Открытое заседание гуманитарного клуба: "Давайте учиться мыслить"

Разделы: Биология, Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Общие положения

Открытое заседание гуманитарного клуба проводится в рамках акции Центра поддержки талантливых и одарённых детей, работа которого направлена на выявление, поддержку талантливой молодёжи, развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, интеграцию образовательной среды и организацию личностно ориентированного досуга.

Тема заседания: Давайте учиться мыслить!

Тип: герменевтическое занятие.

Цель: формирование способностей к саморазвитию, сотрудничеству и сотворчеству.

Задачи:

  • сформировать условия для свободного творческого развития;
  • способствовать осмыслению предназначения человека и ценности его жизни;
  • способствовать поиску внутренних ресурсов, необходимых для достижения цели;
  • вырабатывать умения планировать позитивный образ своего будущего;
  • тренировать умения слышать и слушать как важнейших качеств участника коммуникации;
  • способствовать развитию нестандартного творческого мышления учащихся;
  • развивать логику мышления и действия в игровой ситуации.

Участники клуба: Учащиеся 5-9 классов

Ход занятия

I этап. Подготовительный (формирование первичного понимания).

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы начинаем цикл занятий, который поможет вам по-новому посмотреть на окружающий мир, познать себя, свои способности и оценить возможности.

Каждому из нас хочется быть умным человеком. Недаром русская пословица гласит: "Встречают по одёжке, провожают по уму".

- Какого человека мы назовём умным? (версии детей)

Презентация (значение из толкового словаря)

Умный - человек, способный мыслить.

- Чем умный человек отличается от образованного? (версии детей)

Презентация (значение из толкового словаря)

Образованный - имеющий разносторонние знания.

- Почему для прогрессивного развития общества недостаточно быть только умным и образованным человеком? (надо научиться мыслить нестандартно).

2. Погружение в проблему.

-Объясните, почему в современном обществе одной из самых престижных должностей является должность креативного директора?

Презентация (значение из толкового словаря)

Креативный - способный к творчеству; человек, умеющий видеть вещи в новом, необычном ракурсе.

- Человек рождается креативным?

Промежуточный вывод: наши занятия должны помочь вам формировать себя креативной личностью.

II этап. Жизненная ситуация и её осмысление.

1. Проигрывание ситуации.

Ребятам предлагается жизненная ситуация. (Наука побеждать. Притчи. Ганус Г.А., Кукушкин С.А., 2003г.)

Отец, сын с ослом путешествуют. Задача: Предложить наиболее эффективный способ передвижения.

По каждой предложенной версии ребят высказывается мнение. Версий может быть несколько, но ни одна из них не является универсальной.

2. Осмысление ситуации.

Решение не найдено, а передвигаться нужно. Попробуйте предложить нестандартные версии.

а) если версии ребятами предложены:

- что необходимо учитывать при решении конкретной ситуации? (индивидуальность, тогда и решение будет индивидуальным)

б) если ребятам трудно предложить новые версии:

- из чего вы исходили, когда выдвигали свои версии? (из способов передвижения)

- А какие причины могут повлиять на способы передвижения? (называют причины, определяют следствия, предлагают нестандартные версии).

III этап, Креативность как важная черта творческой индивидуальности.

Чтение и толкование притчи "Нельзя научить всему".

Нельзя научить всему

Современная притча

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:

- Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? - Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.

- Странно, - сказал побеждённый, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. - Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, - ответил мастер, - но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!

- Но этому вы меня не учили, - сказал ученик. - Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

Презентация (значение из толкового словаря)

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.

- В чём поучительный смысл притчи? (чтобы постичь Науку побеждать, надо научиться импровизировать).

Презентация (значение из толкового словаря)

Импровизация - неожиданное решение, неожиданный поворот.

IV этап. Рефлексивная беседа.

- Каким умом должен обладать человек, претендующий на место креативного директора?

(не только умный, не только образованный, но и способный находить нестандартные решения из, казалось бы, стандартной ситуации).

Ум - это сила, но только творческий ум способен синтезировать, анализировать, импровизировать. Этому никто не может научить, если вы не проявите интерес и желание.

- Какие идеи занятия показались вам наиболее интересными, продуктивными?