От литературы получаем мы и наслаждение
и научение. В юные годы человеку нужно
прежде всего помочь стать человеком.
А. Вознесенский
«Литература… – это главный (если не единственный) школьный предмет, который должен был быть ориентирован прежде всего на формирование (или точнее – выращивание) души. Ни в коей мере не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остаётся стержневой учебной дисциплиной, которая может и должна заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира ребёнка. Только в курсе литературы «лепка» души ребёнка осуществляется через приобщение к духовным ценностям, которые оформились по законам красоты, и оттого освоение мира сквозь призму искусства обретает глубоко личностный характер»,- отмечал доктор филологических наук, профессор Уральского государственного университета Лейдерман Наум Лазаревич в своей статье «О единой системе литературного образования».
В начале XXI века в обществе заметно снизилось значение школьного предмета литературы. Однако наступает время, когда многие, в том числе и руководители нашего государства, начали понимать губительность пути, по которому идёт растущий человек, без школьных предметов гуманитарного цикла. Поэтому в школах и других учебных заведениях вновь большое внимание начинает уделяться русскому языку, литературе, мировой художественной культуре. Но современные жизненные условия таковы, что не всегда удаётся учителю на уроке литературы добиться желаемых результатов. Интерес к чтению у детей в постсоветский период упал. Многие из них мало заботятся о своём духовно-нравственном развитии, особенно это наблюдается там, где не совсем нормально складывается социально-экономическая обстановка.
В словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «душа» имеет несколько значений. Одно из них – внутренний, психический мир человека, его сознание. А слово «духовность» - свойство души, состоящее в преобладании духовных, интеллектуальных интересов личности над материальными. Духовному развитию личности ребёнка очень помогает сочетание урочной и внеурочной деятельности по литературе и мировой художественной культуре. Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений – читательских, музейных, театральных, от встреч с интересным собеседником.
Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актёра, художника, экскурсовода, музыканта и т.д. Это «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат». Во внеклассной работе общение становится разноплановым: межличностным, познавательным, художественным, творческим; взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и не формальность, атмосфера подлинного сотворчества. Взаимодействие во внеклассной работе по гуманитарным предметам разных видов искусства (литература и театр, музыка и живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы способствует активизации процесса изучения предмета.
Один из видов внеклассной работы – Литературная гостиная. Этот вид деятельности сейчас очень распространён. Многие учителя имеют опыт проведения таких мероприятий, хочу поделиться и своим опытом. Само название «Литературная гостиная» в начале 90-ых годов XX века стало употребляться в учительской среде, наверное, в связи с начинающимися преобразованиями в нашем обществе. Появились в литературе возвращённые имена и даже возвращённая литература. Усилился интерес к прошлому, к чему-то пропущенному когда-то. Привлекает сама красота, утончённость дворянских салонов, гостиных, где проходили встречи интересных людей своего времени. Поэтому на время проведения литературного праздника наш кабинет преображается. Проводятся Гостиные у нас ежегодно уже около 20-ти лет.
Виды Гостиных разнообразны. Это и литературно-музыкальные композиции по готовому сценарию, опубликованному в журнале «Литература в школе» или в специальных книгах. Так были проведены Литературный вечер, посвящённый памяти И.А.Бунина, композиция по творчеству Н.Рубцова, о Пушкине: «Лицей, который не кончается», композиция «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и русский романс». Но в дальнейшем стало отдаваться предпочтение гостиным в форме литературного ринга. Всё-таки нашим детям трудновато просто сидеть и слушать о каком-то писателе. Дух соревнования на литературном ринге придаёт динамику мероприятию и интерес не угасает, а наоборот возрастает с каждым раундом. Сначала ринги проводились между 10-ми или 11-ми классами.
Новым этапом в подготовке и проведении Литературных гостиных стало приглашение к участию в ринге разновозрастных команд. Первым таким опытом стала Гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения В.И.Даля. В ней приняли участие команды 5, 8 и 10 классов. Конечно, нагрузка при подготовке такого мероприятия у учителя увеличивается. Трудность в том, что нужно подобрать для команд задания в соответствии с возрастом и равноценные по сложности. И теперь, уже более 15-ти лет, Литературные гостиные проводятся именно так. Эта форма особенно нравится командам младшего и среднего возраста, потому что их участники с большой ответственностью относятся к подготовке. Во время ринга очень активны, не скованны. Старшеклассники, хотя уже и неоднократно участвовали в Литературных гостиных, под напором детства не всегда могут сохранить лидерство. Но после таких встреч они становятся для младших ближе, делаются их любимцами. Каждая возрастная группа проявляет свои способности, дополняя и обогащая друг друга и информацией, и манерой поведения, и талантами. Так были проведены Гостиные: «Наш город любимый», посвящённая юбилею нашего города Петровска-Забайкальского, к 310-летию Санкт-Петербурга, к 200-летию М.Ю.Лермонтова и многие другие.
В последние годы в Гостиных большое внимание уделяется способности детей выразить своё мнение, своё понимание высказываний великих людей. Такие задания включались в проекты Гостиных: «Любовью дорожить умейте!..», «Я б в учителя пошёл…», «Тема молодёжи в современных произведениях литературы и искусства», а в Гостиной на тему «Эпоха в произведениях литературы и искусства ХIХ, ХХ, ХХI веков» был включён дискуссионный раунд, который вели ученики 11-ого класса. Они сами выбирали темы для обсуждения, ими стали: «Отношение молодёжи к армии» и «Отношение к социальному неравенству в нашем обществе». Юноши довольно успешно справились со своей задачей по организации дискуссии.
Пользуются успехом у участников Гостиных раунды с ролевыми играми, где они исполняют роли экскурсоводов в картинных галереях (например, рассказ о портретах и картинах М.Ю.Лермонтова, или рассказ по картинам о событиях и героях Великой Отечественной войны, или рассказ об искусстве современных молодых зарубежных художников, или об искусстве граффити и др.) или роли экскурсоводов по интересным местам, например: по Летнему саду или Петергофу. В гостиной «Я б в учителя пошёл…» участникам было предложено сыграть роль молодого учителя, впервые дающего настоящий урок. Интересны детям и роли телеведущих, журналистов, беседующих с известными писателями, кинорежиссёрами. Им приходится провести большую подготовку к своей роли, чтобы выступление было содержательное и принесло успех.
Особое место в наших Литературных гостиных занимают поэтические и драматические раунды. Команды читают, подбирают по предложенной теме стихи и произведения для инсценировки. Отрабатывается выразительное чтение. Расписываются роли. Идут репетиции. В этих раундах мы используем и произведения классиков, и произведения современных авторов. Для Гостиной «Любовью дорожить умейте!» шестиклассники выбрали стихи Эдуарда Асадова, девятиклассники – Александра Блока, одиннадцатиклассники – Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В Гостиной «Эпоха в произведениях ХIX, XX, XXI веков» восьмиклассник читал стихотворение Николая Огарёва, посвящённое Коршу; шестиклассница читала стихотворение Евгения Евтушенко «Проклятье века», девятиклассница – современной поэтессы Анастасии Поляковой «Двадцать первый век». Для инсценирования выбираем сцены из произведений и изучаемых по программе, и не изучаемых. От Грибоедова и Даля до современных писателей, например, Ираклия Абзманидзе («Дорога домой»). Участие в драматическом раунде тоже помогает раскрыться многим талантам учеников.
Раунды, связанные с литературными произведениями, бывают разнообразные. Это и представление своей книги (по которой работала команда) с помощью аннотации, и ответы на вопросы по содержанию, рассказы об авторе книги. Бывают Гостиные, когда командам предлагается создать свою книгу, например, стихов по определённой теме, выбрав их из творчества разных поэтов или одного, любимого и представить её на суд зрителям и жюри.
Темы для Гостиных выбираются актуальные, чтобы они были интересны и детям, и взрослым. Например, в Гостиной, посвящённой 870-летию Москвы, один из раундов был посвящён защите рефератов по темам, дающим информацию по мировой художественной культуре, касающимся Кремля и Красной площади. Семиклассники с удовольствием поработали над созданием макетов башен Кремля. Эта Гостиная имела большой патриотический настрой, его высокая эмоциональность проявилась особенно в музыкальном раунде, когда команды исполняли песни о Москве.
Музыкальные раунды тоже очень любимы участниками Гостиных. В них ребята, играющие на музыкальных инструментах, имеют возможность проявить свои способности. Они исполняют музыкальные произведения на фортепиано, баяне или гитаре. Вокальные группы или дуэты исполняют песни, романсы, соответствующие теме Гостиной, любители читают рэп.
Бывают в Гостиных и раунды для детей, занимающихся в художественной школе или просто рисующих.
В нашей Литературной гостиной участвуют ученики с разными учебными способностями, из семей с разным материальным уровнем. Здесь они узнают что-то новое для себя, развивают в себе чувства коллективизма, ответственности перед учителем и одноклассниками, потому что они выступают в своей команде. Учатся соревноваться, умению оценивать достоинства других, побеждать и проигрывать. Получают заряд хорошей, позитивной энергии для жизни.
Своеобразие внеклассной работы учителя – словесника определяется и откликом её содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников, влияет на их духовный мир, на формирование их потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор.
Проводя среди учащихся анкетирование по их восприятию и отношению к Литературным гостиным, можно понять, что те цели, которые ставятся учителем в этой работе, близки ребятам. Они отмечают, что Литературные гостиные дают им много нового, интересного, дают большой эмоциональный заряд для дальнейшей учёбы и жизни, являются праздниками души.
Многие из участников Гостиных, подойдя к выпускным экзаменам, выбирали для сдачи экзамены по литературе и МХК. Сейчас, с введением выпускного сочинения, читательский опыт, полученный и в результате внеклассной деятельности, может помочь выпускникам справиться с новой поставленной перед ними задачей.
Для тех, кто заинтересовался нашими литературными гостиными, прилагаем алгоритм подготовки к ним.
Алгоритм подготовки Литературной гостиной
1. Рождение темы.
2. Обсуждение темы с учащимися.
3.Совместный выбор формы проведения: литературно-музыкальная композиция, устный журнал, литературный ринг и т.д.
4. Разработка домашнего задания классам, командам.
5. Обсуждение состава команд, назначение капитанов команд.
6. Контроль над подготовкой (примерно в течение месяца):
а) просмотр и обсуждение с ребятами литературы, подобранной ими и учителем к заданиям;
б) обсуждение выбора стихов для чтения наизусть, эпизодов для инсценирования;
в) подготовка с чтецами художественного чтения стихов;
г) репетиция сцен из книг;
д) совместно с учащимися подбор музыкальных произведений;
е) подготовка оформления гостиной (портреты, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы, обстановка, декорации к сценам, костюмы).
7. Обсуждение в школе даты и времени проведения Гостиной.
8. Изготовление ребятами индивидуальных пригласительных билетов в Литературную Гостиную с указанием её темы и даты проведения от имени хозяйки Гостиной.
9. Личное приглашение с вручением персональных пригласительных билетов учащихся 5–11 классов хозяйкой Гостиной.
10. Приглашение учителей, гостей в Гостиную.
11. Составление заданий командам, которые они должны будут выполнить во время встречи.
12. Приглашение членов жюри.
13. Подготовка фотографов и оператора с видеокамерой (чаще это ученики).
14. Приобретение призов.
15. Подготовка кабинета к проведению Литературной гостиной.
16. Проведение Литературной гостиной.
17. Награждение активных участников Гостиной, команды-победительницы.
Используемая литература
- Богданов О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. М., Просвещение. Владос, 1995г., т.2, с.256 – 258.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М., Педагогическое общество России, 1998г., с.395 -396.