.П. Астафьева "Последний поклон" 2007
В разработке освещены основные этапы биографии В.П. Астафьева, составлены литературная викторина по рассказам, входящим в сборник "Последний поклон", инсценировка "За земляникой" по мотивам рассказов. Использован в качестве оформления интерьер, представляющий собой крестьянскую избу, репродукции с изображением картин сибирской природы. Продумано музыкальное сопровождение. Литературный праздник способствует развитию творческих способностей учащихся, помогает углубить интерес к литературе.
-
Методическая разработка мероприятия «Один день армейской жизни» для учащихся 7-х классов (в рамках месячника военно-патриотического воспитания) 2019
Цель мероприятия: формирование позитивного отношения к Российской армии, развитие духовно-нравственных качеств личности, патриотизма; пропаганда здорового образа жизни.
-
Методическая разработка метапредметного урока «Машина времени на планете. Миф или реальность?» 2022
В курсе географии 8-го класса есть тема «Часовые пояса Земли», в которой учителю необходимо познакомить обучающихся с линией перемены дат на планете. Как правило, данный материал усваивается непросто, ведь при изучении темы мало владеть основами естественнонаучного мышления, необходимы математические знания, которые должны быть актуализированы на уроке и должным образом применены. Кроме того, в целях эмоционального включения учеников в данный урок можно использовать литературные произведения, в сюжете которых присутствует заданная тема.
-
Методическая разработка обобщающего урока по творчеству И.С. Тургенева 2008
Представленная разработка обобщающего урока литературы по творчеству И.С.Тургенева. Урок составлен с использованием современных мультимедийных средств. Задачи урока: проверка уровня знаний по произведениям писателя; формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств; обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; обеспечение ситуации эмоционального переживания.
-
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Литература". Тема: "Базаров — нигилист?" 2009
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся совместные рассуждения, поиски решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель учителя на данной лекции.
-
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе в соответствии с ФГОС 2022
Представлена методическая разработка открытого урока по осетинской литературе.
-
Методическая разработка по литературе для учащихся 10-го класса "Поможем школьникам прочитать роман Л.Н.Толстого "Война и мир" (таблицы)" 2023
Прочитать и осмыслить роман Л.Н.Толстого «Война и мир» для десятиклассников не совсем просто из-за большого количества событий, персонажей. Читая роман, они пропускают очень важные для понимания многие эпизоды, не обращают внимание на детали. Таблицы помогут десятиклассникам обратить внимание на них, ориентироваться в сюжете романа-эпопеи. При завершении чтения каждого тома есть вывод.