Общие положения
Открытое заседание гуманитарного клуба проводится в рамках акции Центра поддержки талантливых и одарённых детей, работа которого направлена на выявление, поддержку талантливой молодёжи, развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, интеграцию образовательной среды и организацию личностно ориентированного досуга.
Тема заседания: Давайте учиться мыслить!
Тип: герменевтическое занятие.
Цель: формирование способностей к саморазвитию, сотрудничеству и сотворчеству.
Задачи:
- сформировать условия для свободного творческого развития;
- способствовать осмыслению предназначения человека и ценности его жизни;
- способствовать поиску внутренних ресурсов, необходимых для достижения цели;
- вырабатывать умения планировать позитивный образ своего будущего;
- тренировать умения слышать и слушать как важнейших качеств участника коммуникации;
- способствовать развитию нестандартного творческого мышления учащихся;
- развивать логику мышления и действия в игровой ситуации.
Участники клуба: Учащиеся 5-9 классов
Ход занятия
I этап. Подготовительный (формирование первичного понимания).
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы начинаем цикл занятий, который поможет вам по-новому посмотреть на окружающий мир, познать себя, свои способности и оценить возможности.
Каждому из нас хочется быть умным человеком. Недаром русская пословица гласит: "Встречают по одёжке, провожают по уму".
- Какого человека мы назовём умным? (версии детей)
Презентация (значение из толкового словаря)
Умный - человек, способный мыслить.
- Чем умный человек отличается от образованного? (версии детей)
Презентация (значение из толкового словаря)
Образованный - имеющий разносторонние знания.
- Почему для прогрессивного развития общества недостаточно быть только умным и образованным человеком? (надо научиться мыслить нестандартно).
2. Погружение в проблему.
-Объясните, почему в современном обществе одной из самых престижных должностей является должность креативного директора?
Презентация (значение из толкового словаря)
Креативный - способный к творчеству; человек, умеющий видеть вещи в новом, необычном ракурсе.
- Человек рождается креативным?
Промежуточный вывод: наши занятия должны помочь вам формировать себя креативной личностью.
II этап. Жизненная ситуация и её осмысление.
1. Проигрывание ситуации.
Ребятам предлагается жизненная ситуация. (Наука побеждать. Притчи. Ганус Г.А., Кукушкин С.А., 2003г.)
Отец, сын с ослом путешествуют. Задача: Предложить наиболее эффективный способ передвижения.
По каждой предложенной версии ребят высказывается мнение. Версий может быть несколько, но ни одна из них не является универсальной.
2. Осмысление ситуации.
Решение не найдено, а передвигаться нужно. Попробуйте предложить нестандартные версии.
а) если версии ребятами предложены:
- что необходимо учитывать при решении конкретной ситуации? (индивидуальность, тогда и решение будет индивидуальным)
б) если ребятам трудно предложить новые версии:
- из чего вы исходили, когда выдвигали свои версии? (из способов передвижения)
- А какие причины могут повлиять на способы передвижения? (называют причины, определяют следствия, предлагают нестандартные версии).
III этап, Креативность как важная черта творческой индивидуальности.
Чтение и толкование притчи "Нельзя научить всему".
Нельзя научить всему
Современная притча
У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:
- Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? - Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.
От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.
- Странно, - сказал побеждённый, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. - Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, - ответил мастер, - но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!
- Но этому вы меня не учили, - сказал ученик. - Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.
Презентация (значение из толкового словаря)
Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.
- В чём поучительный смысл притчи? (чтобы постичь Науку побеждать, надо научиться импровизировать).
Презентация (значение из толкового словаря)
Импровизация - неожиданное решение, неожиданный поворот.
IV этап. Рефлексивная беседа.
- Каким умом должен обладать человек, претендующий на место креативного директора?
(не только умный, не только образованный, но и способный находить нестандартные решения из, казалось бы, стандартной ситуации).
Ум - это сила, но только творческий ум способен синтезировать, анализировать, импровизировать. Этому никто не может научить, если вы не проявите интерес и желание.
- Какие идеи занятия показались вам наиболее интересными, продуктивными?