Цель урока: Систематизировать изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрыть смысл названия романа “Капитанская дочка”.
Задачи: сформировать представление об особенностях художественного метода А.С. Пушкина и системе его духовных ценностей, развивать умение осмыслять нравственно-этический выбор героев романа
Оборудование урока: мультимедиа аппаратура (компьютер/ноутбук, проектор, экран, динамики), лучше – интерактивная доска, презентация PowerPoint + отрывок из х/ф “Капитанская дочка” (1959) и “Русский бунт” (1999), портрет А.С. Пушкина, текст романа, план романа (раздаточный материал).
Ход урока
I. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку. Целеполагание.
- Вступительное слово: “Сегодня мы начнем наш урок с просмотра отрывка художественного фильма, снятого режиссером Владимиром Каплуновским в 1959 году, и вы определите, по мотивам какого произведения снят данный фильм и какие события легли в основу этого произведения”.
- Просмотр отрывка х/ф “Капитанская дочка” (1959 г.) режиссера Владимира Каплуновского, снятого к 160-летию А.С. Пушкина: сцена, где Маша едет в Петербург и встречает каторжников и Пугачева в клетке.
- На фоне фильма учитель читает отрывок из Пропущенной главы романа “Капитанская дочка”: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас возможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка”.
Рис. 1. Отрывок х/ф “Капитанская дочка” (слайд презентации)
- Слово учителя: “Вы, безусловно, узнали эпизод из романа великого русского писателя А.С. Пушкина.
В этом учебном году вы изучали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, который был завершен 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении “Капитанская дочка” - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые тайны “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин и разобраться в смысле названия романа”.
Рис. 2. Портрет А.С. Пушкина. Тема урока (слайд презентации)
II. Актуализация знаний.
- В какую историческую эпоху разворачивается действие романа?
Учащиеся: Период правления Екатерины II, народное восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
- Этот роман является историческим. Дайте определение историческому роману.
Учащиеся: Исторический роман - условное обозначение для романов, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
Рис. 3. Определение исторического романа (слайд презентации)
- Назовите главных героев романа.
Учащиеся: Главнее герои романа – Емельян Пугачев, Петр Гринев, Марья Миронова, Алексей Швабрин.
Рис. 4. Главные герои романа (слайд презентации)
- Дайте характеристику главным героям романа.
Работа учащихся в группах:
Гринев Петр Андреевич - главный герой романа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.
Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.
И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.
Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.
Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.
Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.
Мария Ивановна Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своего романа.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
III. Идеализация знаний. Совместная работа над сюжетом романа (работа со схемой-презентацией), составление сюжетной схемы.
Рис. 5. Сюжет романа (слайд презентации)
(Прим. В ходе работы над сюжетом романа необходимо вспомнить историю его создания).
Из истории создания романа
С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.
В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.
Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.
Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.
IV. Основная часть. Работа над образом Маши Мироновой.
1. Фронтальная работа.
- Вам представлен план романа (см. Приложение): даны названия глав и эпиграфы к ним. Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?
Учащиеся: А.С. Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы.
- Вспомните эпизод из 5 главы, где Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринева. Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде?
Учащиеся: Сила ее любви. Глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Маша решила, что ей не судьба быть замужем за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет ее бескорыстная любовь. Пережитое закаляет ее стойкость, мужество.
- Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя?
Учащиеся: Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства Гринев на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно обдумывает план действий, требующий энергии смелости. В Маше есть способность располагать к себе самых различных людей и по характеру и по положению.
Слово учителя: “Сейчас мы посмотрим два фрагмента художественного фильма “Русский бунт” режиссера Александра Прошкина, снятого к 200-летию А.С. Пушкина: сцены встречи Марши Мироновой и императрицы и ответим на вопросы: Какие черты характера героини показаны в этих эпизодах? Почему Екатерина II прислушалась к просьбе Марьи Ивановны?”
2. Просмотр отрывков художественного фильма “Русский бунт”.
Рис. 6, 7. Фрагменты х/ф “Русский бунт” (слайд презентации)
- Итак, ответьте на поставленные перед просмотром отрывков фильма вопросы.
- Почему же А.С. Пушкин назвал свой роман “Капитанская дочка”, а не предположим “Пугачев”, “Гринев”, “Швабрин” или “Маша Миронова”?”
Учащиеся: Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную. Неспроста роман начинается эпиграфом, русской пословицей: “Береги честь смолоду”.
V. Домашнее задание: Сегодня мы посмотрели отрывки из двух замечательных художественных фильмов по мотивам романа А.С. Пушкина – “Капитанская дочка” 1959 г. и “Русский бунт” 1999 г. Мы вам дарим диски с этими фильмами, посмотрите их и сравните, как изображена Маша Миронова в разных фильмах, и сопоставьте с образом в романе. Напишите небольшое сочинение-рассуждение и пришлите учителю на электронную почту.
Рис. 8. Домашнее задание (слайд презентации)
V. Заключительное слово учителя: “… В Симбирской губернии… В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десяти помещикам. – В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова… Издатель. 19 октября 1836 год”.
"Капитанская дочка" (приложение)
Видеоприложения находятся у автора (большой объем приложений).