Литература
-
Урок литературы "Благо или зло?" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") 2017
Цели урока: выявить особенности изображения Воланда на страницах романа; определить функции свиты Воланда; выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире. Учить анализировать текст, обобщать и делать выводы; развивать исследовательские способности учащихся, связную монологическую речь. Формировать нравственную позицию старшеклассников.
-
Урок литературы "В пределах допустимого…" (по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна"). 8-й класс 2016
Данный урок разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по новелле О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» способствует формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности учащихся.
-
Урок литературы "В.Костров. "Какой-то есть еще запас в моем обманутом народе…"" 2009
Урок входит в систему уроков методического учебного пособия, разработанного мной для факультативного курса по русской литературе «Творчество современных русских поэтов второй половины XX – начала XXI века» для учащихся образовательных учреждений системы НПО.
-
Урок литературы "Война, беда, мечта и юность!" 2008
Повесть "Сказание о моём ровеснике" посвящена событиям гражданской войны. Герои повестей "Крик", "Убиты под Москвой" (1963) и ряда рассказов - герои Великой Отечественной. В повестях "Генка, брат мой..." (1969) и "Вот пришёл великан" (1971) рассказывается о послевоенной жизни, в них Воробьёв решает нравственные проблемы своего современника.
-
Урок литературы "Вокруг тебя — мир". Внеклассное чтение. 8-й класс 2007
<p>Урок внеклассного чтения "Вокруг тебя – мир…" (литература, 8-й класс) по теме "В пределах допустимого" по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" разработан с применением технологии нейролингвистического программирования. Цель урока – привлечение внимания учащихся к проблеме выбора допустимых средств на пути достижения цели.</p>
-
Урок литературы "Герой нашего времени. Кто ты? Какой ты? Есть ли ты?" (по роману З.Прилепина "Санькя"). 10-й класс 2012
Сегодня в современной литературе нет произведений, в которых создан образ героя XXI века. Среди современных писателей крайне трудно найти человека честного, бескомпромиссного, истинного патриота. Захар Прилепин именно таков: молодой писатель – выходец из русской глубинки, прошел чеченскую войну, сейчас – лауреат литературных премий, успешный редактор газеты. В его романе "Санькя" создан образ юного патриота Саши Тишина, революционера, готового на все ради своей страны.
-
Урок литературы "Голос маленькой неизвестной жизни" (по рассказу А.Платонова "Неизвестный цветок"). 5-й класс 2016
Представлен материал, включающий разработку открытого урока литературы в 5-м классе по теме «Голос маленькой неизвестной жизни» (по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»). На уроке учащиеся вместе с учителем делают открытия, учатся вести диалог, работать в группах, а также расширяют свое представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать. Занятие сопровождается презентацией и завершается творческой работой.
-
Урок литературы "Да святится имя твое" по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2007
Тема войны - вечная тема в русской литературе. Текстоцентрический подход является основой технологии данного урока. Проблемные ситуации, "жгучие" вопросы, "точки" удивления, художественные детали, словообразы, определение мотивов, рассматривание текста "под микроскопом", выстраивание ассоциаций, творческие задания помогают сделать урок результативным.
-
Урок литературы "Добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2021
Цель урока: формирование категорий «добра» и «зла» на примере повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
-
Урок литературы "Добро творящий, творит жизнь". 6-й класс 2019
Цель урока: познакомить с особенностями жанра святочного рассказа на примере рассказа Л.Чарской «Маля», прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, и зла, любви и красоты, милосердия и сострадания.
-
Урок литературы "Дореволюционное творчество В. Маяковского" 2009
Это первый урок в 11-м классе по творчеству В.В. Маяковского, поэтому необходимо дать ребятам представление о его автобиографии, познакомить с мнением о В.В. Маяковском его современников. На уроке необходим анализ некоторых самых ярких и понятных ребятам стихотворений, чтобы они познакомились с лирическим героем Маяковского, изобразительно-выразительными средствами стихотворений, научились читать его стихи.
-
Урок литературы "Дубровский и Троекуров: друзья или враги" 2014
На уроке анализируется отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский», содержащий ссору между Андреем Дубровским и Троекуровым, т. к. он ключевой для развития дальнейших событий. Наряду с анализом текста перед учащимися ставится вопросы личностного характера: какое значение дружба и друзья имеют в жизни человека, может ли сохранение дружеских отношений быть превыше физического и материального благополучия, как поступать, если возникла ссора с близким человеком.
-
Урок литературы "Есенин и музыка" с использованием информационных технологий 2008
Наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина, музыкальности и красочности его поэзии. Поэт то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вся поэзия Есенина – музыка.
-
Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс 2016
Цель урока: формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.
-
Урок литературы "Жизненные испытания Матрены Тимофеевны" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо…"). 10-й класс 2013
Цель урока: показать, что героиня Н.А. Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
-
Урок литературы "Жизненные уроки героя" по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» 2017
Цель урока: продолжить формирование у детей на примере жизни главного героя такие духовные ценности, которые делают человека добрым и бескорыстным. Задачи урока: формировать навык работы с текстом литературного произведения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; формировать умение оценивать свои и чужие поступки, основываясь на общечеловеческих нравственных ориентирах.
-
Урок литературы "Жилин и Костылин: разные судьбы" 2013
Урок обобщения и систематизации материала по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Групповая и индивидуальная работа объединяет усилия учеников и учителя при обучении составлению сравнительной характеристики главных героев.
-
Урок литературы "Жить не по лжи". Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" 2009
Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу "Матрёнин двор" при изучении курса литературы в средней школе. О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили "Матрёнин двор". Его называли "блистательным", "подлинно гениальным" произведением.
-
Урок литературы "Звезда в колодезном ведре" 2012
Урок по творчеству и биографии новгородского поэта Леонида Федоровича Усяченкова. Изучение литературы родного края дополняет общую картину русской литературы, развивает навыки анализа художественного текста, учит эстетической ориентации в ранее неизвестном литературном материале. Литературное краеведение обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
-
Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно" 2009
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне; показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, любви к Родине; чувства уважения к людям старшего поколения; духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
-
Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2012
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма.
-
Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство"). 7-й класс 2012
На уроке изучается 13-я глава повести Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся знакомятся с творчеством писателя, учатся извлекать нравственные уроки из классической литературы.
-
Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья") 2008
На уроке литературы в 5-м классе рассматриваются особенности жанра притчи. Знакомство с биографией писателя, медленное чтение, инсценировка сказки, сопоставление её с другими произведениями искусства - пути постижения нравственных проблем человеческой души. На уроке используются индивидуальные и групповые формы работы.
-
Урок литературы "Клен – сквозной образ в лирике Есенина". 11-й класс 2020
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта; знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»; воспитывать интерес к слову поэта.
-
Урок литературы "Когда закрывается занавес…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2009
Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» не только позволит обобщить изученное и в процессе обсуждения выявить основную идею произведения, но и будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Инсценировки, в которых участвуют дети, прививают навыки публичного выступления, воспитывают интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Урок литературы "Л.Андреев. Рассказ "Кусака" 2020
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем, понимание авторской позиции, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Урок литературы "Лирика военных лет" 2012
Урок проводится на 2-м курсе обучения в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». В ходе урока рассматривается поэзия, соединяющая высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Война изображается не как геройство и подвиг, а как проверка на человечность. Цель урока: пробудить чувство сопереживания приобщением к исповедальной и искренней лирике, доходящей до сердца каждого человека.
-
Урок литературы "Лирика Николая Туроверова в контексте эпохи". 11-й класс 2019
Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, изобразительное искусство.
-
Урок литературы "Любить – значит жертвовать собой ради любимого" (по роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери" 2009
Данный урок - знакомство с творчеством великого французского писателя, поэта, драматурга XIX века В.Гюго. Роман "Собор Парижской Богоматери" - это "художественная энциклопедия Средневековья", где каждый герой по-своему проявляется в любви, но не каждый из героев способен на жертвенную любовь. Ведь "умирать от любви - значит жить ею".
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.