«Русские традиции – это колыбельная малютки, это сказки мамины…»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
Программное содержание:
I. Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о пользе чтения;
2. Закрепить названия и содержание русских народных и авторских сказок, знакомим детей с иллюстрациями великих русских художников;
3. Звуковая культура речи. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
4. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. Формировать образную речь, умения подбирать образные выражения.
5. Связная речь: совершенствовать умение составлять сказки по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Учить отгадывать загадки.
II. Развивающие задачи:
- Развивать у детей речь, образное мышление, фантазию и творчество.
III. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству, к русским традициям;
2. Учить выслушивать рассказы товарищей.
3. Учить работать в команде.
4. Развивать мышление, память, воображение.
Предварительная работа с детьми:
Повторение и знакомство с русскими народными сказками «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др., с авторскими сказками, со сказочно-былинной живописью великих русских художников, иллюстрациями В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и др. художников:
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в обработке А.Н. Толстого;
- «Финист - ясный сокол» в обработке Андрея Платоновича Платонова;
- «Царевна-лягушка»» в обработке Михаила Алексеевича Булатова и др. художников-иллюстраторов.
Интеграция образовательных областей:
- Социализация (работа в команде в игра «Составь сказку по картинкам, отгадывание кроссворда «Сказки», составление пазлов по иллюстрациям к русским народным сказкам);
- Коммуникация (отгадывание загадок);
- Здоровье (физминутка);
Познание (просмотр части видеоклипа «Русские традиции» группы Карусель», части видеозаставки к телепередаче «В гостях у сказки», Презентации к занятию);
Музыкальное воспитание (прослушивание песни ВИА «Самоцветы» «Русская сказка», «Русские традиции» группы «Карусель», песни О.Рождественской «Приходите в гости к нам)
План занятия:
I. Организационная (вводная) часть
1. Под отрывок из песни «Русская сказка» дети входят в зал, садятся на стульчики;
2. Загадка о книге. Беседа о важности чтения;
3. Стихотворение о книге Г.Ладонщикова «Лучший друг» (2 детей).
II. Основная часть
1. Кроссворд на мольберте «Сказки»; Вопросы по звуковой культуре речи, дети отгадывают загадки, определяют первый звук в слове;
2. Звучит небольшой отрывок (16 сек.) «В гостях у сказки», вход сказочницы
3.Стихотворение Ю.Мориц «Сказки». Загадки по авторским сказкам и ее авторам (игра с клубочком)
4. Видеоклип «Русские традиции» (40 сек.) Либо сказочница, либо учитель о русских традициях
5. По картинкам ребята составляют русские народные сказки, говорят название сказки, главного героя (работа в команде по 4-5 человек);
6. Физкультминутка
7. Сравнение сказок ,вопросы
8. Дидактическая игра «Закончи предложение. Угадай сказочного героя русских народных сказок» (знакомство с иллюстрациями к сказкам);
10. ИГРА за столом (работа в команде «Пазлы «Иллюстрации к сказкам»»)
III. Закрепление
Ход занятия
Под отрывок из песни ВИА «Самоцветы» «Русская сказка» дети входят в зал и садятся на стульчики. Входит учитель (воспитатель) в руках коробка.
Учитель или воспитатель: Ребята, я сегодня была в школьной библиотеке и принесла для вас подарок. А, чтобы узнать, какой, отгадайте загадку, что у меня в волшебной коробке?
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети отвечают: Книга.
Учитель или воспитатель: Совершенно верно, книга - наш самый лучший друг. Значение книг в жизни человека огромно. Не зря А.С.Пушкин (великий русский поэт и писатель) говорил: «Чтение - вот лучшее учение!». Благодаря книгам мы расширяем свои знания, лучше понимаем людей, узнаем много нового интересного, знакомимся с другими странами. Ни телевизор, ни компьютер, ни радио не могут заменить книгу. Ребята, а, кто из вас может прочитать стихотворение о книге?
Стихотворение «Лучший друг» Григория Ладоншикова (2 детей)
Если купишь книгу -
Не бросай на полку;
От нее не будет
Никакого толку.Всем полезно чтение
Про себя и вслух,
Книга-самый верный,
Самый лучший друг.Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.В ней стихи и сказки
Все к твоим услугам:
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
Учитель или воспитат.: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м звукам слов, отгаданных вами загадок.
1.
Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка (слайд);
Учитель: Ребята, а какой звук вы слышите в начале слова «Снегурочка»?
Дети: Звук «С».
2.
На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок (слайд);
Учитель: Ребята, а в слове «Колобок» какой звук первый?
Дети: «К»;
3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит (слайд);
Учитель: Ребята, какой звук слышите в начале слова?
Дети: «А».
4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка (слайд);
Учитель: Ребята, какой звук Вы слышите в начале слова?
Дети: «З»
5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон (слайд);
Учитель: Какой звук первый?
Дети: «К»
6. В сказках он всегда простак, все зовут его «дурак».
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка (слайд).
Учитель (воспитатель): Ребята, какое зашифрованное слово у нас получилось? Кто из Вас может прочесть?
Дети: «С К А З К И».
На экране появляется часть заставки к телепередаче «В гостях у сказки» (16 сек.)
Входит переодетый сказочный персонаж Елена-сказочница в сарафане и платке.
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребятушки и дорогие гости. Зовут меня Елена-Сказочница. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван-Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет
Из реки выходит сказка, из трамвая! из ворот!
Сказка-умница и прелесть, с нами рядышком живёт
Ух, и за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой
В сказке, солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Юнна Морриц)
Сказочница: Ребята, герои сказочной страны приготовили для Вас много заданий. Вот одно из них. Я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте и угадайте название сказки, и ее автора.
1.
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила?
(«Дюймовочка» (слайд))
Сказочница: А кто написал сказку о Дюймовочке?
Дети: Датский сказочник, Ганс Христиан Андерсен (слайд)
Сказочница: Сейчас потолкуем о книжке другой.
2.
Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю и невод забросил
Кого-то поймал и что-то попросит
О жадной старухе рассказ наш пойдёт
А Жадность, ребята, к добру не ведёт
И кончится дело всё тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (слайд)
Сказочница: Как называется сказка и кто ее автор?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд).
Сказочница: А, кто, автор этой сказки?
Дети: А.С.Пушкин (слайд).
Сказочница:
Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. (слайд)
Сказочница: Ребята, как называется эта сказка?
Дети: «Конек-горбунок».
Сказочница: А, кто автор этой сказки?
Дети: Ершов Петр Павлович. (слайд)
Сказочница: Ребята, Вы очень сообразительные, отгадали все загадки. Но, послушайте, ребята, что за чудесная музыка раздается из сказочного леса.
Звучит часть видеоклипа «Русские традиции» группа «Карусель», прим. 36-40 сек.
Сказочница: Ребята, а о чем поется в этой песне?
Дети: о сказках.
Сказочница: Ребята, правильно. Русский народ всегда был велик своими сказками, былинами, песнями колыбельными и обрядовыми, прибаутками, небылицами. Мы знаем их самого раннего детства, помним наизусть и проносим через всю жизнь- настолько велик заложенный в них заряд любви, душевной теплоты и доброго озорства.
Сказочница: Ребята, а какие русские народные сказки Вы знаете?
Дети: дети называют русские народные сказки.
Учитель: Ребята, а мы сейчас покажем нашей гостье «Как вы знаете русские народные сказки?» ИГРА «Составь сказку» за столами. Послушайте задание: мы разделимся на 4 команды, у вас каждого есть эмблема, посмотрите на нее, и найдите такую же эмблему на столе, здесь будет ваша команда. У меня есть карточки, ваша задача последовательно составить знакомую сказку, назвать сказку и главных героев сказок. . Когда вы составите свою сказку, обязательно подайте сигнал готовности. (4 команды, по 4-5 человек, дети составляют последовательно сказки). Сказки «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка». Пока дети собирают сказку тихо! Играет музыка группа «Карусель» «Русские традиции» или песня «Русская сказка» ВИА «Самоцветы».
Учитель: подходят к столам, спрашивают одну команду: «Как называется сказка? Кто главный герой?
Сказочница: Ребята, какие Вы молодцы. Я вижу вы хорошо знаете русские народные сказки.
Сказочница: А, сейчас ребята давайте вспомним одного из главных персонажей русских народных сказок. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте движения за мной:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В темном лесу есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх
Дети садятся.
Учитель (воспитатель): Ребята, что такое сказка? И чем она отличается от рассказа?
Дети: В сказке много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди разговаривают, как люди.
Учитель: А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских сына, три невестки, три задания, которые надо. Теперь Вы знаете, что сказки бывают авторскими, и народными.
Сказочница: Ребята, а вот еще одно задание приготовили жители сказочной страны для вас. Мы будем вам зачитывать отрывки из сказок, а вы определите о каком сказочном персонаже идет речь и из каких русских народных сказок они. Обращайте внимание на экран, на картины (иллюстрации) великих русских художников, созданные по мотивам этих сказок.
Сказочница: Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…
Дети: Аленушку.
Сказочница: Ребята, а как сказка называется?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слайд)
Учитель: Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото…..
Дети: «Царевна-лягушка» (слайд)
Сказочница: А потом Марьюшка взяла перышко в свои руки, подержала его при себе, погладила и нечаянно уронила на пол. Тотчас ударился кто-то в окно. Окно открылось, и влетел в избу…..(Финист - ясный сокол)
Дети: «Финист - Ясный сокол (слайд)
Учитель: Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.
Дети: «Сивка-бурка» (слайд).
Учитель: Ребята, давайте вспомним с вами какие сказки мы отгадали.
ИГРА (работа по командам «Пазлы «Иллюстрации к сказкам» ). Играет музыка О.Рожественской «В гостях у сказки».
Сказочница: Ребята, вам задание на смекалку, соберите пазлы к сказкам, которые только что отгадали, образец у вас на столе. Когда вы составите пазл, обязательно подайте сигнал готовности.
Сказочница спрашивает команды: «Из какой сказки ваша картина к сказке? Ребята, давайте посмотрим, как составили пазлы ребята из соседних команд.
Сказочница: Но пришло время вам возвращаться из сказки в сад. А я с вами прощаюсь. До новых встреч в сказках!!!!!
Заставка «В гостях у сказки» (16 секунд).
Учитель: Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Но со сказками мы не прощаемся, сказки живут рядом с нами.
Учитель: Ребята, где мы с вами сегодня были?
Учитель: А, чему нас учат сказки?
Учитель: Что Вам понравилось в нашем путешествии в сказку?