Роль художественной детали в раскрытии образа Собакевича (урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • через анализ эпизода “Чичиков у Собакевича” показать, как с помощью художественной детали создается образ – характеристика;
  • деталь как средство типизации и индивидуализации художественного образа;
  • развивать умения анализа текста методом “микроскопического анализа”;
  • закреплять навыки выделять главное, систематизировать наблюдения и обобщать.

Форма занятия: работа в группах, создание и защита мини-проектов.

Ход урока

I. Словарная работа.

1. Приемы создания сатирического образа: юмор, ирония, сарказм, гротеск, пафос, сатирический пафос, алогизм.

2. Работа с термином “художественная деталь” (повторение).

Деталь художественная (от франц. detail – подробность, мелочь), выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно – эмоциональную нагрузку. К Д.х. относятся преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, … действия и речи (т.н. речевая характеристика)./ ЛЭС под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева/.

3. Привести примеры, где художественная деталь играет существенную роль в раскрытии образа героя. (“Шинель”, “Нос”).

II. Слово учителя.

Н.В.Гоголь – великолепный мастер художественных описаний. Эти описания насыщены предметно-бытовыми деталями, становящимися порой главным ключиком в раскрытии образа литературного героя. Какими же художественными деталями насыщена глава “Чичиков у Собакевича”? Какие же приемы использует автор для раскрытия образа Собакевича? Мы знаем, что все главы, изображающие жизнь российских помещиков, строятся с использованием определенного композиционного приема. Это описания усадьбы, внутренний интерьер, портрет помещика, обед и сделка – торг по поводу покупки “мертвых душ”.

III. Самостоятельная работа в группах.

В главе 5 найти художественные детали и, определяя их роль в создании образа Собакевича, создать мини – проекты (это могут быть таблицы, рисунки, схемы – опоры).

1-я группа – детали в описании усадьбы.
2-я группа – детали портрета.
3-я группа – детали внутреннего интерьера.
4-я группа – детали обеда.
5-я группа – детали сделки – торга.

IV. Примерное наблюдение учащихся над текстом, ответы, выводы.

Детали в описании усадьбы

Примеры из текста Черты характера Приемы создания образа и изобразительно-выразительные средства
  1. “Два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее”
  2. “Дом с мезонином, красной крышей и темно – серыми или, лучше сказать, дикими стенами…”
  3. “Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткою…”
  4. “На конюшни, сараи и кухни полновесные и толстые бревна…на вековое стояние…”
  5. “…колодец обделан в крепкий дуб…”
Богатство
Прочность
Безвкусица

Прочность

Фундаментальность

Неуклюжесть

Сравнение

Эпитет
Ирония


Ирония

Символ

Детали портрета.

Примеры из текста Черты характера Приемы создания образа и изобразительно-выразительные средства
  1. …лицо “мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками…”
  2. “Средней величины медведя…фрак медвежьего цвета…рукава…панталоны длинны… ”
  3. “Цвет лица каленый горячий, какой бывает на медном пятаке”
  4. “Натура недолго мудрила…
    хватила топором – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза… глядел искоса ”
  5. “Медведь! Совершенный медведь!”
  6. “Родился медведем или омедведила тебя захолустная жизнь”
Неуклюжесть
Неповоротливость
Сила
Крепкий
Здоровый
Прочность
Примитивность
Бездушие
Медвежье подчеркнуто максимально
 

Развернутое сравнение
(движение в мир животных)
Повторы
Эпитеты
Синтаксический параллелизм
Контраст живого и мертвого

Сравнение

Вывод.

Внешний портрет – важнейший компонент образа. Два – три штриха: цвет лица, одежда, манера держать себя, походка, жест – и забыть невозможно. Закрепляя первое впечатление, Гоголь затем раскрывает образ в его цельности, подчеркивая черты, определяющие характер человека.

Детали интерьера.

Примеры из текста Черты характера Приемы создания образа и изобразительно-выразительные средства
  1. “Картины…все греческие полководцы, гравированные во весь рост, …с такими толстыми ляжками и неслыханными усами”
  2. “Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками”
  3. “героиня греческая Бобелина”
  4. Дрозд темного цвета с белыми крапинками “удил хлебные зернышки”
  5. “Пузатое ореховое бюро – медведь”
  6. Стол, кресла, стулья… “И я тоже Собакевич”
Любовь ко всему крупному, прочному


Дань моде
Бездуховность

Крепость
Прочность

Гротеск

Алогизм

Повтор
Метафора
Эпитет, сравнение
Олицетворение, движение героя в мир неодушевленных предметов

Вывод.

Интерьер представлен в качестве выразительных деталей и характеризует социальный статус, сферу интересов героя.

Детали обеда.

Примеры из текста Черты характера Приемы создания образа и изобразительно-выразительные средства
  1. “…и потекли все в столовую”
  2. “У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся”
  3. “Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует”
  4. “Просвещенье – фук…
    Этот бараний бок с кашей… не те фрикасе…”
Изобилие
Хозяйственность
Обжорство
Довольство
Тема души (а есть ли она?)
Противник просвещения
Лексический повтор

Гипербола

Метафорическое выражение

Детали сделки – торга.

Сцена купли – продажи “мертвых душ” – ключ к пониманию характера Собакевича (как и любого другого помещика в поэме). В сцене идет детальное сопоставление поведения Собакевича и Чичикова.

Чичиков Собакевич
Предмет речи: “ревизские души”, “окончившие жизненное поприще”, “несуществующие души” Предмет речи: “мертвые души”, “штука”, “ревизские души”, “хороший народ”
“вскричал, разинув рот”
I
“открыл рот”
I
“изумленный обильным наводнением речи”
I
“Экой кулак”
I
“…неладно скроен, да крепко сшит”
I
“Кулак, кулак… да еще и бестия в придачу”
“100 рублей за штуку”
I
“продаю не лапти”
I
“Что вы скупитесь”
I
“полились такие потоки речи”
I
“Да, конечно, мертвые”,– сказал Собакевич, как бы одумавшись…”
I
“Дешевле нигде не купите такого хорошего народа!”
I
“У вас душа человеческая все равно, что пареная репа”

Вывод.

Авторских характеристик Собакевича – две. Мы слышим их во внутренних монологах Чичикова: “совершенный медведь” и “человек – кулак”.

В сцене купли – продажи воссоединяются обе. Накопительский, собственнический инстинкт, помноженный на невежественность, дает страшный эффект. “Кулак” становится символом грубой, страшной силы. Характеристика Собакевича получила свое полное завершение.

V. Защита проектов.

Учащиеся представляют опорные схемы, рисунки, таблицы.

VI. Подведение итогов.

  1. Оценка учащимися созданных проектов.
  2. Заключительное слово.

Сопоставляя героя с окружающим миром, Гоголь выбирает не случайные детали, занимательные или смешные, а берет совокупность обнажающих основное в характере человека, в его образе жизни. Деталь оттеняет вкусы, наклонности, натуру его героев, дает возможность увидеть не только индивидуальное, но и типическое, являясь как средством индивидуализации, так и средством типизации.

VII. Домашнее задание.

Какую роль играет художественная деталь в создании иллюстраций к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” (П.М. Боклевский, А.А.Агин, Кукрыниксы и др.)