Цели:
- воспитание любви к родному краю.
- развитие навыков разговорной речи.
- развитие фонематического слуха.
Словарь:
суг (вода),
таг (гора),
аал (поселок)
тиин (белка)
эзеноктар (здравствуйте).
кок (синий)
кызыл (красный)
чажыл (зеленый)
шара (чашка)
эм (дом)
шана (лыжи)
ХОД УРОКА
– Сегодня мы с вами проведем немножко необычное занятие.
1. Отправимся на экскурсию по реке Мрас-су
(желтая река).
2. Побываем в отдаленных поселках, где живут
коренные жители – шорцы.
3. Познакомимся с новыми шорскими
словами.
4. Познакомимся с хозяйственным бытом,
традициями шорского народа.
– Кто знает о коренном малочисленном народе Кемеровской области – шорцах? (Рассказываю о шорском народе).
На территории города Междуреченска и прилегающей к нему территории проживает около 3000 представителей коренного малочисленного народа шорцев. По Кемеровской области 12000 человек. Шорский язык относится к тюркской группе языков. Предки шорцев занимались охотой, рыболовством, сбором дикоросов. Чтобы вы узнали, где сохранились и развиваются хозяйственный быт и материальная культура, нам необходимо с вами отправится в путешествие по реке Мрассу в отдаленный поселок Учас. Для удачного путешествия нам пожелает удачи шаман.
(Необходимо иметь на проекторе картину, где стоит Шаман).
– Ребята. Для успешного путешествия и
охоты у шорцев проводится обряд. поклонения
духам гор, тайги, воды (провожу обряд).
Отправляемся в путешествие.
Мы с вами плывем по реке Мрассу. Кто знает, как
переводиться река Мрассу? (Река Мрассу –
желтая река).
Перед нами появилась гора – таг, вода – суг.
Повторите слова: река – суг, гора –
таг.
Ребята, посмотрите на берегу, кто прыгает? белка
– тийин. Проговариваем вслух все
вместе Белка – тиин.
Вдали мы увидели поселок – алл.
Проговаривают вслух все вместе поселок–
аал. Ребята, прежде чем остановится
нам надо с вами выучись слово для приветствия.
Проговариваем слово Эзеноктар – здравствуйте.
Мы с Вами приплыли в поселок. Ребята, как
будет на шорском языке поселок? На берегу стоит дом
– эм.
Мы с вами познакомимся с несколькими словами
из хозяйственного быта и
материальной культуры. Чашка – шара,
шана – лыжи.
– Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отдохнем!
Кол хлоп-хлоп
Азак топ-топ.
Кулак хоп-хоп
Пурун вот-вот.
– Ребята, я вас разделю по группам и задам самостоятельно поработать со словарем.
Задание: Найдите в словаре слова:
1 группа:
лыжи – шана;
чашка – шана;
дом – эм;
кызыл – красный
2 группа:
здравствуйте – эзеноктар.
поселок – аал
белка – тиин
зеленый – чажыл
3 группа:
река – суг
гора – таг
синий – кок.
– Ребята! Молодцы. Спасибо. После длительного
путешествия мы отправляемся домой.
Понравилось Вам путешествие? Как вы знаете, у
шорского народа есть обычай – встречать с
долгой дороги обязательно национальным
блюдом. (Оля Таннагашева раздает печенье.
Ученики благодарят.)
– Внимание! У меня в руках шарики трех цветов.
Красный – кызыл – это огонь если урок очень
понравился, синий – кок – понравился, зеленый –
чажыл – не понравился.
Ребята разбирают шарики и отвечают на вопрос: чему сегодня научились и почему они выбрали именно этот шарик?
– Дорогие ребята, я очень рада была с вами познакомиться и рассказать о коренном малочисленном народе Кемеровской области – шорцах, а также с вами выучить новые слова.
Домашняя работа. Выучить шорские слова.
– Занятие окончено. До свидания.