Урок литературы (КСО) по былинам: "Тайна трех богатырей"

Разделы: Литература


Эпиграф: «Нет, не перевелись богатыри на земле Русской» (из песни)

Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся о богатырях земли Русской.
  2. Раскрыть историческую достоверность основных героев былинного эпоса.
  3. Закрепить понятие о жанре былина.
  4. Пробудить интерес к физическому самосовершенствованию.

Задача урока: Показать историческую достоверность основных былинных героев, их силу и нравственную красоту.

Тип урока: интегрированный (литература, история, физкультура), КСО.

Оборудование: карточки, картина Васнецова «Три богатыря», ТСО (проектор, видео, магнитофон), толковые словари, тексты былин, запись мелодии песни «Богатырская наша сила».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу.

О них слагались песни, былины, рассказы… Так в устном народном творчестве появились богатыри.

Но кто же такие богатыри?

(на экране появляются предложения: «Богатырь – храбрый воин. Слово возникло под влиянием прилагательного богатый»)

Так чем же богаты эти воины? Кто они? Откуда? Что из себя представляли?

Чтобы ответить на эти вопросы Вам необходимо поработать по данным карточкам в группах:

  • «Богатырская слава» представит нам исторические сведения о богатырях;
  • «Богатырская удаль» обратит внимание на физическое совершенство богатырей;
  • «Богатырская песня» расскажет нам о былинных богатырях.

2. Работа в группах с использованием следующих Карточек-заданий и Карточек – информаторов для групп:

1-я группа: «БОГАТЫРСКАЯ СЛАВА».

Задания:

  1. Выяснить по словарю значение опорного слова в названии группы.
  2. Оформить и защитить эмблему группы.
  3. Ответить на вопрос: «Богатыри-герои вымышленные или реальные исторические лица.
  4. Составить связанный рассказ по теме.

Ввод в тему.

Древняя Русь подвергалась набегам кочевников, потому что Киев и Константинополь стояли на пути пересечения кочевых народов.

Русь охраняли воины-пограничники, богатыри, разъезжающие по краю «денно и нощно» и высматривающие иноземцев.

Богатыри защищали не только Русь, но и рубежи Западной Европы. 800 лет на Европу не было никаких нападений, благодаря Русскому щиту..

С разгромами иноземцев связаны имена таких героев, как Святослав (хазары, печенеги), Владимир Святой (печенеги), Ярослав Мудрый.

Более 100 лет укрощали половцев Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич (княжеский сын) крестит Русь. Внутренний враг- язычество.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

Былинное время Руси (конец Х века).

Борьба с печенегами стала в Х веке насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была открыта для внезапных набегов кочевников, раскинувшихся по русской равнине на месяц «конного пути» от Дуная до Жигулей.

Каждый побег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким все слоям общества. И, естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был быть народным героем, действия которого воспевались народным эпосом -былинами.

Богатырь – др. русское, заимствовано из тюркского языка. Первоначально богатырь -храбрый воин. Возникло слово под влиянием прилагательного «богатый»

Богатый – общеславянское слово. Образовано посредством суффикса –ат- от существительного «богъ» («податель, достояние, счастье, доля, участь)

2-я группа: «БОГАТЫРСКАЯ УДАЛЬ».

Задания:

  1. Выяснить по словарю значение опорного слова в названии группы.
  2. Оформить и защитить эмблему.
  3. Ответить на вопрос: «Почему защитников Руси называли богатырями (обратить внимание на их физическое совершенство).
  4. Приведите примеры из текста былин, подтверждающие их физическое совершенство, придумайте состязания (подобные богатырским) для двух других групп.

Ввод в тему.

«Великие бойцы, русские воины, откуда такая боевая выучка?»

Славянские племена многочисленные, многолюдные, но они земледельцы. Народ миролюбивый.

Жизнь научила. Раздолье на Руси. Злое раздолье. Отсюда тайно пробирается враг (хазары, печенеги, половцы). Ему нужно тайком пройти, ограбить град, убить мужчин, взять имущество, а женщин, детей, девушек и юношей угнать для продажи на рабских торговищах в византийских городах.

Горечь быть битым научила: нужны слободы, где избранные воины готовы были сражаться. Главная оборона- слобода, главная крепость – воинское умение. Чему же учились воины?

  • искусству скакать не в седле, а стоя на скользком крупе коня;
  • умение на размашистом скаку зубами подхватить с травы холщовую сумку;
  • срубить ветку, воткнутую в землю, не сломав её.

Русь располагала сильным войском, блестяще были подготовлены дружины.

Воинскую подготовку проходили с детства,. Каждый подросток должен был обучиться трудному искусству боя, владеть оружием, уметь править конем только ногами, развивать силу ног, держать коленями, стоя, пудовый камень, обшитый кожей. С коня били стрелами, метали копье, бежали с мешком, плавали в реке в студеную осень. Главная черта богатырей – любовь к Родине, преданность её интересам.

3-я группа: «БОГАТЫРСКАЯ ПЕСНЯ».

Задания:

  1. Выяснить по словарю значение опорного слова в названии группы.
  2. Оформить и защитить эмблему.
  3. Ответить на вопрос: 2Как проявились в литературе образы богатырей?»
  4. Составить рассказ о богатырях на основе содержания былин «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня и Змей»:
  • портретная характеристика;
  • подвиги;
  • черты характера.

Ввод в тему.

Как и народные сказки, былины строились по определенному плану: вначале краткое вступление – зачин (в нем указывается место и действие), основная часть – рассказ о героических подвигах богатырей, завершается былина своеобразной концовкой.

Так, в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» экспозиция - как Илья Муромец «сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка – богатырь в Чернигове, кульминация – битва с Соловьем – Разбойником, развязка – Илья Муромец в стольном граде Киеве, у князя Владимира.

3. Во второй части урока ребята представляют свои работы классу.

При выступлении первой группы «Богатырская слава» на экране представляются эпизоды из фильмов о былинных богатырях.

Вторая группа, представляя свои исследования, проводит состязания между другими двумя группами состязания по армреслингу, стрельбе и ходьбе с набивными мячами между ног

Выступление третьей группы завершается исполнением песни под Караоке «Богатырская наша сила».

4. Обобщение темы учителем.

Таким образом, былины – это память народа о своём прошлом. Несмотря на то, что в них много вымышленного, фантастического, они несомненно доносят до нас отголоски реальных событий, происходивших много веков назад.

Например, в былинах, относящихся ко времени Киевской Руси, которая достигла расцвета к 11 веку, получила отражение борьба древнерусского государства с кочевыми народами. Показали они и быт княжеского двора, в былинах действовали реальные люди, жившие когда-то на Руси. И это не только Владимир Красное Солнышко. У былинного Добрыни Никитича есть прототип брат матери князя Владимир Святославовича и т.д.

Учитель задает вопросы классу:

  • Так какими же качествами надо было обладать богатырям в нравственном и физическом отношениях, чтоб народ, возлюбив их до такой степени, мог бы увековечить их образы в былинах?
  • В чем же тайна трёх богатырей?
  • И, вообще, что такое тайна? (после высказанных предположений ребят, учитель проецирует на экран определение «Тайна – 1. нечто неразгаданное. 2. нечто скрываемое от других».
  • Что же вы сегодня познали? Что раскрыли для себя?

5. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Какая тайна трёх богатырей раскрылась мне».