Литература
-
Урок литературы "Л.Андреев. Рассказ "Кусака" 2020
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем, понимание авторской позиции, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Урок литературы "Лирика военных лет" 2012
Урок проводится на 2-м курсе обучения в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». В ходе урока рассматривается поэзия, соединяющая высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Война изображается не как геройство и подвиг, а как проверка на человечность. Цель урока: пробудить чувство сопереживания приобщением к исповедальной и искренней лирике, доходящей до сердца каждого человека.
-
Урок литературы "Лирика Николая Туроверова в контексте эпохи". 11-й класс 2019
Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, изобразительное искусство.
-
Урок литературы "Любить – значит жертвовать собой ради любимого" (по роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери" 2009
Данный урок - знакомство с творчеством великого французского писателя, поэта, драматурга XIX века В.Гюго. Роман "Собор Парижской Богоматери" - это "художественная энциклопедия Средневековья", где каждый герой по-своему проявляется в любви, но не каждый из героев способен на жертвенную любовь. Ведь "умирать от любви - значит жить ею".
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.
-
Урок литературы "Любовная лирика А.С. Пушкина" (9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся анализируют, что входит в понятие «любовь», знакомятся с «донжуанским» списком великого поэта и его героинями, а также со стихотворениями, обращёнными к этим женщинам. В заключение урока ребята представляют сообщение о потомках поэта.
-
Урок литературы "Людей неитересных в мире нет …" (по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2012
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева «Багульник» решает важную нравственную проблему в формировании личности ребенка, а именно: воспитывает уважительное отношение к человеку и животным. Наше время нуждается в таких людях, как главный герой рассказа «Багульник». Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.
-
Урок литературы "М.М. Пришвин "Кладовая солнца"" 2014
Цель урока: выяснить особенности писательского дарования М.М. Пришвина, смысл названия произведения. На уроке учащиеся, используя текст произведения, определили важную роль взаимодействия человека и природы, выяснили, что сказка-быль Пришвина учит тому, что нельзя потребительски относиться к природе.
-
Урок литературы "М.Ю. Лермонтов "Бородино"" 2014
Урок расширяет представления ребят о биографии писателя, развивает интерес к его судьбе и творчеству.
-
Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс 2016
Цель урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. В течение всего урока осуществляется личностно ориентированный подход, используются технологии педагогики сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
-
Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень" 2008
Урок пропагандирует творчество А. Вампилова, стремится вызвать интерес к личности писателя, через воспитание любви к малой родине приобщить учащихся к творческому наследию А. Вампилова.
-
Урок литературы "Мальчик с ручкой": почему люди стоят с протянутой рукой? (По материалам рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2014
На уроке создается ситуация, в которой дети сами выбирают личность писателя для изучения (из предложенных). В ходе урока они знакомятся с основными этапами жизни Ф.М. Достоевского, читают и анализируют отрывок из его произведения «Мальчик у Христа на елке», ведут этическую беседу, стимулом к которой становится художественный текст. Все это подчинено единой идее: учить ребенка не пасовать перед трудностями, преодолевать их.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Урок литературы "Мог ли Герасим поступить иначе?". 5-й класс 2017
Цели урока: углубить знания учащихся об эпохе крепостного права; привлечь их внимание к судьбе Герасима; учить художественному пересказу, рецензированию; способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.
-
Урок литературы "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя "Шинель"" 2011
Данный урок способствует достижению следующих целей: углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатываются навыки анализа прозаического текста. Формируется представление о мотиве обиды в повести "Шинель".
-
Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс 2013
Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, фактами биографии, которые оказали влияние на мироощущение поэта. В ходе урока учащиеся принимают участие в беседе по статье учебника (домашнее задание), выступают с сообщением о жизни поэта, обучаются ассоциативному анализу лирического произведения.
-
Урок литературы "Н.В. Гоголь как гражданин и писатель" 2011
Давно стало историей всё, что было связано с произведением Н.В. Гоголя "Мертвые души", а до сих пор его читают школьники, и никто не собирается исключать его из школьной программы. По праву считается, что изучение поэмы – занятие не из легких. Причин тому несколько, и одна из них – загадочность и неординарность гоголевской натуры. Вторая причина – сложность замысла и оригинальность его воплощения. Третья – методические затруднения. Многое зависит от первого урока, на котором происходит знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя. Именно этой теме и посвящен урок.
-
Урок литературы "Не хлебом единым жив человек" 2008
На уроке обращаемся к творчеству одного из местных поэтов. Стихотворения В.И. Никонова - неиссякаемый родник, из которого можно бесконечно черпать, утоляя жажду духовности. Используя интерактивный режим, вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме. С помощью незатейливых стихотворений в подрастающем поколении воспитывается добро, стремление помочь ближнему.
-
Урок литературы "Неоконченное путешествие с Жюлем Верном" 2010
Автор знакомит с основными вехами жизни Ж.Верна, с историей создания "Необыкновенных путешествий"; акцентирует внимание учеников на вере писателя в силу и возможности человека.
-
Урок литературы "Новые люди" (по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?"). 10-й класс 2017
Цель урока: научить детей рассуждать на тему преобразования мира и человеческих отношений.
-
Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" 2009
Целью урока является актуализация личного опыт учащихся, формирование лучших их нравственных качеств. Раскрытие темы поможет дать краткий обзор творчества В.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
-
Урок литературы "О рифме и строфе" 2010
Урок изучения теории литературы с использованием компьютерной презентации в 6-м классе. Учащиеся знакомятся с определением рифмы, различными видами рифм. Также дается понятие о строфе и ее видах.
-
Урок литературы "Об удивительных гоголевских словах" (по повести Н.В. Гоголя "Портрет") 2008
Цель данной работы: провести текстуальный анализ произведения. Для разбора берётся повесть Н.В. Гоголя "Портрет". Исходя из понимания творчества писателя, овеянного порывом высокой романтики, автор рассматривает проблему данного произведения через осмысление особых слов. Идя вслед за авторскими размышлениями о тайне, скрытой в портрете, имеем возможность рассмотреть разнообразную стилевую окрашенность слова "смотреть". Созерцать, рассматривать, глазеть - какое же слово точнее выражает совершенство духа и власть гения?
-
Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.П. Платонова "Возвращение" 2009
Конспект урока литературы – это анализ художественного текста. Форма урока вызывает интерес у учащихся к предмету, приобщает их к исследовательской работе, способствует развитию самостоятельного мышления, устной речи, умению анализировать и оценивать художественное произведение, высказывать собственное мнение о проблеме. Тема урока способствует нравственному воспитанию учеников.
-
Урок литературы "Образ матери в повести Л.Н.Толстого «Детство»". 7-й класс 2017
Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система общим объемом более 600 млн. слов, основанная на собрании русских текстов в эл. виде, снабженная системой поиска. Он охватывает период с середины 18 века до сегодняшнего дня. Портал Национального корпуса русского языка позволяет преподавателям и учителям использовать его в их повседневной работе и стал инструментом для создания новых методик преподавания, новых словарей, справочников и пособий.
-
Урок литературы "Обрядовые песни" 2008
Урок построен в виде конкурса мини-проектов с использованием компьютерной презентации. В ходе работы над предложенными темами учащиеся знакомятся с особенностями обрядовой поэзии, учатся творчески реализовывать свои замыслы, изучают обычаи своей страны.
-
Урок литературы "Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла"). 5-й класс 2017
Цели и задачи урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла; помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы; обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению.
-
Урок литературы "Описание родной природы. Зима" 2014
Урок знакомит с особенностями текстов-описаний природы: языковыми средствами, композицией, стилем речи; поможет подготовиться к сочинению, используя личные наблюдения.
-
Урок литературы "Особенности лирики А.А. Фета" 2010
Урок является вводным в системе уроков, посвящённых творчеству одного из талантливых поэтов XIX века – Афанасия Фета. Говорить с современными подростками о лирике, заинтересовать их высокой поэзией всегда непросто. Поэтому урок выстроен в интерактивной технологии мастерских, что делает его динамичным, личностно ориентированным, вызывающим живой отклик у обучающихся, отвечающим требованиям современного урока литературы.
-
Урок литературы "Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Частушка. Песня". 8-й класс 2012
Цель: продолжить работу с понятием «фольклор» и его малыми жанрами; изучить тему песен и частушек; показать связь песни и частушки; доказать, что песни и частушки – целостная система устного народного творчества.