Роль пушкинской реминисценции «Заячий тулуп» в стихотворении А.С.Кушнера. Методика обучения сопоставительному анализу

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: А.С.Кушнер, сопоставительный анализ


Умение логично и аргументированно дать ответ на вопрос на основе сопоставления фрагментов произведений - одно из важных, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ. Это, конечно, важный фактор, который говорит о том, что необходимо системно обучать школьников такому виду работы. Но есть еще другие, не менее важные причины. В процессе сопоставления выстраивается диалог между текстами, авторами, эпохами, художественное произведение осмысляется в контексте других произведений, а значит, в процессе анализа происходит развитие диалогического мышления учащегося. Кроме того, школьники, анализируя произведение с точки зрения использования интертекста, овладевают понятиями реминисценции и аллюзии, учатся понимать смысл их использования, а значит, развиваются как читатели.

В 8 классе анализ функции художественной детали «заячий тулуп» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дает различные возможности для сопоставления повести с другими произведениями именно с точки зрения использования этой детали другими авторами. Заячий тулуп упоминается в стихотворениях Д.Самойлова, А.Кушнера, в тексте песни группы «Любэ» «Заячий тулупчик», написанном И.Матвиенко. Интересно проследить, какую роль играет пушкинская деталь в произведениях современных поэтов.

Урок по осмыслению роли пушкинской реминисценции является логическим продолжением занятия, на котором анализируется функция детали «заячий тулуп» в «Капитанской дочке». Мы наблюдали, как портретная деталь обретает самые разные качества: не теряя своей описательной функции, она становится сюжетообразующей, а затем психологической и символической [5]. Логика размышлений учащихся в процессе анализа повести зафиксирована в таблице, которая наглядно демонстрирует как разные функции детали, так и семантическое поле, в которое деталь оказывается включенной.

Содержание эпизода

Функция детали

Семантическое поле

1

Петрушу отправляют на службу.

Портретная и символическая

Дом, тепло, родители, домашний очаг, детство, забота

2

Гринев дарит заячий тулуп вожатому

Сюжетообразующая
Портретная Символическая
Раскрывает характер героя (связь с мифологическим подтекстом)

- Благодарность, память, милость, добродетель.
- Нечистая сила, бесы (характеристика Пугачева и оценка бунта)

3

Савельич объясняет Гриневу причины его спасения

Сюжетообразующая

«Странное сцепление обстоятельств», начало цепочки долгов и благодарностей: «Детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли» [4, 182]

4

Гринев на странном совете Пугачева

Раскрывает характер героя
Сюжетообразующая

Милость, услуга, добродетелью: «…я помилую тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу» [4, 185]

5

Пугачев дарит Гриневу овчинный полушубок и доброго коня

Раскрывает характер героев

Смиренность, робость, покаяние, «блудная овца»
Урядник Гриневу: «Вечно за вас буду Бога молить» [4, 195]
Христианские принципы

6

В разговоре героев по дороге в Белогорскую крепость

Сюжетообразующая
Раскрывает характер героя

Помнить добро: «…помня твой стакан вина и заячий тулуп» [4, 203]

На уроке ученики пришли к выводу, что с деталью связаны важные идеи автора: вера в неистребимость человеческой доброты и в необходимость «милости к падшим». Проведенный анализ по осмыслению роли художественной детали может дать развороты для работы учащихся по аналогии с той, которая проведена. Покажем, как можно организовать ее, сопоставляя один и тот же мотив повести А.С.Пушкина и стихотворения А.Кушнера «Когда страна из наших рук…» [2].

Нужно отметить, что стихотворение довольно сложное по структуре, в нем используется палимпсест для характеристики способа взаимодействия современной литературы с традицией. Этим интересно стихотворение: в нем сочетаются самые различные реминисценции, которые, соединяясь в новом поэтическом тексте, рождают новые смыслы. Обобщенный образ страдающего поэта, появившийся в первой строфе, перекликается с образами третьей строфы, которая буквально «сплетена» из цитат известных стихотворений М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Ф.И.Тютчева, О.Мандельштама. Всесторонний анализ интертекста не по силам восьмиклассникам, и все же на особенность стихотворения стоит обратить внимание учащихся уже сейчас, это вызовет несомненный интерес к произведению, который создаст мотивацию обратиться к нему позже. А на данном этапе остановимся на анализе первых двух строф и предложим те вопросы, которые помогут осмыслить функцию пушкинской реминисценции.

Главный вопрос, на который ученики должны будут дать развернутый ответ, сформулируем так: какие духовно-нравственные смыслы пушкинского произведения удалось проиллюстрировать А.С.Кушнеру?

В ходе подготовительной работы предложим систему вопросов на осмысление содержания и формы стихотворения:

  • какие чувства вызывает стихотворение? Какие слова в стихотворении имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и позволяют сделать выводы о чувствах лирического героя?
  • как вы думаете, о каком времени написано стихотворение? Что общего в изображении исторического времени в повести А.С.Пушкина и стихотворении А.С.Кушнера? Какие детали текста позволяют сделать вывод об историческом времени?
  • зачем автор используется прием умолчания? Пофантазируйте, какие слова, предложения могли бы быть вместо многоточия.
  • в чем особенность композиции стихотворения? Как вы думаете, чем можно объяснить использование противительного союза «но» во второй строфе?
  • в чем особенность звуковой организации второй строфы стихотворения? Как она связана с содержанием стихотворения?
  • какие значения важны для поэта, когда он напоминают деталь пушкинского произведения?

После совместного анализа предложим прочитать выразительно стихотворение и обосновать изменение интонации при чтении.

Первое впечатление, конечно, вызвано словами, имеющими ярко выраженную эмоциональную окраску, причем отрицательную: «рыдал», «шрам», «слезы», «мучило», «жгло». Интонация, сопровождающая чтение первой строфы стихотворения до многоточия, торжественная с паузами в середине строки. Автор создает образ времени: нетрудно понять основу для метафоры в начале стихотворения, особенно, если знать, что стихотворение написано в начале 90-х. «Когда страна из наших рук// большая выскользнула вдруг// и разлетелась на куски…» [2] - образная характеристика времени распада великой советской державы. Это время в стихотворении напоминает историческое время в повести Пушкина - эпоху пугачевского бунта, социальной катастрофы. В обоих произведениях изображается время путаницы, неразберихи, утраты привычных жизненных ориентиров и ценностей. Неслучайно в первой строфе стихотворения А.Кушнера возникает обобщенный образ поэта, испытывающего страдания, понимающего, но не принимающего происходящее, испытывающего боль за свою страну как свое личное горе.

Вторая строфа - нарастание мучительного и горестного чувства, связанного с мотивом расплаты. Перечисление однородных членов, а затем умолчание, в котором должен продолжаться этот ряд однородных членов, но словно волнение не позволяет лирическому герою закончить свою мысль - появляется многоточие, читатель сам домысливает за автора. Умолчание влечет за собою паузу, после которой интонация меняется на противоположную. Это, конечно, связано с содержанием строк: «Но был же заячий тулуп,// Тулупчик, тайное тепло». Эти строки - композиционный центр стихотворения. А.С.Кушнер, несомненно, употребляет эту деталь пушкинской повести в том же смысле, в котором употреблял ее и А.С.Пушкин. Вспоминаем эпизоды «Капитанской дочки», в которых проявляется эта символическая функция детали, обращаясь к приведенной выше таблице. Смысл использования тот же: во времена, когда все вокруг рушится, мир уходит из под ног, ненависть переполняет сердца людей, незыблемым остается «тайное тепло» - желание помочь ближнему, несмотря ни на какие социальные преграды, разделяющие людей. Заячий тулупчик - то, что их объединяет. Это деталь, говоря словами Е.Полтавец, имеет паронимическую связь с «тайным теплом», которая подчеркивается аллитерацией на «т» [3,141]. Аллитерация, конечно, выделяет при чтении последние две строки второй строфы: мягкая интонация должна передавать надежду лирического героя на то, что всегда найдется в душе человека «тайное тепло», которое и станет спасительным во времена ненависти и злобы.

Размышления учащихся на подготовительном этапе удобно оформлять в виде таблицы, которая позволит систематизировать выводы, а затем логично изложить их, отвечая на вопрос сравнительного анализа. Е.Л.Ерохина замечает, что наблюдение над текстом нужно проводить последовательно, а ответ следует строить по принципу «слоеного пирога»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис и т.д. Такая методика позволит избежать ошибки - сопоставления по разным параметрам. [1, 23] Последуем ее совету.

Повесть А.С.Пушкина

Стихотворение А.С.Кушнера

Историческое время.
Социальная катастрофа

Крестьянская война Пугачева.
«Русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Распад Советского Союза.
Понимает объективные причины, никого не обвиняет, воспринимает как расплату.

Роль художественной детали «заячий тулуп»

Тулупчик, подаренный Гриневым Пугачеву, имеет символический характер и означает милосердие и любовь к ближнему. Это спасение для человека в войне, ненависти

Заячий тулуп - тепло человеческих отношений, которое всегда было в сердце русского человека, спасет народ. «Тайное тепло» спасает человека во времена самых страшных катастроф»

Используя материал таблицы, формулируем ответ на главный вопрос. Возможен такой вариант: «В стихотворении А.С.Кушнера встречается мотив заячьего тулупчика - важная деталь повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». С какой целью автор использует реминисценцию?

Образ исторической эпохи, созданный Пушкиным и Кушнером, имеет общие черты. Это время социальных катастроф: в «Капитанской дочке» - пугачевский бунт, в стихотворении «Когда страна из наших рук…» - катастрофа 90-х годов - именно тогда большая страна «разлетелась на куски». Русские писатели всегда принимали горе страны как свое личное горе, переживали происходящее в стране как свое личное - этим объясняется обобщенный образ страдающего поэта в первой строфе.

В «Капитанской дочке» заячий тулуп выступает важной сюжетообразующей деталью, которая обретает символический характер и означает сострадание, любовь к ближнему, милость к падшему. Именно этот духовно-нравственный смысл пушкинского произведения развивает А.Кушнер. В его стихотворении «заячий тулуп, тулупчик» стоит в одном ряду с мотивом тайного тепла, который, конечно обозначает душевное тепло, участие человека в судьбе своего ближнего. Связь образов тулупчика и тайного тепла подчеркивается с помощью аллитерации на «т», которая создает мягкую интонацию и выделяет строку стихотворения, делая ее композиционным центром.

Мы видим, как художественная деталь прозаического произведения становится лейтмотивом стихотворения. А.С.Кушнер вслед за А.С.Пушкиным считает, что русскому человеку пришлось пережить много страданий: и бунт, и революции, и репрессии. И во многом мы виноваты сами, но в русском человеке всегда жило подсознательное стремление делать добро, делиться с ближним своим теплом».

Литература

  1. Ерохина Е.Л. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Литература. 2014. - М. - 2014
  2. Кушнер А.С. Когда страна из наших рук… // Александр Кушнер. Персональный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kushner.poet-premium.ru/poetry.html
  3. Полтавец Е. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - М.: МГУ, 2006. - 166 с.
  4. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Минералов Ю.И., Минералова И.Г. Литература: учебник для 8 класса в двух частях. - Самара: Учебная литература: Изд. Дом «Федоров», 2013. Часть 1. - 416 с.
  5. Хамицевич Е.В. Методика обучения развернутому ответу на вопрос при определении функции художественной детали в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2014. - № 2. - с. 148 - 152