Литература
-
Урок литературы "Русский национальный характер героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс 2013
Урок формирования и совершенствования знаний расширяет знания учащихся о личности и взглядах И.С. Тургенева. В ходе анализа текста развивается коммуникативная компетенция учащихся: умение анализировать литературное произведение, отдельный эпизод, определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее; совершенствование навыка характеристики героя, навыки выразительного чтения.
-
Урок литературы "Русский футуризм". 11-й класс 2009
Учащиеся узнают об исторических условиях зарождения футуризма, выявляют основные черты этого литературного течения.
-
Урок литературы "С чего начинается Родина?" в 5-м классе 2010
Первый урок из цикла «С чего начинается Родина?» помогает понять истоки любви к Отечеству; формирует понимание понятия «малая родина», осознанное отношение к нравственным ценностям; учит вдумываться, вслушиваться в мудрое слово писателя.
-
Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс 2016
Важнейшей задачей современного образования является подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, а также воспитание ребенка как творческой личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира, в том числе красоту слова. Задачи урока: проанализировать «Очерк зимнего дня» с точки зрения содержания и формы; освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте; формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины.
-
Урок литературы "Самые уязвимые… Как защитить?" (по фрагменту книги В.Конецкого "Кто смотрит на облака"). 7-й класс 2016
Урок литературы в 7-м классе разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по фрагменту книги В.Конецкого «Кто смотрит на облака» дает возможность помочь обучающимся осознать проблему страданий мирного населения во время вооруженного конфликта.
-
Урок литературы "Сахам саллаатын айхаллаан ыллыбын". 8-й класс 2012
Урок якутской литературы посвящен жизни и творчеству поэта-фронтовика И.Д. Винокурова-Ча5ыл5ана.
-
Урок литературы "Сергий Радонежский – игумен земли Русской". 8-й класс 2016
Человек, находящийся в непрестанной борьбе со своими пороками и, наконец, побеждающий их – это и есть святой человек. К иконам Сергия Радонежского не случайно приносят свечи, молятся ученики и студенты. Из-за удивительного случая в его жизни он навсегда стал особым покровителем для тех, кто учится. Сергий Радонежский был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей.
-
Урок литературы "Сказка и басня" в 5-м классе 2008
Урок литературы в 5-м классе проводится после изучения темы «Русские народные сказки». На уроке предполагается систематизировать материал о жанровых особенностях сказки и сопоставить её с басней. Изучение нового материала носит последовательный характер: прочитав басню Эзопа без морали, они выдвигают гипотезы о жанре произведения и придумывают собственные варианты морали.
-
Урок литературы "Служение доброте" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") 2010
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа; показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты; учить анализировать произведение, отвечая на вопросы, доказывая примерами из текста правильность своих ответов.
-
Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2010
Представлен урок литературы, на котором систематизируется изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрывается смысл названия романа «Капитанская дочка». На уроке формируется представление об особенностях художественного метода А.С.Пушкина и системе его духовных ценностей, развивается умение анализировать нравственно-этический выбор героев романа.
-
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" 2008
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме "Серебряный век русской поэзии".
-
Урок литературы "Страдания ребёнка и мировое зло" 2018
Данный урок является вторым из шести запланированных. Его небезосновательно можно считать основным в цепочке уроков по роману «Братья Карамазовы», так как именно на этом уроке в ходе анализа глав «Надрыв в избе», «У Илюшиной постельки», «Бунт», «Похороны Илюшечки. Речь у камня» формируются основные положения, заложенные Ф.М.Достоевским в самом романе.
-
Урок литературы "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") с использованием техник коопераций 2007
Данный урок имеет место в системе уроков преподавания литературы в 7-м классе по программе В.Я. Коровиной. Своеобразностью этого урока является использование в его структуре технологий техник коопераций "1–2–все", "Трёхшаговое интервью", направленных на развитие коммуникативных способностей: умения рассуждать, иметь свою точку зрения на поставленную проблему, аргументированно отстаивать своё суждение в группе, считаться с мнением других.
-
Урок литературы "Тарас Бульба - народный герой" 2008
Основной целью заключительного урока по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" является развитие умения находить в художественном тексте материал, выделять художественные средства, необходимые для характеристики персонажа, и через них показывать отношение автора к своему герою. Для наглядности используются иллюстрации художника Е.Кибрика и репродукция картины И.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
-
Урок литературы "Тема родины в поэзии Сергея Есенина". 11-й класс 2013
Цель урока: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к родине в лирике поэта, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики; исследовать творчество С.Есенина; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях; выяснить, какое место тема родины занимает в лирике поэта.
-
Урок литературы "Три типа художника в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя "Портрет", учить внимательно читать произведение, подмечая важные детали, выявить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием; выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В. Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник.
-
Урок литературы "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). 7-й класс 2010
Данный урок литературы является четвертым в системе занятий по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7-м классе. Основное его назначение – реконструкция внесценических эпизодов комедии, то есть анализ того текстового материала, который остается за кадром, но который так необходим для более полного и глубокого понимания идеи произведения. В центре урока 3-е действие комедии, сцена вранья. Ученики отвечают на основной вопрос: как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке?
-
Урок литературы "У войны не женское лицо" 2008
Представлена разработка урока литературы. Перед уроком заранее ученикам даётся задание прочитать все вышеназванные произведения. Затем класс делится на четыре группы. Каждая группа должна подготовить материалы по определённому произведению, подготовиться к презентации. Большое место на уроке отводится музыкальному оформлению. Если позволяют технические средства, его можно сразу включить в презентацию.
-
Урок литературы "Уж не пародия ли?" Прием пародии в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
Урок-исследование входит в цикл, посвященный изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Знакомит учащихся с главой из романа «История одного города», развивает аналитические способности школьников. Материал первой главы романа «История одного города» позволяет школьникам на примерах увидеть, как интертекстуальность становится приемом пародии.
-
Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Использование инсценированного чтения и чтения в лицах – необходимый атрибут подобных уроков. Формируются артистические навыки школьников среднего звена, ребята учатся в игре передавать характерные черты героев. Работа на уроке ориентирована на формирование у школьников общекультурных и литературоведческих компетентностей.
-
Урок литературы "Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки". 5-й класс 2012
Урок связан с фольклорными традициями народа. Работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают свою речь более образной, меткой, афористичной.
-
Урок литературы "Футуризм как литературное направление" 2010
При обзорном знакомстве с литературными направлениями Серебряного века учащиеся получили первоначальные сведения о футуризме и с удовольствием откликнулись на предложение о более глубоком изучении этого направления в искусстве и литературе. Для создания полной картины дети подбирали материал о живописи, музыке, поэзии той эпохи, готовили инсценированное выступление.
-
Урок литературы "Футуризм. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Авангардная живопись начала ХХ века". 11-й класс 2018
Урок литературы разработан для учащихся 11-го класса при изучении темы «Литература ХХ века. Художественный мир русской поэзии XX века». Тип урока –интегрированный урок. На уроке используются мультимедийные компьютерные презентации, звучит музыка, созданная в то время, представлены образцы авангардной живописи того времени, что делает урок ярким и увлекательным, и насыщенным информационно и эмоционально.
-
Урок литературы "Человек в огне Гражданской войны". 11-й класс 2012
Цель урока: дать обзор девяти рассказов романа из цикла «Конармия» И.Эм. Бабеля с учётом языка, художественных приемов и средств; показать человека в нечеловеческих условиях Гражданской войны, т. е. раскрыть главную тему бабелевских новелл, что высшей ценностью для художника остается человек «с большой буквы».
-
Урок литературы "Человек за все в ответе (по повести К.Булычева "Смерть этажом ниже")" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Кира Булычева, с содержанием его повести «Смерть этажом ниже», играют в ролевую игру «Суд над литературными героями». Урок призван помочь школьникам осознать важность экологической проблемы, выявить связь между экологической и нравственной проблемами, поднятыми автором повести.
-
Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс 2016
Урок литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова «Солнечное затмение», на котором созданы условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести средствами технологии проблемного обучения. Цель урока: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
-
Урок литературы "Человек трудом славится" (по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"). 6-й класс 2015
Цель урока: исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда; развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.
-
Урок литературы "Чистота и святость пути человека, в чьем сердце – мама…" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2012
Цель урока: закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения); показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов; помочь учащимся осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей; подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви, от традиции почитания родителей.
-
Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс 2013
Особенность урока состоит во включении в содержание урока вопросов и заданий, направленных на создание мотивации у обучающихся, предоставляющих возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, формулировать свою позицию и доказывать её. Тщательно осуществлён выбор содержания урока: факты биографии, творчества и характеристика личности Ю.С. Рытхэу; характеристика героев его произведений, жителей Чукотки; рассказ «Хранитель огня» как иллюстрация жизненных устоев людей северных народов.
-
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова) 2010
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова? Воспитание на примере Н.А. Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.