Роль русской литературы как предмета средней школы в формировании интеллектуального потенциала общества и государства

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание


Актуальность данной темы обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах нашего общества, объективной потребностью воспитания духовных и интеллектуальных качеств личности как субъекта социальной жизни, возрастанием интереса к воспитанию патриотических качеств, прежде всего, патриотизма, любви к Родине, преданности ей, ответственности за свои поступки, социальной активности, чувства долга перед обществом.

В связи с утратой нашим обществом многих идеалов, ценностных ориентаций, сложившихся общественных отношений, норм поведения, символов веры в будущее, образцов, положительных примеров, то есть всего того, что входит в понятие «духовность» и «воспитание», - перед русской литературой встала проблема воспитания духовности личности и личности как таковой в рамках средней общеобразовательной школы.

Переход к рыночным отношениям, демократизация всех сторон общественной жизни, поляризация мнений и общественных движений - все эти явления, происходящие в современной России, создают сложный фон для формирования духовных качеств личности. Кроме этого, в условиях динамичных социально-экономических и политических процессов, протекающих в современном обществе, деятельность предмета «русская литература» призвана скорректировать приоритеты государства в отношении собственного будущего поколения.

Поиск путей повышения эффективности формирования интеллектуального и культурного потенциала страны обусловлен отсутствием приоритетных направлений, форм, средств и методов деятельности государства в лице средней школы в данной области.

Сущность проблемы коренится в глубинных социально-культурных и общественно-педагогических процессах.

Задача литературы - в формировании духовных качеств личности, как педагогического процесса.

В психологическом плане духовные качества личности представляют собой свойства психики, имеющие в своей основе физиологические процессы. Но для начала необходимо дать оценку литературы в целом.

Литература - любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. В более широком смысле литературой называют произведения художественной письменности. Литература является одной из форм художественного освоения мира, представляет собой творческую деятельность, которая принадлежит искусству, но вместе с тем занимает в системе искусств особое место. В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), которые имеют предметно-чувственную форму, творимую из какого-либо литературного объекта (краска, камень) или действия (движение тела ,звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который требует не чувственного, а интеллектуального понимания. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания ( а не непосредственного восприятия). Литература насквозь пронизана духовностью. Предметом искусства слова является человек, как носитель духовности. Он становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности. Литература, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувственного воздействия, но «выигрывает» с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Главная сила литературного образа стоит не в «наглядности» или «изобразительности» а в особого рода художественной динамике - способности освещать одно через другое, соотносить, сопоставлять самые разнообразные явления, подчас далекие и разобщенные , улавливать их потаенные взаимосвязи. Литература требует активного сотворчества читателя и писателя. Писатель не рассказывает и размышляет о жизни, он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, художественной идеей.

Определяя роль русской литературы, нельзя не вспомнить события 988 года. Мы не можем обойти стороной выдающуюся роль Русской православной церкви в сохранении и укреплении русской государственности, её участие в победах русского народа в тяжкие времена смуты и Великой Отечественной войны 1812 года, ее нравственную поддержку и материальную помощь в годы смертельной схватки с немецким фашизмом.

Мы не можем не сказать о значении Русской православной церкви в развитии отечественной культуры. »Скачок в царство литературы, - указывает академик Д.С.Лихачев, - произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы». «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Житие протопопа Авакума - я называю лишь крошечную часть произведений литературы Древней Руси, которая явилась предшественницей великой русской литературы 19 века.

Затрагивая связь литературы с эмоционально-психическим состоянием в обществе, вспоминаю слова В.В.Белинского: «Не менее неоспорим тот факт, что литература служит у нас точкою соединения людей, во всех других отношениях внутренне разъединенных. Мещанин Ломоносов, за свой талант и и свою ученость, достигает важных чинов, и вельможи допускают его в свой круг. С другой стороны, литература же сближает его с людьми бедными и ничтожными в гражданском отношении». Также Белинский считает, что людей равняет образованность, которую люди получают именно благодаря литературе.

Анализируя сложившуюся ситуацию отношений современного школьника к предмету русской литературы, мы можем с огорчением констатировать, что ценности потребительского общества не лучшим образом отразились на ориентирах нашего подрастающего поколения. И нам, учителям, надо что-то делать, как-то исправлять ситуацию. Избитая фраза современного учителя литераторы: «Сейчас дети не читают», - не должна присутствовать в нашем лексиконе. Наверное, для начала нам нужно принять те произведения, которые им интересны, разобраться и понять, чем именно они интересны, показать им нашу компетентность в их литературных предпочтениях, а потом уже непринужденно, ненавязчиво представлять для чтения и анализа нашу любимую классику.

Борис Пастернак в одном из стихотворений сказал об Артисте: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой…» Я считаю, что Слова Пастернака должны стать установкой к началу той работы, какую и должна выполнять литература в сознании всех без исключения людей, считающих себя полноценными членами общества и гражданами своей страны.