Класс: 9.
Форма: беседа с элементами квеста.
Цель: побуждать учеников к разностороннему проявлению лучших душевных качеств, формировать качества духовно-нравственной личности, компетентности в сфере эстетической, творческой, познавательной деятельности, способствовать развитию навыков работы в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Ход занятия
Моя душа - родник мой звонкий,
Все, что имею, то для всех...
В.Коркина
I. Мотивационный этап
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный классный час, на котором я предлагаю поговорить… А вот о чем мы будем говорить, подскажет эпиграф.
Обратимся к эпиграфу:
«Моя … - родник мой звонкий,
Все, что имею, то для всех...
В.Коркина
Пропущено какое-то слово.
- Как вы думаете, что должно быть на месте пропуска? (радость, жизнь, ДУША)
Прочитаем полностью эпиграф.
Что за субстанция - душа?
И если не материальна,
То почему болит?
А если хорошо тебе -
Родится может песня Леннона -
О, Йоко! И почему бывает,
Что душа вдруг говорит?
А то вдруг что-то на душе
Возьмет и екнет.
- Эти строчки написал поэт Ю.Матвеев, наш современник.
Вам понравилось это стихотворение?
1. Выход на тему.
- Какова тема нашего разговора?
(загадка души человека, ее разнообразие, ее проявление, ее бесконечность)
- Тема классного часа «Души прекрасные порывы».
2. Создание проблемной ситуации.
Я предлагаю начать разговор с просмотра небольшого видеоролика.
Просмотр видеоролика на стихотворение Марии Фурманской "История одной души"
Осенний сад… Промокшая скамейка.
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке,
А под скамейкой съежилась душа…Да, да - душа. Обычная, вот только
Промокла и от холода дрожит,
И вспоминает, как хозяин колко
Сказал: «Душа, ты мне мешаешь жить...Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша,
Мой завтрак отдаешь бездомной кошке -
Я больше не могу с тобой, душа…Мои глаза давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга, уходи».
Она ушла в сентябрьскую слякоть,
И вместе с нею плакали дожди.Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывала в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами,
И вслух с судьбою спорила гроза.Осенний сад. Промокшая скамейка.
И листья снова падают, шурша…
Работу кончил дворник в телогрейке,
А под скамейкой умерла душа…
Классный руководитель:
- Как можно назвать человека, которому душа мешала жить? (бездушный)
- Приходилось ли вам встречать таких людей?
- В каких ситуациях они проявляют свое бездушие? (проходят мимо, если нужна помощь; остаются равнодушными к чужому горю; заботятся только о себе)
- Что руководило его действиями? (желание жить только для себя)
- Что будет с миром, если его будут населять только равнодушные люди? (погибнет)
- Вам захочется жить в окружении таких людей?
3. Построение выхода из проблемной ситуации.
Вывод: в настоящее время все чаще мы сталкиваемся с непониманием, равнодушием, проявлением агрессии, а это значит, неумение или нежелание показать свой внутренний мир, свое душевное наполнение. Это проблема 21 века.
- Что же делать с такой проблемой?( ее надо решать)Наш классный час называется «Души прекрасные порывы».
- Какие порывы души можно назвать прекрасными?
Попробуем выяснить значение слова порыв. Обратимся к словарю.
Значение слова «порыв»
Словарь Ушакова
- Порыв
- порыв, порыва, муж.
1. Действие по гл. порваться в 1 знач. (спец.). Порыв провода.
2. Внезапное, резкое усиление, сильное движение (ветра). «Ветер..., рождая сильный порыв, развевал волосы женщин.» М.Горький. Порывом ветра сорвало шляпу. Новый порыв пурги.
3. Мгновенное воодушевление, подъем с внезапным увлечением, стремлением что-нибудь сделать. Жить без порывов. Укротить свои порывы. Благие порывы. В порыве чувств, в порыве гнева, отчаяния, откровенности и т.п. (в момент наиболее резкого подъема чувств, гнева, отчаяния, откровенности и т.п.). «С трудом удержал я порыв негодования» А.Пушкин. Вы останавливаете мой благородный порыв. «Гончаров. Смири страстей своих порыв» М.Лермонтов.
- А теперь выясним, что притягивается к слову "душа" и создает его окружение
В русском языке много фраз, фразеологизмов со словом душа, вспомним их:
- Порыв души
- Разговор по душам
- Душевно посидели
- Сделали с душой
- Открытая душа
- Душевные радости
- Праздник души
- Что же воздействует на чувства, различные душевные проявления?(это слова, жесты, цвета и даже звуки, которые помогают эти чувства выразить).
Какие же порывы можно назвать прекрасными?
4. Для этого мы поработаем в группах. Каждая получит свое задание.
Задание №1: Объясните, как вы понимаете высказывания.
А)« У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой она чахнет, впадает в апатию бездействия» Виссарион Григорьевич Белинский. (литературный критик)
Б) «Алчная душа всем злым делам начало» Иоанн Дамаскин (религиозный деятель)
В) «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри» Джеймс Купер (писатель)
Задание №2:
А) А в этой душе хаос. Наведите, пожалуйста, в ней порядок, собрав воедино только то, что хотелось бы иметь самим. Возможно, здесь не хватает каких-либо качеств - пополните душевную копилку. (Учащиеся получают картинки с изображением дурных поступков, эмоций.)
Б) А вам я предлагаю составить поэтический коллаж, подчеркнув те слова, которые, на ваш взгляд, называют составляющие образа прекрасной души.
Николай Заболоцкий
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Вероника Тушнова
Людские души - души разные...
Людские души - души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
И грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
Ее дыханием коснись -
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
Другая каменно-глуха
Для света звезд, для пенья птичьего,
Для музыки и для стиха.
Она почти недосягаема,
Пока не вторгнутся в нее
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли острие.
Смятенная и беззащитная,
Она очнется, и тогда
Сама по-птичьи закричит она
И засияет как звезда.
Николай Заболоцкий
«О красоте человеческих лиц»
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
В) Ну, а этой группе никакой поэзии. Вам предстоит проанализировать поступки людей, о которых написано в газетных заметках. В чем прелесть чувств, проявленных ими? Назовите эти чувства.
Полицейский спас жизни замерзающих в Оренбурге.
Сотрудник полиции госпитализирован с сильным обморожением рук в ходе спасательной операции, которая проводилась на занесенной снегом трассе в Оренбург-Орск. Мужчина отдал свою теплую одежду замерзавшим в пробке людям.
В ночь на 3 января 2018 года на 207 километре автомобильной дороги Оренбург - Орск из-за сильного снегопада было парализовано движение. В результате спасательной операции из заносов было освобождено 84 человека. 12 пострадавших, из которых трое дети, доставлены в больницы города с сильными обморожениями. Из заносов освободили более 50 автомобилей.
По данным регионального главка МЧС, во время одного из выездов полиции к месту происшествия сотрудник ППС Данил Максудов получил сильное обморожение кистей рук, отдав свою куртку и перчатки замерзающим в пробке людям.
"Сотрудник полиции при спасении людей отдал ребенку свою куртку, а замерзающей девушке рукавицы... В настоящее время он находится в больнице под наблюдением врачей, ему оказывается медицинская помощь. Врачи борются за пальцы левой руки", - передает ТАСС со ссылкой на сообщение МВД.
Тихий герой ушел на покой. Он спас 81 жизнь тем, что чистил заброшенную взлетную полосу «на всякий случай».
В Коми вышел на пенсию легендарный начальник вертолетной площадки Сергей Сотников.
Фото из архива КП
Тихий герой истории о спасении пассажиров Ту-154, потерпевшего крушение на севере Коми, Сергей Сотников вышел на пенсию. До своего последнего рабочего дня мужчина чистил заброшенную взлетную полосу так, на всякий случай.
О том, что этот самый «всякий случай» может произойти в любой момент, он знает как никто другой.
7 сентября 2010 года пассажирский самолет Ту-154 летел из якутского аэропорта Мирный в Москву, когда на высоте более 10 тысяч метров отказало электропитание, перестали работать все навигационные приборы и насосы. В этот момент лайнер с 72-мя пассажирами и 9 членами экипажа на борту пролетал над севером Коми.
Экипаж запросил аварийную посадку в Сыктывкаре, и тут отказала радиосвязь: летчики не услышали, может ли их принять аэропорт столицы Коми. Кругом - сплошные леса, летчики снизили скорость и сделали круг, высматривая ровное поле, как вдруг внизу мелькнула взлетно-посадочная полоса поселка Ижма. Аэродром здесь уже 12 лет как не работал, но капитан все же принял решение садиться - другого выбора все равно не было.
Удивительно, но аварийная посадка прошла почти без сучка и задоринки. Еще бы, ведь заброшенная взлетная полоса оказалась... вычищена. Начальник Ижемской вертолетной площадки Сергей Сотников все 12 лет чистил заброшеннуювзлетку, хотя считалось, что это уже и не нужно - самолеты здесь не летали, работала только вертолетная площадка. (Весной и осенью, во время распутья вертолет до сих пор остается единственным транспортом в соседние поселки за рекой).
-Я просто безумно рад, что люди остались живы, - первое интервью Сергея Сотникова после того случая разлетелось по сети. Россияне, узнавшие о его тихом подвиге требовали наградить героя, и в 2012 году ему вручили медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, блогеры собрали средства и купили ему снегоход, чтобы зимой удобнее было обслуживать 1 360 метров полосы.
К счастью,с тех пор в небе над Ижмой все было спокойно, и расчищенная на всякий случай полоса больше никому не пригодилась. Сейчас на пост нового начальника вертолетной площадки заступает приемник Сергея.
Горячее сердце доктора Лизы.
Елизавета Петровна Глинка (Поскребышева), известная под сетевым псевдонимом «Доктор Лиза», родилась в Москве 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного. Окончив в 1986 году Второй московский государственный медицинский институт имени Пирогова по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог», вместе с мужем, американским юристом русского происхождения Глебом Глинкой уехала в США. В 2007 году, после возвращения в Москву, она основала и возглавила благотворительный фонд «Справедливая помощь». Волонтеры фонда раздают бездомным еду, теплую одежду и лекарства. Также регулярную помощь получают десятки нуждающихся семей в разных регионах России.Летом 2010 года фонд «Справедливая помощь» участвовал в сборе помощи пострадавшим от многочисленных лесных пожаров. Зимой 2010-2011 года фонд занимался организацией пунктов обогрева для бездомных в Москве.
Осенью 2012 года она была включена в состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
С началом вооруженного конфликта на юго-востоке Украины Елизавета Глинка приняла активное участие в оказании помощи жителям непризнанных республик, в том числе - в эвакуации в Россию раненных и больных детей. Елизавета Глинка входила в состав правления созданного в 2006 году Фонда помощи хосписам «Вера». Помимо Киева и Москвы, она курировала работу хосписов в других городах России, а также в Армении и Сербии. Будучи православным человеком, она неоднократно публично выступала против легализации эвтаназии.Елизавета Глинка оставила после себя троих сыновей (двое родных и один приёмный).Утром 25 декабря 2016 года самолет Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел катастрофу над Черным морем вблизи Сочи.В числе его пассажиров была и Елизавета Глинка, сопровождавшая гуманитарный груз лекарств в сирийскую клинику. Не стало доктора Лизы, но дело её продолжает жить.
3. Реализация построенного проекта. (ответы учащихся)
- Молодцы, вы все справились с поставленной задачей.
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод о роли названных вами душевных качеств.
-Каким из ихдавать волю, выпускать наружу?
Задание №3: Проанализируйте проблемную ситуацию: вам сделал добро человек, которого вы не любите. Чем вы ответите на его поступок?
Вернемся к эпиграфу.
Какая жизненная мудрость заключена в словах В.М.Коркиной?
Моя душа - родник мой звонкий,
Все, что имею, то для всех...
4. Рефлексия.
Классный руководитель:
- Какие же душевные порывы можно считать прекрасными?
- Связана ли духовность человека с его образом?
(Душа человека проявляется в его речи, поступках, отношению к окружающему миру, а значит, она самая главная составляющая в образе человека).
- Что важнее для общества :внешняя красота или внутренняя(душевная)?
- Можно ли назвать полноценной личностью человека, который совершает дурные поступки?
- Может ли такой человек быть счастливым?
Рефлексия: Составим памятку о тех душевных качествах, которые сделают наши души прекрасными, а мир счастливее. (Дети зачитывают записи).
Учитель:
Все, что мы отдаем, возвращается вновь:
Возвращается вера, надежда, любовь.
Возвращается помощь, поддержка, участье,
Возвращаются - радостью, мудростью, счастьем.
Выдающийся персидский поэт Омар Хайям, живший в начале первого тысячелетия, завещал: «В темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценивается». Я искренне желаю, чтобы ваш духовный мир состоял из таких порывов, которые наполнили бы жизнь светом, добром, пониманием, а значит, счастьем. Желаю вам становиться полноценными личностями, стремиться быть прекрасными не только внешне, но и внутренне: наполнять свою душу добротой.
А закончить нашу встречу мне хотелось бы стихотворением «Молитва» Валентины Михайловны Коркиной:
…Да не обмелей, душа, как речка,
Да не стань холодной, словно лед,
Сохрани навек в себе местечко -
То, где птичка певчая живет!А всего важнее и дороже,
И необходимее всего:
Пусть в тебе не смолкнет Голос Божий,
Чтоб всегда я слышала Его…
Литература
1. Под общ.ред. О.И. Кирикова: Человек и общество. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический универс, 2006.
2. Минобрнауки РФ, Федеральное агентство по образованию, Таганрогский государственный педагогический институт; под ред. Л.И.Воробьевой: Дело всей жизни. К 100-летию Дмитрия Борисовича Кабалевского. - Таганрог: ТГПИ, 2004.
3. Куренкова Р.А.: Эстетика. - М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Сгибнева Е.П.: Классные часы в 10-11-х классах. - Ростов на/Д: Феникс, 2003.
5. Мн-во образования РФ, Московский педагогический гос. ун-т ; Науч.ред. Т.И. Лобачева; Рец.: В.А. Ситаров, Г.М. Потанин: Проблемы современного образования и воспитания. - М.: Прометей, 2002.
6.Заболоцкий, Николай Алексеевич (1903-1958.).Полное собрание стихотворений и поэм / Н. Заболоцкий; - СПб. : Акад. проект, 2002.
7. Тушнова, Вероника Михайловна (1915-1965).
Мне в сердце смотрит вечная звезда…: [сборник стихотворений] / Вероника Тушнова; [сост. В.Андреев]. - Москва: АСТ: Астрель, 2010.
8. https://yandex.ru/video/
9. https://www.vesti.ru/doc.html?id=2705693
10. https://znachenie-slova.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B2