Цели изучения романа:
- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;
- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;
- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки;
- продолжить обучение написанию сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина;
- раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.
Оборудование и материалы:
- тексты романа;
- диафильм “Капитанская дочка” А.С. Пушкина;
- художественный фильм “Русский бунт”;
- иллюстративно-демонстрационный материал из альбома А.С. Пушкин”;
- раздаточный материал для уроков развития речи;
- карточки индивидуальных заданий с иллюстрациями к роману.
Основные приемы и методы: чтение повести, беседа по содержанию, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Как прозаик, он написал исторический
роман “Капитанская дочка”.
М. Горький
I. Слово учителя об истории создания романа “Капитанская дочка”.
Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.
Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.
Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка”…
Так, в творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и все шире развертывается тема крестьянской революции. Черновой набросок “Истории села Горюхина” кончается словом “бунт”. Шире касается Пушкин темы крестьянской революции в романе “Дубровский”, где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В “Капитанской дочке” тема крестьянской революции становится центральной.
Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта.
II. Тема и сюжет романа.
Основной темой романа является крестьянская революция. В художественных образах и картинах Пушкин показал закономерность и подлинно народный характер Пугачевского восстания, с глубокой симпатией нарисовал он образ вождя движения. Но “Капитанская дочка” – не только роман о Пугачевском восстании. Его содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе?”, т. е. своеобразной “энциклопедии русской жизни” XVIII века.
В романе решаются вопросы и о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, и вопросы внутренней политики, и об обязанностях дворянина перед народом, государством и своим сословием. Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.
Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения. и устроители счастья Петра Гринева и Маши Мироновой.
Изображение пугачевского движения. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773–1775 годов. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.
Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в народе. Где бы ни появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ.
Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром. в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа “все чиновники говорили о ненадежности войск”.
Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.
Пушкин признает справедливость крестьянских восстаний, но показывает их бесплодность, бесперспективность.
III. Композиция романа.
Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание как на разбой, а на войско Пугачева как шайку мошенников.
Поэтому с первого взгляда кажется, что все в романе с официальной точки зрения политически благонадежно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казненных Пугачевым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле все это далеко не так.
Дело в том, что Пушкин заставляет Гринева подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринев, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гриневу.
Роман построен так, что в исторической ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.
1–5 главы – формирование личности рассказчика до начала Пугачевского
восстания.
6–12 главы – появление Пугачева, изменения внутреннего мира рассказчика
под влиянием “сильного и благого потрясения”.
13–14 – развернутый эпилог.
IV. Материалы к изучению романа “Капитанская дочка”.
Вопросы к беседе по главе 1 “Сержант гвардии”:
- Почему Пушкин ведет рассказ от лица героя Петра Андреевича Гринева?
- Расскажите, каковы были условия воспитания молодого Гринева? (Влияние Савельича, учитель Бопре, заветы отца перед отправлением на службу, почему отец отправил сына не в гвардию, а в армию.)
- Как смотрит на военную службу старик Гринев? (Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры.)
- Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши?
- Первые шаги самостоятельной жизни Гринева, как характеризует Гринева его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата Зурину карточного долга?
- Какое значение имеют заглавие и эпиграф к 1 главе?
Вопросы к анализу главы 2 “Вожатый”:
О Пугачеве.
- В каких чертах дан портрет вожатого?
- Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
- Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
- В каких поступках Пугачева обнаруживаются его сметливость, знание людей и уменье с ними обращаться?
О Гриневе.
- В каких поступках Гринева обнаружились положительные черты характера: привязанность и любовь к своему крепостному дядьке; чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу; твердость характера?
- Какую роль в романе играет картина бурана?
Буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Пейзаж выступает как одно из средств построения сюжета.
Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции.
Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев – Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринева с Пугачевым и судьба Гринева сложилась бы иначе.
Эпизод “Сон Гринева”.
С какими последующими событиями связано содержание сна? (Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному.)
Главы 3–5. Гринев на службе в “богоспасаемой” Белогорской крепости.
1. Обобщение учителя.
Детство и юношеские годы Гринева. Жизнь в отцовской усадьбе. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало “людей старого века”, и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; “добрый малый”, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
2. Второй этап формирования Гринева:
- начинается с момента отъезда его из родного гнезда. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира. Отец решает отправить Петрушу в армию (“Итак, все мои блестящие надежды рушились!”) Мечта о веселой, беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сменяясь глубоким стыдом и раскаянием; зато встреча с “вожатым” помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из детских и отроческих лет.
- воспитание жизнью продолжилось в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов – деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника – комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска – инвалиды; вместо смертоносного оружия – старая, забитая мусором пушка.
3.Дуэль с Швабриным.
Заступничество аз честь любимой не может не внушить уважения читателю.
Но не в уплате проигрыша и не в дуэли истинная честь дворянина.
4. Жизнь в Белогорской крепости.
Открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает радость общения с ними. (“Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал”,)
Не военная служба, не смотры и не парады – идеал молодого офицера.
Беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, наконец, любовные переживания – вот истинная сфера его жизни.
Но над серьезными общественными проблемами Гринев не задумывается. А вопрос о смысле человеческого существования возник перед ним значительно позднее, когда об этом в упор его спросил Пугачев.
Вывод: таким предстает перед нами Гринев накануне грозных исторических событий.
Прежде чем ввести в повествование исполинскую фигуру Пугачева, Пушкин “накоротке”, “домашним образом” знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений о жизни.
Толчок к нравственному возмужанию – эпизод допроса изувеченного башкирца, вызвавший у молодого офицера отвращение к жестокости и бесчеловечию.
Главы 6–12. Пугачев и пугачевщина.
На уроках-анализе этих глав выясняем изменение взглядов рассказчика на жизнь и определяем в этой связи, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; устанавливаем, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает.
Слово учителя. Обобщение ответов на вопрос: какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира рассказчика?
Гринев в полном соответствии с романтической традицией накануне сражения с пугачевцами мечтал о героическом военном подвиге: “С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”.
И несколько далее:
“Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты”.
Но жизнь опять преподнесла Гриневу суровый урок. Все вышло гораздо менее эффектно и проще, чем рисовало воображение. Комендант Иван Игнатьич и Гринев выбежали за крепостной вал, но “обгорелый гарнизон не тронулся”. Гринева сбили с ног, и ему ничего не оставалось, как вместе с мятежниками войти в крепость. Он бросился было на помощь коменданту, но несколько дюжих казаков схватили и связали его кушаками. Он готовился повторить перед Пугачевым ответ “великодушных” своих “товарищей” (капитана и Ивана Игнатьича), но вмешался Савельич, и дело приняло совсем не трагический оборот.
А далее происходит встреча Гринева с Пугачевым (на своеобразном военном совете), и мы узнаем, что вовсе не бескомпромиссная ненависть к мятежнику толкает Гринева на продолжение борьбы. Выслушав предложение Пугачева “не служить” против него, Пугачева, молодой офицер отвеачает: “Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь: не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего”.
После непродолжительных колебаний Гринев отправляется в Оренбург, но не только по зову долга, а главным образом для того, чтобы “торопить освобождение Белогорской крепости” и находившейся в ней Марьи Ивановны. Столкнувшись с нерешительностью, трусостью, бездарностью людей правительственного лагеря, он быстро теряет военный пыл. Правда, он участвовал в наездничестве, но в большей мере потому, что “умирал от скуки”. По иронии судьбы свои вылазки он совершал на лошади, подаренной… Пугачевым. В простых мужиках, вооруженных дубинами и ружьями, Гринев не мог видеть злобных, бездушных врагов.
Гринев участвовал и в последней кампании против Пугачева.
Не на путях защиты традиционной дворянской чести было суждено Гриневу проявить свою натуру.
Гринева захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение любимой девушки, и немногочисленные, но навсегда врезавшиеся в память встречи с Пугачевым.
Анализ эпизодов, в которых изображен Пугачев.
Вывод: Гринева привлекает в Пугачеве размах, поэтичность, великодушие, широта натуры Пугачева; в Гриневе – честность, прямота, отсутствие дворянской спеси и какая-то юношеская незащищенность перед жизнью.
Характеристика Пугачева.
План
- В чем проявляются незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские стороны образа Пугачева?
- Какие поступки Пугачева рисуют нам его как человека великодушного, гуманного, справедливого?
- Как относится к Пугачеву народ?
- Какие личные качества Пугачева, кроме отмеченных выше, побудили его стать во главе восстания?
- В каких чертах дан портрет Пугачева? Какие внутренние качества раскрываются через эти черты?
- Как в речи Пугачева обнаруживается его связь с народом?
- Какую роль играет Пугачев в судьбе Гринева и Маши Мироновой?
В связи с чем Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку? В чем ее иносказательный смысл? Как отношение к идее сказки характеризует Пугачева и Гринева?
Пугачев рассказывает сказку Гриневу по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл, она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.
Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих ему людей.
Главы 13 и 14.
Анализируя эти главы, ставим цель выяснить, почему, имея отрицательное отношение к императрице, Пушкин изображает ее с видимым благожелательством.
Слово учителя и беседа по вопросам:
В двух последних главах романа, с “уходом” Пугачева, темп повествования вновь убыстряется.
Крупным планом нарисована только одна сцена – встреча Марьи Ивановны с Екатериной.
Сцена очень сложна по композиции. Повествование ведется от лица Гринева. Он рассказывает об императрице по впечатлениям Марьи Ивановны.
Образ Екатерины II характеризует не только восприятие героя, но прежде всего восприятие Маши Мироновой.
Для чего понадобилась Пушкину сцена свидания Маши Мироновой с Екатериной II ?
Зашифровать суть романа перед цезурой. Эта сцена – необходимое звено в раскрытии всего замысла повествования.
Гриневу нужно было рассказать о своем освобождении. Краткое сообщение об этом факте могло породить у читателя мысль о гуманности императрице.
Пушкин создает такую ситуацию, которая обнаруживает случайность освобождения героя.
Собираясь в Петербург и не надеясь на личное свидание с императрицей, Марья Ивановна заготовила прошение о Гриневе.
Но вряд ли это прошение оказало бы какое-либо воздействие на царицу.
Нужна была встреча с “незнакомой дамой”, и не во дворце, а в саду, нужен был разговор с этой дамой не как с царицей, а как со случайной собеседницей, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
Как показана императрица в этой сцене? Художественный пересказ отрывка.
V. Урок развития речи. Характеристика Петра Андреевича Гринева.
Цель урока заключается в том, чтобы продолжить обучение восьмиклассников отбору материал для написания характеристики литературного героя.
Ставим перед учащимися задачу ответить на вопросы, предложенные учителем, и собрать необходимые материалы, чтобы построить связнную характеристику Петра Гринева.
Очень хорошо получается это методом “вопрос – ответ”. Делаем необходимые записи в тетрадях, закладки в романе.
1. Кто были родители Гринева?
Отец – помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать – дочь бедного дворянина.
2. Какое воспитание получил Петруша Гринев?
Гринев получил типичное для провинциального дворянина того времени домашнее воспитание. Сначала его воспитывал и обучал стремянной Савельич. К 12 годам Петруша выучился грамоте и “мог здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Потом к нему был приглашен учитель-француз Бопре. У себя на родине Бопре был парикмахером. Здесь же он должен был обучать Гринева “по-французски, по-немецки и всем наукам”. Но француз от своего ученика научился кое-как болтать по-русски, а затем каждый из них стал заниматься своим делом. На этом и закончилось воспитание Гринева.
3. Каких взглядов на военную службу придерживался его отец?
Отец Гринева видел в военной службе дворянина не средство для достижения карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию, где тот мог бы благодаря родственным связям быстро получать чины без заслуг. Отец Гринева полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.
4. Как Гринев относится к своим родителям?
Гринев в своих отношениях к отцу и матери проявляет искреннее чувство любви, послушания и верность своим родителям. При отправлении сына на службу отец завещал ему служить верно и не гнаться за лаской начальников и помнить пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Петр Гринев честно выполнял эти заветы. В самых тяжелых жизненных испытаниях он оставался верным своей присяге, честным и неподкупным воином.
5. Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношениях к Савельичу и крепостным крестьянам?
Это отношение противоречиво. 1) Воспитанный в барской среде, Гринев видит в крепостных крестьянах рабов, обязанных служить помещикам. 2) Гринев – гуманный и простой человек. Его отношения с Савельичем носят почти семейный характер. Барина и слугу связывает чувство взаимной привязанности. Гринев видит в Савельиче близкого человека. Пытается выручить Савельича в Бердской слободе.
6. В чем проявляются и на что направлены мужество Гринева, его вреность долгу, чести?
Гринев – честный и мужественный человек. Эти стороны характера Гринева обнаруживаются при всех наиболее тяжелых для него жизненных испытаниях: и в дуэли со Швабриным, и в попытке выручить Савельича, когда тот попадает в руки пугачевцев. Верность своему долгу, мужество этого человека раскрываются перед читателями с наибольшей полнотой в сцене суда и казни защитников Белогорской крепости.
Но когда Гринев решает вопросы общественно-политические, его мужество и честность направлены на защиту дворянских интересов и дворцового царствования Екатерины II. Гринев – типичный представитель своего класса.
7. Какие черты характера обнаруживает Гринев в своих отношениях к Марье Ивановне.
Лучшие качества Гринева проявляются в его отношении к любимой девушке. Он любит Марью Ивановну глубоко, честно, искренне. Его любовь нельзя сравнить с низменным, животным чувством Швабрина, который прибегает к клевете, к низким доносам, к насилию ради достижения своей цели. Любовь Гринева – чиста, бескорыстна, самоотверженна, ради Марьи Ивановны он рискует жизнью. На допросе он упорно не называет имя девушки, ради которой встречался с Пугачевым. Он думает только об интересах Марьи Ивановны.
8. Как относится Гринев к Пугачеву и его товарищам?
Гринев в Пугачеве видит талантливого полководца, отважного, умного и великодушного человека, который избегает ненужной жестокости, стремится быть справедливым, защищать бедных и сирот. Однако в данном случае Гринев остается в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачева честолюбивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захватить царский престол. Гринев не видел того, что Пугачев был вождем народного восстания, боролся за интересы крестьян против дворян. В сообщниках Пугачева Гринев видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворянам.
9. Как смотрит Гринев на современный ему государственный строй и как объясняет крестьянское восстание?
Гринев не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий самодержавно-крепостнический строй он принимает как норму общественно-политической жизни. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам. Он не понимает, что основной смысл крестьянского восстания был в стихийной стремительности к освобождению от помещичье-крепостнического гнета.
10. Что в Гриневе вызывает наши симпатии и чем он далек от нас?
Гринев вызывает наши симпатии своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством. Нам нравятся его гуманное (человечное) отношение к Савельичу, его простота и искренность. Мы восхищаемся его чистотой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием.
Гринев далек от нас непониманием больших общественно-революционных событий, невольным участником которых он был.
Гринев чужд нам своим некритическим отношением к существующему государственному строю и главе его – Екатерине II.
Не прав Гринев и в оценке крестьянского восстания: он не замечает в нем элементов организованности, смысла и особой формы гуманности. Чужды нам и те цели, при достижении которых Гринев обнаруживает высокие моральные качества.
Гринев.
Главным героем семейно-бытовой части романа является Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени–сначала под руководством дядьки Савельича, потом – француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своем сыне настоящего дворянина, как он это понимал. Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринев отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он “потянул лямку”, стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил свое понимание службы: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев после минутного колебания отвечает решительным отказом. “Голова моя в твоей власти,– сказал он Пугачеву: – отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья”. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.
Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив ее, притом при помощи Пугачева, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.
Петр Гринев разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нем “бунт бессмысленный и беспощадный”, а в Пугачеве – разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведет себя кк помещик-крепостник.
Но по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый. Он справедлив и признается самому себе в своем легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, дает слово впредь слушаться своего дядьки. Гринев любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачевцев Бердской слободы. Гринев доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринев к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.
Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачева, он видит в нем умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. “Зачем не сказать истины? – пишет Гринев в своих записках. – В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал... спасти ему голову...”
Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. Из изображенных в романе представителей дворянства он единственное положительное лицо, хотя и остается по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.
VI. Урок развития речи.
Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Цели:
- продолжить развитие речеведческих навыков учащихся;
- обогатить новыми знаниями, умениями и навыками в составлении сравнительной характеристики двух литературных героев;
- учить работать с текстом произведения;
- развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся, умение находить общее и различное, делать необходимые выводы;
- подготовить к написанию сравнительной характеристики Гринева и Швабрина.
Оборудование и материалы: тексты романа, раздаточный материал, тетради по литературе.
Основные приемы и методы: поисково-эврестический метод, беседа с учащимися, выполнение групповых и индивидуальных заданий.
Ход урока
I. Организация урока. Сообщение целей урока.
II. Подготовительная работа. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по составлению сравнительной характеристики двух литературных героев.
1. Давайте вспомним известных вам литературных героев из прочитанных книг и коротко обозначим самое главное, на чем строилось их сравнение между собой.
Учащиеся называют царицу и молодую царевну в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина (внутренняя и внешняя красота людей); Жилина и Костылина в Кавказском пленнике А.С. Пушкина (стремление к свободе и смирение с жизненными обстоятельствами); Соню и Марусю из повести В.Г. Короленко “В дурном обществе” (два образа жизни в связи с различием социальных условий); Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (почему один из братьев умирает героем, а другой становится подлым предателем и изменником).
2. Какой материал был необходим нам для сравнения:
а) внешняя красота и внутренняя сила (портрет);
б) умение бороться с невыносимыми условиями жизни ( характер);
в)условия жизни (социальное положение);
г) патриотизм и ложная любовь к Родине.
3. Что такое характеристика литературного героя?
Изображение основных черт характера, условий воспитания, среды, портрет, авторское отношение к герою.
4. Что является важным для написания характеристики персонажа?
Ведущая, основная, главная черта, которая отличает или выделает его в произведении.
III. Гринев и Швабрин. Какие они разные!
- Значение этих образов в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
- Что общего между ними:
а) офицера из дворян;
б) оба любят Машу;
в) оба молоды;
г) служат в Белогорской крепости.
- Различия между ними:
а) воспитание;
б) отношение к окружающим;
в) отношение к капитанской дочке;
г) отношение к воинскому долгу.
- Как А.С. Пушкин относится к своим героям?
- Какие чувства вызывают у нас Гринев и Швабрин.
IV. Лексическая работа.
При составлении сравнительной характеристики двух литературных героев необходимо соблюдать принцип параллельного сравнения. Поэтому в работе будут необходимы следующие слова и словосочетания, так называемые связующие элементы, “крючки”: по-разному, иначе, неодинаково, по-другому, резко отличаются, совершенно противоположные, отрицательные, по-иному, если один… то другой и т.
Запишем их в тетрадь. Хорошо, если учащиеся с самого начала изучения романа были нацелены на задание собирать материал для сравнения Гринева и Швабрина в тетрадях. Тогда на уроке развития речи его надо будет привести в определенную систему, и тогда может получиться сочинение, которое предлагается ниже.
Сочинение.
Большой материал для сравнения двух людей дает роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Среди героев этого произведения резко противоположное место занимают два человека: Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.
Что объединяет их и что делает совершенно непохожими друг на друга?
Образы Гринева и Швабрина имеют немалое значение для решения многих вопросов, поставленных автором в своем произведении: взаимоотношения помещиков и крестьянства, обязанности дворянина перед народом, человеческое счастье, любовь, истинное благородство.
Гринев и Швабрин – офицеры из дворян.
Встретив в Белогорской крепости Машу Миронову, капитанскую дочку, полюбили ее.
На этом сходство между ними заканчивается.
Далее приходится говорить лишь о различиях между этими людьми.
Гринев получил воспитание в условиях провинциальной дворянской семьи, Швабрин жил в столичных условиях, получил светское воспитание и образование.
Большое влияние на формирование характера Гринева оказал Савельич, которому присущи многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.
Швабрин умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но в отличие от Гринева он глубоко равнодушен к народу, ко всему, что не касается его личных интересов. Раньше он служил в гвардии и за дуэль сослан в Белогорскую крепость.
Все это определяет и различное отношение Гринева и Швабрина к окружающим.
Если по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый, справедливый и доверчивый, плохо разбирающийся в таких людях, как Швабрин, то Швабрин – злобный, презрительный, лживый и лицемерный человек, насмешливо относящийся к людям, к тому же еще и мстительный.
Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, Швабрин мстит клеветой, пишет анонимный донос старику Гриневу на его сына. Швабрин бесчеловечен по отношению к женщине, способен к насилию и издевательствам.
Совсем иначе относится к Маше Гринев. Он глубоко искренен и по-настоящему любит капитанскую дочку. Способен ради нее на героические поступки.
Эти черты Гринева воспитаны в нем с детства. Отец отправляет сына не в гвардию, в армию и дает ему наставление, в котором выражает свое понимание службы: “Береги платье снову, а честь смолоду”.
По-разному герои понимают чувство долга.
Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.
Чувство долга и чести полностью отсутствуют у Швабрина. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которую он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей.
Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.
Гринев симпатичен нам своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, нам нравится его искренность и простота, этим близок он и А.С. Пушкину.
Такими разными показаны в романе “Капитанская дочка” Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.
Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11-е классы. Базовый уровень. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, “Просвещение”, 2008.
- А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Москва, “Художественная литература”, 1987.
- В.А. Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Издательский дом “Дрофа”, 1997.
- Пушкинская энциклопедия. АС, Москва, 1999.
- Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 в. Ленинград, “Художник РСФСР”, 1995.
- Альбом “Литературные места России”. Москва “Советская Россия”, 1987.
- А.С. Пушкин. Альбом для средней школы. Москва, “Просвещение”, 1978.
- “Друзья Пушкина”. Переписка, воспоминания. Дневники. В двух томах. Москва, “Правда”, 1984.
- В.Н. Кочетов и др. Русская и советская литература. Пособие для студентов-иностранцев подготовительных факультетов вузов. Москва, “Высшая школа”, 1983.