Урок литературы “Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века” проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам.
Урок является обобщением пройденного материала по теме “Серебряный век русской поэзии”
Нестандартная форма проведения урока по этой теме позволяет учащимся проявить творческие способности, максимум самостоятельности, защитить свою точку зрения при выборе того или иного стихотворения, блеснуть своими речевыми умениями и навыками.
Учащиеся заранее делятся на несколько групп в соответствии с выбором поэтического направления начала XX века, что позволяет коллективно сделать правильное решение, распределить роли, спланировать свою речь так, чтобы жюри выбрало стихотворение соответствующей группы.
В процессе работы, учащиеся задают друг другу вопросы, чтобы группа смогла защитить выбранное стихотворение, отстоять свою точку зрения и включить в сборник выбранное стихотворение поэтов того или иного направления. Учащиеся отвечают как коллективно, так и монологически, дополняя ответы товарищей.
Кроме поэтических групп находятся на уроке две дополнительные группы по оформлению сборника: художники-оформители, которые делают заранее эскизы обложки, и составители вступительной статьи к сборнику, где описывается содержание сборника.
И, конечно, независимое жюри, состоящее из учителей, которые отбирают нужные стихотворения при помощи оценочных листов. В итоге работы должен получиться поэтический сборник по поэзии Серебряного века.
Учитель больше руководит предварительным процессом подготовки к уроку, а на уроке работают только учащиеся, показывая свои знания по данной теме.
Урок сопровождается слайдовой презентацией, музыкальным оформлением.
Ценен урок тем, что в такой форме можно проводить уроки литературы формирования поэтических сборников по разным темам и не только в старших классах, но и в среднем звене.
Цели урока:
1. Обобщить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века;
2. Углубить представление учащихся о литературных направлениях – символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии, выбрать и проанализировать наиболее яркие стихотворения поэтов Серебряного века.
3. Воспитывать у учащихся культуру речи, внимательное отношение к окружающим, эстетику, чувство собственного достоинства и коллективизм. Прививать любовь к литературе.
Оформление урока:
1. Оформление доски (либо использование слайдовой презентации, содержащей следующие материалы):
- число;
- тема урока;
- портреты писателей Серебряного века, о которых
пойдёт речь;
- выставка книг, подготовленная библиотекарем
школы о поэзии Серебряного века;
2. Оформление кабинета:
- парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в нескольких группах, каждая группа имеет название поэтического направления, отдельно находятся жюри, художники-оформители и составители вступительной статьи к сборнику;
3. Оформление рабочего места групп:
- каждый учащийся группы по договорённости
имеет листы с оформленными стихотворениями
(формат А-4), которые будет представлять для
сборника;
- руководитель группы готовит сведения о
поэтическом направлении, о котором будет
говорить группа и соответственно оформляет речь
на листе;
- у жюри на столе разложены оценочные листы и
подписаны участники приёмки сборника;
- художники-оформители имеют все для рисования,
подготовленные эскизы и пояснения своей обложки.
Ход урока:
1.
Подготовленные учащиеся начинают урок (это руководители групп) под музыкальное оформление
1-й ученик:
Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: полнота художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
2-й ученик:
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия…и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф, вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери…А что ждало человека впереди?
Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчуствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
3-й ученик:
С чем ассоциируется Серебряный век? Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? (Учащиеся пытаются ответить)
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста, глаза…
Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
2. Сообщение учащимся темы и целей урока:
Учитель:
Сегодня на уроке пойдёт речь о возвышенном и прекрасном. Тема урока “Составление поэтического сборника “Этот мир очарований, этот мир из серебра…”, строки из стихотворения Валерия Брюсова. Мы долгое время изучали поэзию Серебряного века, и сегодня вам предоставляется возможность составить свой сборник из стихотворений, которые наиболее понравились, рассказать об авторах эти стихотворений, почему они достойны войти в этот сборник, и о своём поэтическом направлении, которое защищает группа.
Учитель представляет группы: “старшие” и “младшие” символисты, акмеисты, футуристы, новокрестьянская поэзия, независимые поэты, художники-оформители сборника, составители вступительной статьи. Знакомит с членами жюри и условиями выбора стихотворения.
3. Работа в группах проходит по следующей схеме:
Например:
Акмеизм как литературное направление “вырос” из символизма. Эстетической реформой акмеизма принято считать труд М.Кузьмина “О прекрасной ясности” и статью Н.Гумилёва “Наследие акмеизма и символизма”.
Представители акмеизма: А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, М.Зенкевич и др.
Главное в творчестве – здоровый реализм, чёткая определённость и предметность словесных значений. Мир поэта – живой, вещный, зримый.
Наиболее яркие стихотворения:
Н.Гумилёв “Жираф”, “Капитаны”, “Шестое чувство”.
А.Ахматова стихотворения из сборника “Вечер”.
О.Мандельштам “Selenium”, “ Дано мне тело – что мне делать с ним”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” и др.
4. Комментарий жюри по выбору стихотворений в сборник, выявление лучших групп.
Перед тем, как выступить заключительным группам, жюри оценивает выступления групп поэтических течений в начале XX века, комментируя оценочные листы и выносит заключительный вердикт о приёмке сборника.
5. Выступление художественно-оформительской группы:
Учащиеся демонстрируют выполненную работу и комментируют художественное оформление.
Например:
Предварительно учащиеся выбрали иллюстрацию женщины, играющей на арфе, которую перенесли на обложку, сверху написали название сборника, а в виде рамки изобразили железные цепи.
Дали следующие пояснения: женщина, играющая на арфе олицетворяет музу, нежность поэзии, а её игра - это божественная поэзия Серебряного века.
Цепь – это железное сплочение поэтов, цепь ассоциируется с тюрьмами, трагической судьбой поэтов, их стойкостью и силой.
6. Выступление составителей вступительной статьи:
Ученица прочитала составленную статью в конце урока, где был дан комментарий Серебряному веку, названы направления в поэзии, основные представители этих направлений. Также названы самые яркие стихотворения поэтов Серебряного века, представленные в сборнике.
В заключении было прочитано стихотворение собственного сочинения:
Когда захочется стихов о жизни, смерти и
борьбе,
О самой горестной судьбе и о прощении грехов,
Когда захочешь прочитать о том, что можно раз
любить,
Что без свободы нельзя жить, не надо много здесь
искать.
Ищи средь книг xx век, страницу лишь перелистни,
Поэзия из серебра, она играет и блестит,
Она волнует и бодрит, в ней столько жизни и добра.
И в ней читай ты между строк, и мир покажется
другим,
А сердце вечно молодым, но рок по-прежнему жесток.
Не зря серебряным зовут: он драгоценный, он
блестит,
Но он жестокий, как гранит…
Козарь Эльвира
7. Подведение итогов урока, выставление оценок:
Оценки выставляются после комментария жюри, итог работы – это сам сборник поэзии Серебряного века, составленный учениками.
8. Домашнее задание:
Написать мини-сочинение “Значение поэзии Серебряного века в наши дни.
Вывод: все собранные и оформленные листы являются основой сборника, который формируется вместе с учащимися и помещается в кабинет русского языка и литературы для чтения другими учащимися.
Список литературы
1.Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс – М: Вако, 2003.
2. Серебряный век русской поэзии: конспекты уроков/ П.И.Угроватов, Л.Г.Максидонова – М: Владос,2000.
3. Поэзия Серебряного века: том 1 и 2/ А.В.Леденёва,Л.Г.Кихней – М: Дрофа, 2002.
4. Русская литература XX век: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.Журавлёва – 6-е изд. - М: Просвещение, 2001.