Цель: научить анализу эпического произведения через эпизод из текста произведения, усвоить необходимые теоретические знания с учетом элементов художественного анализа.
Литературные термины: роман, тема, идея, литературный герой, мораль, нравственность.
Эпиграф: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.
Сегодня на уроке мы поговорим о всеми любимом писателе В. А. Каверине и его удивительном романе “Два капитана”. Эта книга – роман достойно вошла в золотой фонд нашей русской литературы. В романе автор поднимает и решает целый ряд важных морально – нравственных проблем, которые и на сегодняшний день остаются все такими же важными, какими были в 40-ые годы 20-го века, когда писалась книга.
Кто же он Вениамин Александрович Каверин? (Автобиографическая справка. Сообщение учащегося).
Эта книга – роман. Давайте вспомним особенности романа как эпического жанра литературы. Назовите основные признаки “Двух капитанов” как романа:
многоплановость,
разветвленность сюжетных линий,
временные пространства,
большой охват событий,
многогеройность.
Связь времен прослеживается за счет писем в романе, поэтому здесь присутствует эпистолярный жанр (лит. Жанр произведений, написанных в форме писем).
Понравилась ли вам книга Каверина? (Отзывы учащихся о романе. Оценка мнений).
Итак, вы уже смогли решить для себя, о чем эта книга. Какова же тема романа? Рассказ о жизни Сани Григорьева, который является главным героем романа.
Каковы же основные проблемы романа?
выбор жизненного пути,
что есть истина и ложь,
честь и бесчестие,
мужество, героизм и долг.
Вот и обозначился круг морально – нравственных проблем.
Об идее сказал сам Каверин: “Восстановление справедливости”.
Итак, давайте разберемся в морально – нравственных проблемах романа.
В чем же заключается истинная красота человека? Когда же человека можно назвать человеком с большой буквы, т. е. настоящим человеком?
Назовем главных героев романа.
Судьбы героев переплелись. Они живут в довоенное время по законам морали и нравственности своего времени.
Вы уже поняли, что они разные люди. Кого – то можно назвать человеком чести и совести, кого – то подлым и ничтожным человеком. Они сделали свой жизненный выбор.
Проблема чести и бесчестия
Обратимся к образу главного героя романа – Сане Григорьеву.
Каким вы его себе представляете? Как он рос? Что влияло на формирование его характера? Как он закалялся и мужал?
Сцена из школьной жизни (гл. 12 “Серьезный разговор”).
Виноват ли Саня Григорьев в смерти Марьи Васильевны? Хватило ли ему мужества продолжить поиски пропавшей экспедиции? Были ли у Сани ошибки?
У него нет жизненного опыта, это и приводит его к ошибкам. Человека формирует сопротивление среде, так произошло и с Саней. Он не может поступать, как все. Он выбирает свое решение. Помните клятву, которую они дали с Петькой Сковородниковым “Бороться и искать…”? Бороться прежде всего c самим собой, с собственными слабостями. Эгоизм, небрежность по отношению к чужим чувствам побеждает в себе Саня Григорьев.
Он вынес из детства высокую нравственную чистоту, и это помогло ему остаться настоящим человеком с высокой мечтой. Для него “искать” - значит иметь перед собой ясную цель и стремиться к ней. Он станет летчиком – это его цель.
Кто из героев произнес фразу: “Каждому охота схватить лакомый кусок”? Что вы можете сказать о Гаере Кулии? Кого из героев романа можно назвать любителями “лакомых кусков”?
Проблема лжи и истины
Мы помним, что идея романа - восстановление справедливости. Борьба против лжи и лицемерия.
Кто из героев является носителями лжи и лицемерия? Кто погубил капитана Татаринова? Чья подлость чуть не явилась причиной гибели Сани? Как вы объясните такое совпадение?
Остановимся на отношении героев к женщине. Почему любовь Николая Антоновича и Ромашова не делает их привлекательными?
Чем заканчивается спор между людьми, которые следуют девизу “бороться и искать”, и теми, для кого главное в жизни - “схватить лакомый кусок”? Сильная воля не только у Сани, но и у Ромашова. Почему же в Сане она привлекает, а у него отталкивает?
Проблема мужества, героизма и долга
Она раскрывается на образе двух капитанов.
Доказывая истину, Саня Григорьев проявил высокое мужество и героизм, ведь найти следы погибшей экспедиции он считал своим долгом. Путь этот был трудным. Нравственные уроки, которые получил Саня при этом, сделали из него настоящего человека.
Как связаны судьбы капитана Татаринова и капитана Григорьева?
События в книге кажутся настолько правдоподобными, что кажется, что она создана на реальных жизненных фактах. Что же в ней правда? А что художественный вымысел?( Сообщение учащегося о прототипах двух капитанов в реальной жизни.)
Иван Львович Татаринов после гибели экспедиции направляется к открытой им земле. Почему? Он считал, что это было его долгом. Для Сани Григорьева долгом стал поиск этой пропавшей экспедиции.
Роман завершается эпилогом – описанием обелиска, установленного в память Татаринова на арктической скале. Это одновременно и памятник делу Григорьева, поскольку на нем высечены слова его мальчишеской клятвы “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. И он с честью выполнил свой долг.
Как он будет следовать этому девизу своей жизни, став взрослым человеком, мы узнаем, читая вторую книгу романа “Два капитана”, в которой решаются все те же морально - нравственные проблемы.