Цель урока:
- Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
- Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
- Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
- Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)
Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.
- Кто желает рассказать?
Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.
- Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.
Нравственность - (Слайд 3)
2. Стадия осмысления
Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
- Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).
- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)
Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
- Где происходят события? (В деревне Бережки)
- Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
(Слайд 5)
- Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .....
Кластер
- мир
- Хор. поступки
- свет
- мама
- солнце
Добро
- радость
- счастье
- любовь
Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.
- Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?
На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
Определим круг героев.
Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)
- сорока
- бабка
- мельник
- ФИЛЬКА
- Конь
- ребята
- ветер
- старики
2. Знакомство с характеристиками героев сказки.
Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.
Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
- Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.
Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?
- Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.
- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках...
3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла...”).
4. Анализ эпизода. Составление схемы.
- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
- Конь помешал ему есть хлеб.
- Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)
- Как поступил Филька?
- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.
Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)
Слеза скатилась у коня из глаз.
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
- Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?
(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)
- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?
(страх, вину, боялся, что умрет)
- О чем он думал?
- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
- Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)
1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?
(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).
Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?
- Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
- Изменился ли Филька в конце сказки?
- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)
2) Роль природы.
- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.
Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)
Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая...”),
Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз...”)
- 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
- 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.
- В какой момент началась метель?
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа. (Слайд 12)
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) “Слеза скатилась... они трещали, лопались”
2) “В морозные дни... с темной водой”.
- Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)
- Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /
- Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.
(Слайд 14)
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной... - Тепло. Ласка, любовь, добро....
- Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).
Чтение эпизода “Филька мирится с конём”
Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой").
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
Заключительное слово учителя. (Слайд 15)
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.
Оценки за урок:
Рефлексия.
1. Ребята, вам понравился урок?
2. Как вам работалось на уроке?
3. Комфортно ли вы себя чувствовали?
Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты
Реальное Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. |
Сказочное Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать. |
Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?