Цель: формирование общих представлений о влиянии крепостного права на образ жизни, мысли, поступки, судьбу героев рассказа И.С.Тургенева “ Бирюк” через выявление причин несчастья людей разных социальных категорий; раскрытие на основе сюжета рассказа понятия “конфликт”; определение роли использования автором различных средств художественной выразительности; воспитание доброжелательного отношения между учащимися при работе в группах по структурам “1-2-все”, “Трехшаговое интервью”.
Оборудование: учебник-хрестоматия В.Я.Коровиной “Литература” 7-й класс, портрет И.С.Тургенева, иллюстрации детей к рассказу.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Введение в тему.
- И.С.Тургенев - признанный мастер изображения пейзажа в литературе. Ему удавалось не только фотографически передать окружающую реальность, но и, передавая краски природы, указать читателю на красоту человеческой души, а иногда и страшной социальной действительности.
Чтение учителем отрывка из рассказа: “ Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями”
Вопросы после прочтения: - Какую картину вы представили, слушая эти строки?
- Какие средства художественной выразительности использовал автор для создания сильного впечатления?
(Олицетворение, метафора, инверсия, антитеза. Каждое средство дети комментируют примерами из текста. Можно сказать, что Тургенев использует большое количество прилагательных, которые помогают понять и увидеть необычное в обычном).
Из грозы появляется мужик. – Что можно ожидать от такого появления?
(Лесник появляется при блеске молнии, будто из грозы. От такого невероятного, фантастического появления главного героя можно ожидать чуда… Доброго, светлого…
Появление героя сказочно красиво).
- Но что мы видим дальше? (Избушку. Мрачную, нищую, убогую… Такой контраст помогает острее почувствовать читателю всё бедственное положение, страшную убогость, нищету людей. Это чувство усиливается, когда мы видим, что здесь живут дети. Условия для жизни девочки и грудного младенца просто невыносимы. Всё увиденное лишь усиливает нетерпимое отношение к крепостному праву).
В основе сюжета рассказа - столкновение интересов персонажей. Попытаемся разобраться, в чем причина. Для этого мы проанализируем каждого героя с точки зрения совершаемых поступков и попытаемся выявить причины этих поступков.
Каждая группа анализирует своего персонажа.
1 - Бирюк
2 - Крестьянин
3 - Автор
Примерная запись на доске:
Бирюк | Крестьянин | Автор | |
Совершаемые действия | |||
Причины этих действий |
Группы работают в течение 6-7 минут по структуре “1-2-все”. В результате групповой работы по данной структуре намечается план ответа на задание, которое представляется и комментируется для всех одним из членов группы.
Обобщая сказанное, учитель с помощью вопросов подводит детей к понятию “ конфликт”
- Почему автор помогает мужику, разве не понимает, что Бирюк прав?
(Бирюк прав, он добросовестно несет свою должность лесника. Но у мужика нет выхода, не нарушать закон он не может, так как погибнет его семья, дети, чего он допустить не может и вынужден идти на отчаянный шаг, нарушая закон.)
- А был ли у мужика другой выход, более законный?
( Нет. Безвыходность положения.)
- Итак, мы пришли к выводу, что крепостное право провоцирует столкновение этих по-своему правых людей. В литературе есть понятие “ конфликт”.
Запись на доске: конфликт- столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов.
- Данный конфликт провоцирует крепостное право, нет возможности работать, так как крестьянин – крепостной.
- Как был разрешен этот конфликт?
(Он был разрешен появлением внутреннего конфликта в душе Бирюка. Бирюк не может не пожалеть этого жалкого, озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный принцип и отпускает вора.)
- А счастливы ли эти люди? Давайте порассуждаем на эту тему в своих группах.
Примерная запись на доске:
Причины несчастья героев. | ||
Бирюк. | Крестьянин. | Автор. |
Группы работают в течение 10 минут по структуре “ Трехшаговое интервью” (время на работу определять может учитель, исходя из реальных возможностей класса.). Результаты работы группы представляет один из учеников группы, внося свои варианты ответов в таблицу.
Итог урока: писатель нарисовал широкую картину русской действительности середины прошлого века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить выполнить творческую работу по типу сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”.