Цели урока:
- обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе; создание учебных материалов к уроку, совершенствование работы в творческих группах, формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию;
- развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков изучения, развитие творческого потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях развития и совершенствования средств ИКТ. "Погружение" в удивительный мир поэтического слова, в созданный автором мир; развитие умений работы в группе, навыков общения в группе;
- воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.
Эпиграфы к уроку:
До тех пор, пока ребёнок не почувствовал аромат слова, не увидел его тончайших оттенков, - нельзя вообще начинать обучение грамоте.
В.А. Сухомлинский.Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу.Самое главное - научить человека мыслить.
Б. Брехт.Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою.
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Юрий Левитанский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Одна группа учащихся работает с ПК, чтобы подготовить свою работу для дальнейшего представления.
Учащимся предоставлена возможность выхода в Интернет для получения необходимых справок.
Данная тема предполагает двухчасовое учебное занятие.
Ход урока
I. Организационный этап. Формулирование темы и целей урока.
II. Мотивационный этап. Слово учителя.
Русский язык очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким богатым языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы учимся на многих уроках, этим мы займёмся и сегодня.
III. Актуализация учебного материала:
- работа по выбору эпиграфа к уроку: учащиеся читают приготовленный дома материал, аргументируя свой выбор эпиграфа;
- работа с понятиями "лирический герой", "характер лирического героя", "настроение в лирическом стихотворении"(используются анимационные схемы)
IV. Анализ лирического стихотворения с использованием творческих карт наблюдения (самостоятельная индивидуальная и групповая работа).
Вам предлагается для анализа неизвестное стихотворение неизвестного автора. Ваша задача - определить и разгадать тайны этого произведения через анализ конкретных слов и их связей.
V. Проверка результатов самостоятельной работы.
VI. Выступления учащихся с заранее приготовленными заданиями (открывают "тайну факта" - имя автора стихотворения, рассказывают о нём, читают его стихи).
VII. Подведение итогов урока.
Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере произведений мастеров слова и на примере тех текстов, которые вы создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову.
Домашнее задание и его комментирование: используя творческую карту наблюдений №2, провести работу над словом.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения об А.А. Ахматовой, выразительное чтение её стихов.
Творческая карта наблюдений 1
I. Темы и мотивы в лирике:
а) тема
б) мотив
в) лейтмотив
II. Лирический герой:
а) характер лирического героя
б) лирический герой и автор
в) настроение в лирическом стихотворении
III. Тайна слова
Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок:
От замкнутых Я, что ли, пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков
И скрепок.И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы.
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы.И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке.
И, спотыкаясь, мёртвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке.А я за ними ахаю, крича
В какой-то мёртвый деревянный короб:
Читателя! советчика! врача!
На лестнице колючей разговора б!
Тема наблюдений - лирический герой и город.
- Опишите состояние лирического героя. Соберите слова для его характеристики.
- Соберите слова, характеризующие атмосферу января.
- "Бородавчатая тень" - что это может быть?
- Советчика! Читателя! Врача!
- Какое значение имеют заключительные слова стихотворения?
- Предположите, почему слова в заключительных строках расположены в таком порядке?
- Какое значение слова "углан" реализуется, по-вашему, в контексте стихотворения? (Работа со словарями, возможна работа в Интернете)
- Напишите синквейн "Лирический герой".
- Попробуйте создать синонимично-ассоциативный ряд к слову "город", исходя из собственного видения проблемы.
- Определите цвет следующих слов: январь, переулки, улицы, угланы, водокачка, читатель, советчик, врач.
- Выразите свои мысли, чувства, результаты наблюдений в эссе "Лирический герой стихотворения"
Что с ним происходило на самом деле? Прав ли я?
Информация для учащихся:
Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из 5 строк, написанное по определённому плану.
В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.
Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
Правила написания синквейна
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Схема написания синквейна (Приложение1)
Пример синквейна
- Долг
- Святой, трудный
- Обязывает, зовёт, выполняется
- Долг не ждёт завещания
- Память
IV. Тайна факта.
Рассказ учителя или специально подготовленных учащихся о Мандельштаме и его стихотворении. Представление презентационных материалов.
Творческая карта наблюдений №2
Тайна слова
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формулы цветка.
Тема наблюдения
Лирический герой и тайны поэтического ремесла
- Попробуйте сформулировать свой "закон звезды" и написать "формулы цветка".
- С чем сравнивает лирический герой стихи? Оцените это сравнение.
- Попробуйте создать свой синонимический ряд.
- Как вы относитесь к выражению "ненужная красота"?
- Почему роза названа далее просто цветком?
Написание эссе
Автор размышляет об одной из тайн мастерства поэта, о взаимоотношениях поэта и поэзии. Поэт наделён тайной силой, "законом звезды" он связан с космосом, а не с грешной землёй, где красота никому не нужна.
Литература.
- Вартаньянц М.Д. Поэтика: Комплексный анализ художественного текста. - М., 1994.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.
- Граник Г.Г., Шаповал Л А. и др. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.:НПО "Образование от А до Я", 1999.
- Современная русская литература. Анализ произведений школьной программы: Справочное пособие / Сост. Д.И. Довнор, А.И. Запольский. - Книжный Дом, 2003
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998.
- Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. Москва. "Русское слово" 2007
- Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования. - М., 1994.
- Лотман Ю.М. О поэте и поэзии: Анализ поэтического текста. - СПб., 1996.
- МайминЕ.А. Теория и практика литературного анализа. - М., 1984.
- Маранцман В.Т. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством //Литература в школе. 1998. № 8.
- Педагогические мастерские по литературе: Кн. 1 и 2. - СПб., 2000.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб., 1999.
- ШрагинаЛ.И. Логика воображения. - М., 2001.
- Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М., 1968.
- БЭНП "Литература"