Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", глава 26)

Разделы: Литература


Цель:

Обучающая:

  • Объяснить мотивы поведения Базарова и роль конкретной сцены в идейном содержании романа;
  • Формировать умения и навыка организационной речи в истолковании и оценки эпизода;
  • Формировать навыки использования языковых особенностей жанра (сочинение-рассуждение);
  • Совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающая:

  • Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  • Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  • Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательная:

  • Формировать эстетический вкус к слову;
  • Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Оборудование:

  • Распечатка отрывка из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, глава 26.
  • План анализа эпизода (ступеньки анализа).
  • План характеристики героя.
  • Иллюстрации к роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”, портрет И.С. Тургенева;
  • DVD “Отцы и дети” (Белорусьфильм, 1984)

Ход урока

Сегодня нам предстоит в очередной раз открыть роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”, но это будет не традиционная работа

  • по определению тематики и проблематики романа,
  • выяснению сюжета и фабулы,
  • истолкованию идеи произведения
  • или осмыслению роли главных и внесюжетных героев.

Сегодня мы будем анализировать эпизод.

Практика двух последних сочинений показала, что пятая тема – анализ эпизода не была взята ни одним из вас, хотя как форма работы была представлена. Поэтому сегодня, готовясь к письменному анализу эпизода, который вам предстоит сделать дома, мы

  • проанализируем один из эпизодов романа;
  • объясним мотивы поведения Базарова и Аркадия;
  • определим роль конкретной сцены в идейном содержании романа.

Это и будет нашей целью работы.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

Однако прежде чем приступить к чтению, восприятию, анализу, истолкованию и оценке эпизода романа необходимо дать понятие термину “эпизод”.

Эпизод - это фрагмент художественного произведения, имеющий идейно-тематическое единство и построенный, как правило, на развитии одного события. Эпизоды бывают разные: сюжетные (взаимодействие 2-х героев), внесюжетные (сон, песни, притчи).

На доске представлен “лесенка” - план анализа (<Приложение1>).

Итак, художественное произведение состоит из взаимосвязанных эпизодов, каждый из которых играет определенную роль в идейном содержании, в раскрытии характеров героев, в выражении авторских взглядов. Нам предстоит проанализировать эпизод главы 26, он дан вам в распечатке (<Приложение2>). Давайте прочтем, в этом вам помогут одноклассники.

Чтение, объяснение слов, вызвавших затруднение при чтении (<Приложение3>).

Работа по анализу эпизода:

  • Какое событие лежит в центре эпизода? (Прощание Базарова и Аркадия Кирсанова.)
  • Какое название этому эпизоду вы предложили бы? Какова тема представленного отрывка? (Расставание Базарова и Аркадия, прощание, разрыв … Почему “не до скорой встречи”? см. текст “…ты навсегда прощаешься со мною, Евгений…”).
  • Как начинается эпизод? (Эпизод начинается с вопроса “Так ты задумал гнездо себе свить?”, который задает Евгений Базаров Аркадию. Что такое “гнездо”? Дом, семья, дети, отношения между супругами … Как правило, семья предполагает совместное ведение хозяйства, воспитание детей, следовательно, больше времени уделяется дому, а не предположим, общественной деятельности.)
  • Почему именно эта фраза выбрана как начало эпизода? (Фраза выбрана для начала эпизода неслучайно: дороги героев расходятся. Аркадий – становится семейным человеком, “мякеньким, либеральным баричем”, а Евгений – нигилист, естествоиспытатель и своих взглядов не поменяет, он создан “для горькой, терпкой, бобыльной жизни).
  • Какое противоречие возникает в ходе развития действия? (Основное противоречие (мини-конфликт), которое возникает между героями, - какие пути выбирают они? Оправдано ли это? Кого можно назвать счастливым человеком? Базаров, вероятно, и сам бы не прочь завестись “гнездом”.

Базаров: “…задумал гнездо себе свить?.. Что ж? дело хорошее…”

Аркадий: “Я точно этого не ожидал, когда расставался с тобой, но зачем ты сам лукавишь и говоришь “дело хорошее”, точно мне не известно твое мнение о браке?”), но для этого надо изменить себя.

Сравни: Писарев Д.И. статья “Базаров”, 1862 г.: “Да, Аркадий, по выражению Базарова, попал в галки и прямо из-под влияния своего друга перешел под мягкую власть юной супруги. Но как бы то ни было, Аркадий свил себе гнездо, нашел себе кой-какое счастье, а Базаров остался бездомным, не согретым скитальцем. И это не прихоть романиста. Это не случайное обстоятельство. Если вы, господа, сколько-нибудь понимаете характер Базарова, то вы принуждены будете согласиться, что такого человека пристроить очень мудрено и что не может, не изменившись в основных чертах своей личности, сделаться добродетельным семьянином…”

  • Кого можно назвать главным героем происходящего? Объясните свой выбор. (Конечно, Базарова, может быть, Аркадия; диалог, который возникает между ними, доказывает эту правоту.)

Я предложила бы еще одного героя, точнее персонажа, которого вы, к сожалению, не увидели, но об этом чуть позже.

Вспомним, как мы характеризуем героя. Что будет главное в оценке героев в данном отрывке?

Самооценка

  • речь
  • авторская оценка
  • интерьер
  • поступки, мотивы
  • портрет (поведение)
  • деталь
  • характеристика других героев

(Герой)

Попытаемся дать оценку Базарову и А. Кирсанову на основании этой схемы.

Эпизод построен как диалог, поэтому главная характеристика – речевая. Каков основной тон разговора?

(Ироничный тон. Почему? Базаров понимает, что они расстаются навсегда. Что он теряет? Что приобретает? Аркадия нельзя назвать другом Базарова, потому что Евгений не встречал еще человека, “который бы не спасовал перед ним”, но Кирсанов-младший тот, с кем можно поговорить, поспорить, съездить к Одинцовой. А впереди… жизнь у родителей, где скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одной кровлей он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Отсюда досада, злость, раздражение, скрывающееся под маской спокойствия.)

Найдите изменения в поведении. Почему лукавил в разговоре с Аркадием?

(Мы видим “старого” Базарова: человека огромной силы воли, твердых убеждений, материалиста и естествоиспытателя.

Например: “…какого я всегда был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет…”;

“В тебе нет ни дерзости, ни злости, и ты сам это чувствуешь… те поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.”

“Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица?”

Но в нем появилось и “новое”: сильный герой окончательно сломлен, но не хочет в этом сознаться. Он маскируется, становится в позу благодетеля, но речь выдает внутреннюю борьбу.

Например: “Эх, друг любезный… как ты выражаешься”; широкие обобщения о пустом месте “в жизненном нашем чемодане”, о невозможности счастья для человека, влачащего “горькую, терпкую, бобыльную жизнь”; “есть, Аркадий, у меня другие слова, но только я их не выскажу, потому что это романтизм, это значит: рассыропиться…”;

“Ну что ж? обняться, что ли?)

Каковы мотивы поведения героя?

Сам меняется и жизнь вокруг другая;

сам изменился и увидел другую жизнь;

завидует Аркадию, который ЖИВЕТ.

А что значит ЖИТЬ?

Нельзя не согласиться с критиком Н.Н. Стаховам: “Гоголь о своем “Ревизоре” говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об “Отцах и детях” можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц, даже выше Базарова, - жизнь”.

Проследите за обращениями Базарова к Аркадию. Как вы их прокомментируете?

(“Ты; эх, друг любезный… как ты выражаешься; Аркадий; брат; синьор”. Это еще раз говорит о том, что перед нами изменившийся Базаров.)

Как ведет себя Аркадий?

(Аркадию прощаться с другом, учителем, наставником, а он таковым в глазах Кирсанова-младшего был, очень тяжело (“печально промолвил”, “и у тебя нет других слов для меня”, “бросился на шею”, “слезы так и брызнули у него из глаз”).

Прав ли Базаров утверждая, что Аркадий скоро утешится?

(“Молодость”, “…она живо тебя утешит”; Следующая фраза после заключительной в эпизоде: “Телега задребезжала и покатилась. Базаров сказал правду. Разговаривая вечером с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике”).

Давайте вспомним, о каком персонаже мы не сказали. Почему эпизод начинается и заканчивается этим образом?

(“Гнездо” - “пара галок” - “семейная птица”).

Какова причина трагедии Базарова?

(“Не умевший быть сыном, не может стать отцом – такова судьба “героев времени”.

Если “ручной” Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.

Базаров одинок. Тургенев не показал единомышленников и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: “Что дальше?”. Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. В данном случае сказалась политическая ограниченность Тургенева, его противоречивость, боязнь крайних революционных мер, несмотря на его любовь к народу.

Вторая причина – внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком, так как не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа.)

Какова же роль эпизода в раскрытии идейного содержания?

(Последняя ступень нашего анализа – определение основной мысли и роли эпизода в раскрытии идейного содержания.

Ключевая роль отводится этому эпизоду, он подводит черту всей прежней жизни Базарова, и не рисует никаких перспектив.)

А теперь мне хотелось бы показать отрывок из фильма “Отцы и дети”, попробуйте оценить анализ эпизода, сделанный авторами сценария Е. Григорьевым и О. Никичем. (4 мин.)

Выставление оценок, подведение итогов.

Домашняя работа: письменный анализ эпизода (гл.26).