Роль пейзажной лирики в формировании нравственных основ у учащихся. Рабочая тетрадь с заданиями экологического содержания

Разделы: Литература, Экология

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: любовь к животным, любовь к природе, духовно-нравственное воспитание


Цель уроков. В современном контексте приоритетов российского образования формы и методы экологического образования расширяют границы и переходят на более высокий уровень, в область гуманистической педагогики. В центре педагогической деятельности находится человек с его личными пристрастиями, выбором пути в жизни, ментальностью и мировоззрением. Поэтому его экологическое просвещение должно идти не абстрактно-обобщенно, а предметно и конкретно. Сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей среде, поэтому задачей учителя является формирование экологического сознания.

Экологическое образование на уроках словесности соответствует ценностно-смысловым и общекультурным компетенциям устойчивого развития:

  • Учащиеся постигают мир, учатся ориентироваться в нём,
  • Ориентируются на общекультурные ценности,
  • Получают навыки духовного развития и саморазвития.

В рамках разработанных и внедряемых ФГОС предлагается изучение верований древних славян, УНТ, истории родного языка. Но глобализация современного общества, жизнь в большом городе часто делают такие знания абстрактными, неживыми. Вот почему открыть родную культуру заново, сделать ее живой, частью жизни, миропонимания – задача, да и долг современного учителя.

На этом пути не только внедрение дополнительного образования, различные кружки и факультативы, но и планомерная внеклассная работа с проведением обрядовых праздников, интегрированные уроки по изучению народного костюма и русского быта на уроках словесности, технологии и музыки. Ключ успешности экологического просветительства лежит в “переоценке нашего образа жизни, этических и культурных ценностей”.

В данной работе предлагаю вам материал для организации работы над пейзажной лирикой на уроках литературы. Эти материалы оформлены как рабочая тетрадь учащегося 5 класса, что позволяет проделать работу и на уроке, и дома, и коллективно, и самостоятельно.

Работа над пейзажной лирикой имеет большое воспитательное значение. Ещё в юном возрасте, когда закладываются устои нравственности, важно почувствовать при помощи слова удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, беззащитность перед наступлением техники. Задача урока – показать учащимся, из чего складывается ответственность человека перед природой. Из самого малого: заботы о дереве, растущем под окном, полевом цветке, не сорванном для забавы, кормушки для птахи, оставшейся зимовать.

Источник материала. В учебнике по русской литературе для 5 класса есть раздел пейзажной лирики, изучению которого и посвятим следующие строки.

Слово учителя. Возьмём стихотворение И.Никитина “Лес”. Лес...Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечные картины: густая зелень, великаны-деревья, несмолкаемый лесной шум. Описывать лес можно по-разному: глазами охотника, выслеживающего зверя, человека, который пришёл отыскать редкий цветок. А как смотрит на лес поэт Никитин? Как относится к лесу, какие чувства испытывает? Конечно, поэт относится к лесу как к другу. Он называет его другом, обращается на “ты”.

Шуми, шуми, зелёный лес!
При помощи звуков мы слышим лес, его шум, шелест листвы.
В сроках:
Как я люблю...
Как что-то близкое, родное... - выражается отношение автора.

И пусть эта краса хмурая, угрюмая, нахмурено небо, грозно шумят деревья, всё равно лес видится поэту значительным, мощным, способным противостоять стихии.

Лес – это часть мира, вселенной:
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пёстрою грядою.

Стихотворение ещё раз позволило нам увидеть, как прекрасен и могуч лес. Неудивительно, что поэт пишет о нём с гордостью. Но всегда ли наше отношение является таким? Мы так часто говорим о том, что нам лес даёт, а что мы даём лесу? Мы привыкли потреблять, пользоваться дарами природы, запасы которой кажутся бесконечными. Но нельзя только брать и ничего не давать взамен. Мы уже чувствуем последствия такого отношения к лесу: загрязнения, вырубка, браконьерство, опустынивание и обезвоживание. Имеет ли это отношение к нам лично? Ведь мы не руководим предприятиями, не строители, не лесорубы. Мы –то лес любим, понимаем его красоту. Но помним ли о брошенной бумаге, банке, бутылке, оставленном костре, сорванных ландышах, сбитом грибе?

Это тоже губительно для природы, это тоже равнодушие. Мы все должны сделать для того, чтобы спустя десятилетие с тем же восхищением можно было сказать:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Прочитаем стихотворение И.Бунина “Густой зелёный ельник у дороги...”.

На его материале можно продолжить разговор о красоте и хрупкости природы. Что вас больше всего взволновало в стихотворении? Удалось ли зверю спастись? Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно вчитаемся в стихотворение. Вот тёмный ельник, следы оленя на глубоком снегу, “могучего, тонконогого, к спине откинув тяжкие рога”. Олень прекрасен, как и природа, что его окружает. Как знаток леса читает по следам книгу леса, так Бунин прочёл историю оленя. Будем и мы следопытами. Вот олень пасся в ельнике, он много “натоптал тропинок”, погнул ветку, добираясь до верхней, оставил опавшие хвоинки на земле. И “снова след, размеренный и редкий”, позволяет сделать вывод о спокойствии гордого зверя. “И вдруг – прыжок!” Что-то случилось! Что? Следы собак, сбитые рогами ветки – эти детали помогают представить оленя, стремительно убегающего от погони.

Мы волнуемся, тревожимся за зверя. Неужели такого красавца – зверя убьют? Читаем последние строки. Удалось ли оленю спастись? Нет. Лишь слабая надежда, что сильный и красивый зверь “в стремительности радостно-звериной” может вырваться из кольца охотников. Восторг писателя выражен в строке:

Он красоту от смерти уносил...

Прекрасен олень, прекрасна природа, прекрасна жизнь - вот глубокий обобщающий смысл стихотворения. Но кроме того, звучит и тревога поэта, удастся ли спасти красоту. Злой выстрел, подкашивающий зверя, сбивающий на лету птицу, сорванный цветок, затоптанный муравейник, загубленное деревце – это ли не уничтожение красоты? Не всегда природа может постоять за себя. Слово поэта вновь приводит нас к выводу, что природа нуждается в нашей защите и заботе, нашей помощи.

Таким образом, на примере этих и других стихов, предложенных к изучению, мы понимаем не только о то, что поэзия – великое чудо, открывающее нам природу, учащая нас языку природы. Поэзия – учебник чуткости, доброты, участия, милосердия и ответственности человека перед природой. Ниже (Приложение) приведены задания для учащихся по текстам, где поднимаются эколого-нравственные проблемы.

Приложение.

Список литературы

  1. Г.Гайда “Пред ликом священной природы”. Литература в школе №1.1990.23-30.
  2. Времена года. Ю.Селезнёв “Поэзия природы и природа поэзии”. М. 1976. 41-49.
  3. Ю.Сохряков “Природа и человек в русской прозе 19 века”. Литература в школе. №5-6. 1992. 21-25.
  4. Д.Н. Мурин “Человек и природа”. Литература в школе. №3-4. 1992.23-27.
  5. Е.В.Карсалова “Берегите, люди, эту красоту”. Литература в школе. №6.1989.45-51.
  6. Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии. - Иркутск, 1998.
  7. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.
  8. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М.,1993.
  9. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1998.
  10. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.
  11. Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 1995.
  12. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.
  13. Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1994.
  14. Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. ... канд. философ, наук. - М., 1992.
  15. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М., 1984.
  16. Разработки уроков по литературе из опыта работы учителя ГБОУШ №1347 Гришакиной С.Р.