Литература
-
От детали к проблеме (из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе) 2008
Помочь ученику найти нравственную опору - такая цель стоит перед учителем. Повесть Н.В.Гоголя "Нос" раскрывает социальные проблемы русского общества середины XIX века. В духовный мир повести помогает проникнуть вдумчивое чтение. В ходе работы сравнивается русское общество XIX века и современная Россия, решаются "вечные" социальные и нравственные проблемы. Вникая в текст, ребенок учится чувствовать красоту и выразительность русского языка, развивает речь, образное и логическое мышление.
-
От книги к проекту, или История с продолжением 2020
С замечательной повестью Софьи Борисовны Радзиевской «Болотные робинзоны» мои пятиклассники познакомились после программных произведений Д.Дефо, В.Астафьева, Саши Черного, иллюстрирующих понятие «робинзонада». Чтобы увлечь ребят, я добавила к своему рассказу историю из студенческой юности о случайном знакомстве с дочерью писательницы в казанской городской библиотеке, о том, что книгу не просто найти. Вскоре несколько ребят приняли участие в конкурсе, организованном центральной библиотекой города, написав отзыв о прочитанной книге. Двое из них в шестом классе участвовали в подготовке социологического опроса «Книга и буктрейлер» в рамках предметной недели для пятиклассников. Именно эти ребята стали инициаторами создания рекламного фильма «Робинзонада Великой Отечественной» по повести Софьи Радзиевской.
-
От набата до салюта. Звуки войны. Проект. Видеоурок 2021
Война, ворвавшись жизнь советских людей, принесла множество грозных звуков и мёртвую тишину. Воспоминания, стихи, хроника стали основой сценария. Карантин заставил работать дистанционно, внеклассное мероприятие было подготовлено как видео урок и показано в Дневнике.Ру.
-
От названия произведения к его проблематике. Ассоциативный анализ названия романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2005
На уроке проводится ассоциативный анализ названия романа. В результате работы выделяются ключевые темы произведения, которые позволяют определить основные проблемы, поставленные автором романа. В основе урока-исследования лежит актуальная проблема реализации на уроках литературы в школе III ступени методов и приемов инновационной технологии критического мышления. Использование приемов технологии критического мышления позволяет вывести работу над текстом на более высокий уровень осмысления его проблематики; предоставляет возможность учащимся испытать особое чувство рождения субъективного, личностного восприятия художественного произведения, видение новой стороны в знакомом объекте. Развитие ассоциативного мышления учащихся должно стать одним из ведущих методов на уроках литературы, так как создаёт ситуацию успеха и, таким образом, приближает к произведению, вызывает познавательный интерес к чтению, что отвечает целям и задачам гуманитарного образования.
-
От притчи к пословице и басне 2009
Цель урока: развитие у учащихся художественно-образного, эстетического и духовно-нравственного восприятия текстов из Библии, художественных текстов, пословиц.
-
От проекта по литературе к классному часу в форме проекта (из опыта работы) 2010
Известно, что организация классного часа сегодня требует от учителя новых подходов. Для нас метод проектов стал универсальным в организации и проведении серии классных часов, на которых учащиеся 9-го класса выполняли проект "Самый классный классный стенд".
-
"От сказки душе счастье, а уму раздумье" (А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок") 2013
Сказка - это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, «вечные» истины. В конце работы ребята дадут ответ на вопрос: «Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает писатель А.Платонов?». Цель урока: чтение и идейно-художественный анализ сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок». О неизвестном цветке, который не похож на другие, размышляют ребята на занятии. Большое место на уроке отводится развитию творческих способностей учащихся.
-
От смыслопонимания к смыслотворчеству 2006
Задача словесника – научить владеть русской речью, видеть безграничные возможности слова в выражении оттенков смысла. Познав тайны творчества, дети начинают ценить шедевры литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, где "все есть и ничего лишнего", создавая собственные.
-
От тайны слова к тайне факта. Урок анализа лирического стихотворения. 9-й класс 2011
Развитие творческого мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности. Одним их факторов успешного решения данного вопроса является воспитание у учащихся чувства любви к родному языку.
-
От Учителя к училке (рецензия на фильм) 2020
В рецензии анализируется содержание фильма «Училка» в сопоставлении с фильмом С. Ростоцкого «Доживем до понедельника». Основанием для сравнения является очевидное совпадение сюжетных линий. В ходе анализа делается вывод о том, что, несмотря на сюжетное сходство, различия между фильмами гораздо более существенны, как между настоящим искусством и дешёвой подделкой, настоящей жизнью и её имитацией. Причины заключаются в следующем. Во-первых, у авторов не было ясного понимания, что они хотят сказать зрителю и для чего делают фильм, во-вторых, авторы явно стремились сделать фильм по лекалам американского кинематографа, в-третьих, их представление о современной школе далеко от истины.
-
"От цивилизации – к полному одичанию (по роману У.Голдинга «Повелитель мух»)" 2012
Урок заставляет учащихся задуматься о том, что человек в современном мире утрачивает лучшие человеческие качества – милосердие, сочувствие. Работа над романом помогает понять, что только от самого человека зависит, сможет ли он справиться со злом, поселившимся в его сердце. Роман формирует общечеловеческую позицию "человек человеку друг".
-
"От Эзопа до наших дней" 2009
В системе уроков по изучению басен И.А. Крылова данный урок является первым. В процессе урока ученики занимаются исследованием, определяя жанровые признаки басни, сравнивают произведения баснописцев, отмечая превосходство басен И.А. Крылова. Электронная презентация помогает подвести учащихся к проблемному вопросу, который станет основным на последующих уроках: «Почему басня живёт?»
-
Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Цель: показать, какова роль философских глав романа; пропагандировать главы, раскрывающие страницы Отечественной войны 1812 года исходя из взглядов Л.Н. Толстого на историю, показать их сиу и слабость. Презентация к уроку должна помочь учащимся лучше понять содержание романа "Война и мир".
-
"Отечественная война 1812 года глазами Льва Николаевича Толстого. По роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". По "московским адресам" Пьера Безухова" 2013
На уроке учащиеся анализируют, какой увидели Отечественную войну 1812 года любимые герои Л.Н. Толстого, один из которых Пьер Безухов: он стал участником Бородинского сражения, его глазами показана осажденная французами Москва. Цель урока: пройти с Пьером по измученной, растерзанной, сожженной врагами Москве и понять чувства русского человека, переживающего вместе со своим народом пленение Москвы, испытать, по мысли Л.Н. Толстого, чувство "скрытой теплоты патриотизма".
-
Отечественная война русского народа 1812 г. в баснях И.А.Крылова 2019
Великий баснописец Крылов многие басни написал по следам исторических событий. Его произведения, связанные с событиями войны 1812 года, рассматриваются как небольшой оригинальный исторический цикл. Эта композиция может быть использована на уроках изучения творчества И.А.Крылова.
-
Откройте занавес души 2003
Обыкновенная ширма помогла многим поверить в себя, удивиться своим способностям, сделала необычными уроки и помогла выйти за их пределы, изменила жизнь классного коллектива, сблизила с родителями…
-
Открываем Некрасова 2021
Современники Некрасова, в первую очередь, Белинский и Чернышевский, ценили в нем прежде всего борца за свободу, а в его лирике – гражданские мотивы (эта традиция отчасти дошла до наших дней). Разумеется, он и был борцом за свободу, и человеком очень сильного гражданского темперамента. Он с помощью слова боролся с крепостным правом, животрепещуще писал о тяжелой крестьянской доле, крестьянских женщин, детей.
-
"Открытая книга". Проектная работа по литературному чтению 2019
В наши дни, когда всевозможные гаджеты окружают нас повсеместно, книга отошла уже даже не на второй, а на третий план. Уходит необходимость посещать библиотеку в поисках литературы, ведь теперь можно за один клик найти нужную информацию в интернете. Чтение книг заменено множеством других более интересных, по мнению школьников, занятий. Изучение литературы сужено до рамок школьной программы. Как следствие этого: обеднённый словарный запас, низкая скорость чтения, трудности при изложении своих мыслей и т.д. Как привлечь внимание школьников к печатному слову? Для этого чтение должно стать мотивированным. Так появилась идея создать аудиокнигу.
-
Открытие сезона… Поэты Серебряного века приглашают… (Литературная гостиная в 11-м классе) 2003
Сценарий литературной гостиной для учащихся 11-х классов.
-
Открытое занятие к Единому методическому дню по технологии проблемного обучения 2014
Систематизация и обобщение знаний по теме исследования "Историческая память в творчестве В.А. Солоухина и влияние писателя на возрождение духовной культуры". Цели: осмысление роли творчества писателя в литературном процессе и и его влияние на духовное возрождение Родины; развитие познавательной активности и совершенствование навыков исследовательской деятельности; воспитание патриотизма, уважения и почитания традиций духовной культуры.
-
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе ДОО «Книга - мой лучший друг. Страна заповедная – русская народная сказка» 2018
Цель занятия: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
-
Открытое занятие по шорскому языку 2010
Разные формы работы по изучению шорского языка способствуют воспитанию у детей уважения к родному языку, традициям, обычаям шорского народа. В занятии я использовала разные формы работы: работу со словарем, работу в группах, индивидуальную работу. Ребята знакомятся с новыми шорскими словами. Цель занятия: воспитание любви к родному краю, развитие навыков разговорной речи, фонематического слуха.
-
Открытое заседание гуманитарного клуба: "Давайте учиться мыслить" 2012
Открытое заседание гуманитарного клуба проводится в рамках акции Центра поддержки талантливых и одарённых детей, работа которого направлена на выявление, поддержку талантливой молодёжи, развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, интеграцию образовательной среды и организацию личностно ориентированного досуга.
-
Открытое мероприятие. Масленица 2005
Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры.
-
Открытый интегрированный урок литературы и технологии парикмахерских услуг. Темы: "Базаров и Одинцова. Наказание любовью" (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). "Инструменты для укладки волос" 2014
На интегрированном уроке анализируется история любви Евгения Базарова к Анне Одинцовой, раскрывается характер героя. Развивается умение видеть мир чувств и переживаний героев, применять полученные знания, способность четко формулировать свои мысли. Ученики знакомятся с инструментами для укладки волос;
-
Открытый интегрированный урок по музыке и литературе в 6-м классе "На фоне Пушкина..." с использованием ИКТ и инновационных технологий 2018
Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни середины XX века.
-
Открытый интегрированный урок по теме: "Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля" 2005
Открытый интегрированный урок по русской литературе и изобразительному искусству, проводимый в форме творческой лаборатории, мастерской - своеобразная попытка обучать учащихся постигать прекрасное, талантливые произведения гениальных художников слова и искусства через углубленное их изучение методом наблюдения, анализа, рецензирования; а здоровая конкуренция, соперничество, спортивный азарт в соревновании двух команд - дополнительный стимул к серьёзному и вдумчивому отношению к изучаемой теме в тесной взаимосвязи искусства и литературы.
-
Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова "А за меня мои звери говорят!" 2009
Музыкальный урок литературы можно проводить и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 5-го класса. Учащиеся получают предварительные задания: выучить басни, инсценировать их, подготовить рисунки и творческие работы, ознакомиться с биографией И.А. Крылова. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
-
Открытый урок — путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме "Сущность ее жизни — любовь" 2008
Цель урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Л.Толстого "Война и мир", продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста; воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.
-
Открытый урок "Глоток зеленого шартреза…" Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева 2008
Целью данной работы является знакомство с жизнью и творчеством Николая Гумилева, пробуждение интереса к его уникальной личности, к жемчужным россыпям его экзотической поэзии. Автор работы глубоко исследовала редкие материалы о Гумилеве, газетные статьи, публицистические заметки, воспоминания друзей и знакомых, мемуарные и дневниковые записи, письма Гумилева. Работа носит интересный и познавательный характер.