Роль эпиграфа в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

Разделы: Литература


Цели.

  1. Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
  2. Раскрыть значение музыкального эпиграфа в рассказе.
  3. Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру устной связной речи; навыки выразительного чтения; мышление.

Оборудование урока. Портрет А.И.Куприна. Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Определение темы рассказа.

- Тема рассказа должна отразиться в эпиграфе. Что называется эпиграфом?

- Определение эпиграфа в словаре литературоведческих терминов: “Эпиграф - слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Эпиграф тесно связан с текстом.

- Чтение эпиграфов, подобранных дома.

- Эпиграф в рассказе музыкальный.

- Коротко передайте сюжет рассказа.

- Сейчас мы послушаем сонату Бетховена. (Настроить ребят на слушание классической музыки, рассказать о композиторе)

Задание. Во время звучания мелодии ещё раз вспомнить рассказ и подумать, какие эпизоды могут соответствовать сонате.

- Итак, какие эпизоды возникли в вашем воображении? (Любовь, пейзаж, браслет, прощание княгини Веры с Желтковым, известие о смерти и др.)

- Посмотрите, весь рассказ отразился в музыке. Действительно, музыкальный эпиграф тесно связан с текстом.

- Подумаем, как менялась музыкальная интонация? (Спокойная - любовь, пейзаж, прощение; светлая - игра подруги, пейзаж, любовь; напряжённая - подарок Желткова, разговор с Желтковым, известие о смерти)

- Сопоставим музыкальные интонации с жизнью героев. Композиция рассказа соответствует музыке. На основе эпиграфа строится весь рассказ.

- Какие два начала сталкиваются в музыке? (Напряжённость и спокойствие)

- То же самое происходит в жизни героини. Скажите, как проходит её семейная жизнь, что об этом говорит автор? (Любовь угасает и становится привычкой)

- А что такое любовь? Как вы понимаете?

- Определим значение слова любовь по словарю. (Любовь - чувство, трудно поддающееся формальному определению. Характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека)

- Обратимся к тексту. Когда, кто говорит о любви в произведении? (Автор - 2 гл., 12 гл., 13 гл.; Василий Львович - 5 гл., 6 гл., 10 гл., 11 гл.; Желтков - 5 гл., 10 гл., 11 гл., 13 гл.).

- В каком ключе даны эти рассказы? (Василий Львович - в сатирическо-гротескном ключе; Аносов - в реалистических тонах)

- Какие две точки зрения на любовь они высказывают? (1 - любовь-смысл жизни; 2 - нечто ненужное и расхожее)

- Кто придерживается точки зрения, что любовь - смысл жизни? (Желтков, Аносов)

- Что было в жизни этих героев? (Они прошли через это)

- Итак, имеет право говорить о любви тот, кто любит, кто перенёс страдания.

- Остановимся на образе Веры Николаевны. Она говорит о любви? (Нет, она размышляет, намекает, расспрашивает. Эта тема ей очень интересна)

- Какой вы её представляете? Запишите в тетради её черты. (Приземлённое существо, уравновешенная, ни фантазии, ни романтизма, ни стремления к возвышенному или хотя бы к чему-то необычному, рискованному в ней нет)

- Кто согласен с этой характеристикой? Почему?

- Устраивает ли её такая жизнь? Не ищет ли она чего-то необычного в жизни?

- Человек, который интересуется любовью и задаёт вопросы, - приземлённый человек?

- Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к тексу. Откройте первые страницы и найдите описание дня именин княгини Веры. С чего начинается описание?

- Что мы знаем о взаимоотношениях с мужем? Зачитайте.

- Как отреагировала Вера Николаевна на молитвенник, который подарила ей сестра? Зачитайте.

- Как это характеризует Веру Николаевну? (Романтическая натура)

- Какой знак препинания употребил Куприн в этом абзаце? (Многоточие - пауза - когда мы задумываемся о чём-либо, размышляем…)

Вывод. Оказывается, Вера Николаевна- натура тонкая, чувствительная. неравнодушная к природе (текст), радуется прелестным дням (текст).

- Кто осознаёт, что Вера Николаевна не статуя, а женщина с горячей душой? (Желтков)

- Зачитаем последнее письмо Желткова (подготовленный ученик).

- Почему Княгиня Вера не ответила на любовь? (Не любит; душа не лежит; она замужняя женщина; разное социальное положение)

- В какой обстановке она жила? (Жизнь можно назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют друг другу, между супругами полное взаимопонимание)

- Когда Вера Николаевна открывает для себя что-то важное? (Когда слушает сонату Бетховена)

- Что происходит с ней? (Она успокаивается, понимает, что это была любовь, что человеку надо любить, надо жить в полную меру, как велит ему его сердце - это идея произведения)

4. Обобщение учителя.

Эпиграф к рассказу подсказывает основную проблему и помогает раскрыть характер главной героини. Музыка сонаты раскрыла красоту любви Желткова и помогла Вере Николаевне всё понять и почувствовать себя прощённой.

5. Итоги урока.

1. Выставление оценок.

2. Домашнее задание.

- Подготовиться к сочинению.