Цель: раскрыть сюжет произведения, рассмотреть особенности композиции, уметь определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины; прочувствовать настроение текста, созвучные музыкальным произведениям; учиться составлять текст, окунаясь в атмосферу 19 века.
- А что такое стихия, и способна ли она повлиять на судьбы людей? (Стихия – это явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживающая сила).
- Какие явления природы можно отнести к стихиям?
- Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?
- Ребята, дома вы читали повесть А.С.Пушкина “Метель”. Как стихия повлияла на судьбы героев? (Разлучила).
- Давайте попробуем объяснить это природное явление. Что такое метель?
Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
- Подберите синонимы к слову метель.
Вьюга – снежная буря.
Буря – ненастье с разрушительным ветром.
Пурга – снежная буря, метель в степи.
(Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.)
- Почему из такого количества синонимов А.С.Пушкин выбирает метель? (Она вбирает в себя несколько стихий, проследите это.)
- Определите тему повести. (О чем этот текст? – о любви.)
- Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения.
(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?
Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)
- Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).
- Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).
- А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).
- Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).
- Когда в тексте впервые появляется образ метели? (В эпиграфе).
- Что такое эпиграф?
- Давай его прочитаем. Какая метель перед нами? Какие образы предстают перед читателями?
- Какие тайны текста раскрывает эпиграф? (Идею, основную мысль текста).
- Сформулируете идею текста. (Автор хотел показать, как стихия может повлиять на судьбы героев. Метель разлучила влюбленных, Владимир заблудился).
- Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка Г.Свиридова “Тройка”.(Прослушивание музыки).
- Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?
1. Маша: “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием…Метель не утихала, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу”.
- Назовите слова, которые сопровождают состояние героини, поясните авторский выбор.
2. Владимир: “Такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею; Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались…Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать…Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был в снегу…Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал”.
- Какие слова постоянно повторяются? Вы можете сказать, почему?
- А почему человек беспомощен перед природой, подскажет вам стихотворение “Бесы”.
(Это невидимая сила, с которой человек не может справиться).
- Давайте вернемся к тексту, эту метель ждали? (В одну минуту дорогу занесло).
- Почему природа решила вмешаться в судьбу героев? (Ослушались родителей, пошли против их воли).
- Итак, закружила всех метель, завьюжила, разбросала в разные стороны.
- Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия? (Мария Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб).
- Мог ли измениться финал повести? (“И наконец единогласно все решили, что, видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное…Владимира давно не было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою”.
- Почему письмо полусумасшедшее? (“Владимир…поехал на двор к священнику. На дворе его тройки не было. Какое известие ожидало его!”).
- Ваши одноклассники попытались воссоздать то “полусумасшедшее” письмо, зная, что работают над литературной стилизацией, используя форму обращения, характерную для того времени, речевые обороты, старинные слова – многое можно позаимствовать из текста.
1.
Глубокоуважаемые Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна!
Премного Вам благодарен за столь лестное предложение. Но я не могу жениться на Вашей дочери, так как она уже замужем. Ноги моей больше не будет в Вашем доме, Марья Гавриловна не достойна моей любви. Небольшое недоразумение, и она выскочила замуж за первого встречного. И мне, несчастному, остается только искать смерти на поле боя. Я уезжаю в армию. Прошу забыть обо мне и не судить строго. Обратите свои взоры на поведение дочери. Начитавшись французских романов, она совсем потеряла голову.
С уважением армейский прапорщик Владимир.
2.
Милостивый государь мой Гаврила Гаврилович!
Шлю я Вам сие письмо с моими помыслами. Не нужно меня уговаривать, коли я так беден. Хотя для меня сие приглашение большая радость. Но знайте, милый государь, ноги моей в Вашем доме больше не будет, так как Ваша дочь уже вышла замуж. Забудьте обо мне несчастном. Я изъявляю в этом письме мое желание умереть. Смерть для меня, о почтеннейший, остается единою надеждою, и я больше не могу жить в этих душевных муках. С великим моим неудовольствием я не могу исполнить сие Ваше желание. Я думаю, что Вы, Государь, знаете о моей пылкой и несчастной любви к Вашей дочери Марье Гавриловне. Я люблю ее всем сердцем и всей душой. Но мы не можем быть с Машей вместе. Прощайте. Вы меня больше не увидите. С истинным моим почтением Владимир Николаевич. 1812 году. Село Ненарадово.
- Почему же Владимир не захотел вернуться, почему письмо “полусумасшедшее”? (Она была обвенчана в церкви).
- Когда и от кого мы узнаем, что же произошло в церкви в эту метельную ночь? (От Бурмина).
- Найдите абзац, в котором рассказывается о событиях, случившихся в церкви. Перечислите присутствующих во время тайного венчания молодых.
- А сейчас на фоне музыки Г. Свиридова “Венчание” попробуем восстановить эту сцену от лица присутствующих, свидетелей данного венчания.
Итак, сцена “В церкви”:
- Слово священника: “Я еле согласился венчать молодых тайно ночью…”
- Слово девушки.
- Слово Марьи Гавриловны.
- Слово Бурмина.
- Скажите, какими интонациями созвучны музыкальная и литературная композиции?
(Печаль, грусть, задумчивость, переосмысление случившегося).
- Какой части композиционного построения соответствует сцена? (Кульминация).
- Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повесть? (Чтобы заинтриговать читателя, ср. “Дубровский”.)
- Давайте послушаем заключительную мелодию Г. Свиридова “Зимняя дорога”.Что изменилось в характере музыки и почему? (Изменилась судьба героев, и музыка стала спокойнее).
- Вернемся к теме урока. Какова сила, роль стихии в судьбе человека?
Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу.
- Ребята, многие из вас наверняка видели или даже сталкивались с природной стихией, особенно в нашей местности, где часты южаки. Дома опишите снежную бурю, наблюдаемую лично вами, по теме: “Южак”, “Метель”, “Снежная буря”, “Буран”…