Одной из проблем современного российского общества является дефицит патриотизма которое проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. Последнее время наблюдается отчуждение, утраты интереса подрастающего поколения к русской культуре, истории своей страны и народа. Связи с этим не теряет своей актуальности проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Отечественные ученые понимают патриотическое воспитание процесс формирования и развития социально-значимых ценностей гражданственности и позитивной социализации. Проблеме воспитания патриотизма подрастающих поколений особо вливать или выдающий педагоги и общественные деятели (В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.М.Карамзин и др.), которые подчеркивали необходимость воспитания сознательных граждан способных отстоять интересы государства и любящих свое отечество.
Идею воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе "Об образовании», "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», примерных образовательных программах и др.
Процессе воспитания детей младшего школьного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории используются разнообразные педагогические средства, основные из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни как она специально организованных занятиях, так и в различных сферах самостоятельной деятельности.
Художественная литература - это вид искусства, в котором слово являются основным средством образное отражение жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая облака стоит покрасить духовной жизни человека категория ценности бытия: добро и зло и истина и красота справедливости совесть дружба и любовь вдовы семья свобода и ответственность, что обуславливает возможность использования литературных текстов целью воспитания у детей младшего школьного возраста различных нравственных качеств, в том числе - патриотизма.
Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние знать детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитания уважения к труду, любви к природе, человеку А.М.Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.
Отечественной педагогами глубоко изучена и обоснован образовательно-воспитательный потенциал художества литературой решение задач патриотического воспитатели детей младшего школьного возраста, но учителя испытывают трудности, связанные с отбором конкретных художественных произведений, с определением алгоритмической последовательности использования литературы в работе с детьми.
Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между требования ФГОС НОО к содержанию условиям организации патриотического воспитания детей младшего школьного возраста и реальным в состоянием практики: отсутствия технологических методических материалов для педагогов по патриотическому воспитанию использованию произведений художественной литературы в этом процессе.
Художественные произведения, рекомендуемые автором и различных примерных образовательных программ для работы с детьми младшего школьного возраста, довольно объемный и разнообразны по форме и стилю. Г.В.Лунин утверждать, что для знакомства с родной культуры важно не только научить ребенка некому количеству поговорок и прибауток, но и уделить внимание тому, чтобы они использовались в подходящих в моментах.
По мнению И.К.Зиминой самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояние добра и зла, и не только развлекают и радует детей, ну и закладывает основы патриотизма.
Исследовали воспитательного потенциала болит были посвящены работы В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского и др. Былины - древний жанр устного народного творчества, с котором детей знакомят младшем школьном возрасте. Содержание былин позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания; героические сюжеты - восхищают детей и будоражат их воображение или легендарностью героев, напевностью, яркой гиперболой.
Рассказы, как литературный жанр, также имеют свои характерные особенности, позволяющий использовать их при решении задач патриотического воспитания. Произведения В.В.Бианки, М.М.Пришвина и др. представляют яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи этих рассказов естественны, а их переживания, описанные авторами, близки и понятны детскому восприятию. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, будничная жизнь живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.
Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасно и выражать мысли неплоскими, шаблонными фразами и, а искать точное определение, подчеркивающие их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств.
Стихи и рассказы о великой отечественной войне, посвященные детям и подросткам, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам рассказов С.Я.Маршака, Л.Кассиля и др., осознают жестокость и беспощадность по отношению к простым людям, нападения на мирных жителей, получают представление о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о стране и родном городе считается отдельным видом специальной детской литературы, которое рекомендуется для решения задач патриотического воспитания. Используя в работе произведения, учитель имеет возможность знакомить детей с бытом, с традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшие влияние на развитие и становление родной страны и города.
Работа с детьми посредством использования детской художественной литературе, как средства патриотического воспитания проходит при создании педагогов условий и при подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлении, а впоследствии - гражданской позиции.
Воспитательный потенциал художества литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенный в литературных героев и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играет важную роль в формировании патриотических чувств, определяющего отношения человека к людям и самому себе.
Разносторонний художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворении, рассказов, былин позволяет на материале литературных произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать у детей личностей идеалы, эмпатию, уважение; обогащать их нравственный опыт отношений; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать проявление чувства гордости за свою страну.
Список литературы
- Абрамова Н.А. О некоторых особенностях патриотического воспитания младших школьников в современных условиях / Н.А.Абрамова // Проблемы семейного воспитания в современных условиях: Сб. науч. трудов. – 2008. – №5. – С.35-37.
- Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А.Алиева // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С.17-20
- Воронова Г.А. Взаимосвязь литературного чтения, живописи и изобразительно искусства патриотического воспитания и развития младших школьников / Г.А.Воронова, Г.А.Рожина //Начальная школа. –1997.№12. – С.97-99.
- Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе в школе / К.Д.Ушинский //Собрание сочинений в 6 т. Т.5. – М.: Просвещение,1985.–264 с.