Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни середины XX века.
Планируемые результаты:
Предметные: углубить знания учащихся о разновидностях жанра авторской песни.
Метапредметные:
Регулятивные
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя,
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
Познавательные
- ориентироваться в информационном материале;
- познакомить с образом А.С.Пушкина в авторской песни Б.Окуджава и современными её исполнителями;
Коммуникативные
- ставить вопросы, слушать собеседника,
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке,
- развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни,
- исполнительские (вокально-хоровые) навыки, способность к сопереживанию, творческое воображение;
Личностные
- проявлять культуру слушания наследия авторской песни;
- воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностное отношение и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего;
- музыкальный вкус у обучающихся, чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: системного анализа и синтеза, обобщения, сравнения, эмоционального воздействия.
Межпредметные связи: музыка – литература.
Музыкальный материал: Б.Окуджава авторские песни: «На фоне Пушкина», «Давайте восклицать…», «А всё-таки жаль…»
Видеоматериал: презентация к уроку, видеофильмы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, колонки, ноутбук.
Структура:
1. Организационный этап (1 минута)
2. Вступление – сценка – размышление «На фоне Пушкина» (10 минут)
3. Введение в тему. Актуализация знаний (3 минут)
4. Знакомство с биографией Булата Окуджавы (5 минут)
5. Слушание и анализ – обсуждение музыкальных и литературных произведений (7 минут)
6. Вокально-хоровая работа над песней «Пожелание друзьям» (5 минут)
7. Рефлексия (10 минут)
Ход урока
I. Вступление
1. Организационный этап.
На фоне памятника Пушкина (в презентации на доске) проходят люди – самые обыкновенные, типичные наши современники, те, кого можно встретить на улице. Они вполне узнаваемы: старушка с палочкой, стайка молодых людей, дама. У памятника стоит гитарист и певец. У их ног опрокинутая шляпа. Они исполняют романс на стихи Пушкина. Кто-то бросает монету, кто-то спешит дальше. Появляется журналист с диктофоном. Журналист пытается взять интервью у прохожих.
Журналист. Извините, что вы думаете о Пушкине? Кто он для вас? Слайд 2
Дама. Странный вопрос! Всем известно, что это наш великий поэт, его даже в школе проходят.
Журналист. Конечно, проходят и даже наизусть учат, но я хочу узнать, что он значит именно для Вас.
Дама. Для меня? Ну как вам сказать… Даже не знаю… (Она пожимает плечами и идет дальше).
Журналист (обращаясь к группе молодых людей) Ребята, скажите, кто такой Пушкин? Слайд 3,4
Первый. Тю! Александр Сергеевич, что ли? Да вот же он! (показывает на памятник) А вы что, его раньше не знали?
Второй. Писал про памятник, пока сам памятником не стал. Дописался.
Третий. А ничего поинтереснее вы спросить могли? Ну хоть про Гарри Потерра? Сл.5
Четвертый. Неужели вы думаете, что вам кто-то всерьез отвечать будет?
(уходят)
Журналист. (он немного расстроен и обращается к старушке) Может быть, вы мне скажете несколько слов о Пушкине?
Старушка. И, милый, нашел кого спрашивать. Я уже забыла все давно. А стихи его раньше любила и внучке когда-то про няню читала вслух. Но только уж и внучка большая совсем. Слайд 6
Журналист направляется к паре, но они от него просто отмахиваются – им не до него. Совсем расстроенный, он подходит к певцам. Слайд 7
Журналист. Вы только что исполняли романс на стихи А.С Пушкина. Что вы можете сказать об этом поэте?
Гитарист. Да о нем уже все сказано: «солнце русской поэзии», что еще говорить-то?
Певица. Лучше мы вам еще споем, а вы нас сфотографируйте здесь, у памятника, и поместите в своей газете.
Журналист. Хорошо.
Он отходит на несколько шагов, настраивает фотоаппарат. В это время все прохожие сбегаются в кучу.. Слайд 8,9. Все присаживаются на места.
Звучит песня Окуджавы в исполнении самого автора. (экран – слайд 10).
На фоне Пушкина снимается семейство,
Фотограф щелкает – и птичка вылетает,
Фотограф щелкает, но вот что интересно:
На фоне Пушкина – и птичка вылетает…
I. Введение в тему. 1 этап урока
На прошлом уроке мы познакомились с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня прозвучала сейчас на уроке? (Ответы детей)
– Урок открыла песня «На фоне Пушкина», которая была посвящена А.С. Пушкину, а написал её Булат Окуджава.
Само произведение представляет собой привычную уличную сценку, которая приобретает символический обобщенный смысл: памятник А.С.Пушкину, фотограф - журналист, тысячи людей, которые хотят запечатлеть себя и своих близких рядом с великим человеком. Памятник А.С.Пушкина из фона, на котором постоянно фотографируются люди, превращается в пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог бессмертной человеческой души:
«На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны (для тех, кто понимает)
все наши глупости и мелкие злодейства
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает».
В этом стихотворении, а особенно во второй строфе Автор призывает покончить со спорами, с враждой, нужно жить в мире, в согласии, в добре, проявлять доброжелательность к окружающим людям. Образ Пушкина объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями.
Люди, фотографируясь на фоне памятника, хотят познать бессмертие. И Окуджава дарит им его. Точнее, возвращает им то, что у них есть и о чем они сами даже, быть может, и не подозревали. А не подозревали они о своей внутренней причастности к Пушкину. Ведь они стоят на фоне его памятника, охваченные любовью к великому поэту. Одно только прикосновение к А.С.Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива фотоаппарата вылетит птичка. И вот, пожалуйста, - « птичка вылетает».
– Ребята как называют такие песни? (Авторскими).
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (ответы детей).
– Правильно тема нашего урока «На фоне Пушкина»,
– Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? (Ответы детей)
– Цель урока «Познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни в середине XX века»
2. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с музыкальными понятиями: бард певец, авторская песня, особенности бардовской песни.
Давайте напомним себе эти понятия…
БАРД-поэт, певец и исполнитель своих стихов, положенных на свою же музыку.
Авторская песня – это песня, которую создают «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно ее исполнителями. Их ещё называют бардами.
А что имеет значение в авторской песне?
(Прежде всего стихотворный текст).
Какие же особенности авторской песни? В чём её ценность?
- Это искренность, доверительность звучания.
- В своих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Эти песни отмечены социальной честностью, отзывчивостью, проникновенностью, обаянием, оригинальностью. Их авторы печалятся от неизбежности утрат и не теряют надежды.
- Это доступность для восприятия и исполнения любым человеком.
- Скупыми средствами (только гитара и голос человека) авторская песня выражает глубокие чувства человека.
Новый жанр авторской песни зародился в России в середине 20 века. Основоположниками его стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий.
II. Основная часть. 2 этап урока
1. Знакомство с биографией и творчеством Булата Окуджавы.
Мы повторили понятия авторской песни. А теперь зададим сокровенный вопрос: «Кто Вы, Булат Окуджава?».
В сопровождении презентации идёт сообщение учащегося или материал представляет учитель.
Б.Окуджава – признанный основоположник авторской песни. Родился 9 мая 1924 г. в Москве на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер. Почему? 9 мая закончилась война.
В 1937 году был репрессирован и расстрелян отец Окуджавы, сослана мать, ему самому чудом удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Из 9-го класса московской школы он ушел на фронт.
После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университет.
После университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 г. в Калуге вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Окуджава переезжает в Москву, куда вернулась после реабилитации его мама. Вскоре приходит известность, потому, что поэт обращается не к массам, а к личности.
С 1956 года Окуджава начинает выступать как бард-певец. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».
В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.
Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах.
Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Булата Окуджава, из них 40 песен на его музыку. В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».
- Фильм «Белое солнце пустыни» 1970 г. песня «Ваше благородие…»
- Фильм «Белорусский вокзал» 1971 г. песня «Нам нужна одна победа..»
- Фильм «Ключ без права передачи 1977 г. Песня «Пожелание друзьям».
Он написал около 150 песен. Они о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве мудрости.
2. Прослушивание песни Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».
Слово учителя: Пушкин… Кажется, мы знаем о нем всё. Мы так привыкли слышать его имя с самого детства. Нам немного надоедает каждый год непременно изучать его в школе на уроках литературы. Мы перечитываем его в течение жизни неоднократно. Но кто он такой – Пушкин? Как образ Пушкина появился в творчестве Булата Окуджавы?
Очень много своих стихотворений Булат Окуджава посвятил Пушкину. Он открыл его поздно, лет в 40. Читал он его с детства и считал, что хорошо знает. Но позже понял, что не знал его и не понимал. А в 40 лет стал перечитывать его другими глазами. Почувствовал поэзию Пушкина как стихи близкого, хорошо знакомого, дорогого человека. Пушкин стал идеалом для Окуджавы.
«Пушкина я по – настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом.» Он считал его недостижимым, но стремился приблизиться к нему. Б.Окуджава видел в Пушкине достоинство, очень дорогое для него самого – умение смотреть на себя иронически. Ю.М.Лотман – известный филолог, исследователь истории русской литературы 18-19 веков, автор прекрасных литературоведческих трудов, посвященных творчеству А.С.Пушкина сказал однажды: «…а, на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт – Булат Окуджава».
3. Слушание стихотворения «Счастливчик Пушкин!» (видеофрагмент)
В его стихотворении «Александру Сергеичу хорошо, ему прекрасно…» больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах…»
4. Анализ стихотворения. Работа над проблемным вопросом: Почему так сказали исследователи творчества Б.Окуджавы?
Счастливчик Булата Окуджавы близок к пушкинскому, близок к образу самого Пушкина. Таким образом, можно говорить о создании Б.Ш.Окуджавой внутреннего мира А.С.Пушкина. Несмотря на все события, происходящие в жизни Александра Сергеевича, на его творческие кризисы, он не изменил своему мироощущению, не потерял свою духовность, скорее, наоборот, она крепла в нем. Пушкин, как творец, всю свою духовность, свое миропонимание, эмоции и чувства воплотил в своих произведениях.
Сын двадцатого века, вобравший в себя горести и муки своего времени, человек, которого опалили и сталинские репрессии (арест родителей), и Великая Отечественная война, и недоверие и даже откровенная злоба партийной элиты и другие трудности жизни не сломили Б.Окуджаву, как и не сломили невзгоды А.С.Пушкина. Трудности жизни не убили у этих поэтов и тяготение к христианству, хотя Окуджава вырос в атеистической семье, он не утратил веру в торжество христианских истин, нравственных истин (надежда, любовь, долг, благородство, честь).
Таким образом, в двадцатом веке во времена долгих студеных холодов и кратковременных оттепелей русской литературы стихи Окуджавы согревали души читателей надеждой на лучшее, любовью к жизни, верой в ее правоту. Именно в этом уникальность его гармонического дара, которая сродни уникальности гармонического дара Пушкина.
И действительно образ А.С.Пушкина у Б.Окуджавы единый и правдоподобный. Стихотворение напоминает нам о важных моментах жизни Пушкина. Закончил он это стихотворение гибелью Пушкина, и как бы проложил мостик к следующему своему стихотворению, которая впоследствии стала авторской песней.
5. Просмотр видеофильма «А всё-таки жаль…»
Не представляю Пушкина
Без падающего снега.
Бронзового Пушкина,
Что в плащ укрыт.
Когда снежинки тихие
Падают с неба,
Мне кажется, что бронза
Тихо звенит…..
В стихотворении «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…» Б.Ш.Окуджава выказывает свое отношение к эпохам, к историческому течению времени, в котором присутствуют нотки грусти, сожаления, ощущение неизбежности изменений. Мечта о встрече с Пушкиным выражена в этом стихотворении Окуджавы. Мысленное общение с дорогим литературным родственником из прошлого вдохновляет поэта более, чем застолье с современниками: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем / поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа». Поэт ностальгирует и по старой Москве, вместе с которой ушел Пушкин: «А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков…».
Выводы по проблемному вопросу.
Образ А.С.Пушкина – фигура, которая помогает выразить Окуджаве свое отношение к современности через обращение к прошлому.
Автор, с одной стороны, возвеличивает образ Пушкина. С другой же стороны, Булат Шалвович ставит себя рядом с великим гением, он считает Пушкина своим другом, близким себе по духу.
Таким образом, можно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава обращается к образу великого поэта, потому что видит в нем духовное сходство, которое нельзя заимствовать, но с которым нужно родиться: особое мирочувствование и мировосприятие.
6. Вокально-хоровая работа с песней «Давайте восклицать…».
Слово учителя. В заключение предлагаю всем спеть песни “Пожелание”, “Давайте восклицать, друг другом восхищаться…”.
7. Рефлексия.
- Ребята, с помощью метода пяти пальцев, прошу оценить урок, не забывая отвечать на вопросы к каждому пальцу.
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
- М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
- У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
- Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
- Ребята, как вы думаете, мы с вами ответили ли на все возникшие вопросы урока?
– Как вы считаете, достигли ли мы цели урока.
(Обсуждение детей и учителя)
- Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?
- Что нового для себя узнали?
- Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
Ребята, я уверена, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. Булат Шалвович внушает нам простые человеческие истины о любви и вере, о дружбе и братстве, о верности и милосердии. Деликатно, мягко, иногда категорично, иногда с юмором. Да, нелёгкая эпоха и судьба вошли в произведения Булата Окуджавы, но что бы там ни было, поэт всегда был уверен, что добро восторжествует.
Булата Окуджавы нет с нами, но его стихотворения и песни о Добре, Любви, Нежности всегда будут напоминать нам о том, что, только понимая и доверяя друг другу, можно выжить в наше время.
Авторская песня жива. Напрасно её пытались похоронить как жанр. На смену Окуджаве и Галичу, Визбору и Высоцкому пришли Виктор Цой, Игорь Тальков, Александр Башлычёв, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук. Им есть что сказать нам, слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их обязательно услышим.
– Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!
Д.З. Письменно заполнить таблицу «плюс - минус - интересно». Выучить слова песни «Пожелание друзьям» Б.Окуджавы.
«ПЛЮС–МИНУС–ИНТЕРЕСНО».
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс | Минус |
Интересно |
|
|
|
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
тем более что жизнь короткая такая.