От смыслопонимания к смыслотворчеству

Разделы: Русский язык, Литература


“Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели”, – писал С.Я. Маршак.

Каждый русский не менее богат, потому что уже с рождения получает во владение “наш дар бесценный – речь”, этот “клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. Но в какие руки попадет это сокровище? Ведь и алмаз становится драгоценностью только в умных трудолюбивых руках ювелира, а в руках троглодита он понадобится, может, для раскалывания ореха…

В чем задача словесника?

Научить владеть русской речью, понимать и видеть безграничные возможности слова в выражении тончайших оттенков смысла. В современной культуре творческое мышление – общепризнанная ценность, и чем раньше мы начнем формировать его, тем быстрее откроется перед учениками богатство родного языка, тем скорее появится потребность самостоятельно выразить себя и свое отношение к жизни.

Путь к творчеству начинаем уже в пятом классе при изучении темы “Фонетика”.

Варкалось. Хливкие пюрьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Этот отрывок из книги Кэрролл “Алиса в стране чудес” заставляет задуматься о том, что значение имеют не только слова, но и звуки, что звук может обозначать светлое, благовестие ( Е), мрачное, тайное, таинственное ( Ч ), сдержанную, скомканную боль (М).

Теорию Бальмонта о символичности звуков пятиклассники проверяют, пытаясь создать собственные слова или имена несуществующим персонажам их рисунков.

Позже при изучении состава слова знаменитая “Глокая куздра” приводит к выводу о значимости морфемы, ребята создают в подражание знаменитому лингвисту свои примеры:"Жжикая свизка цирно змыхнула шухристенка".

Каждый человек, как известно, – центр своего семантического пространства. Особый инструмент, с помощью которого человек способен донести до других свое мировидение, – это метафора. Человек не только выражает свои мысли при помощи

метафор, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет.

Понятие о метафоре позволяет дать тема “Прямое и переносное значение слова”. Уже тогда в памятки пятиклассникам попадают первые записи:

При изучении прилагательного учащиеся исследуют, достоверно ли утверждение: “Язык – кладбище потухших метафор”. Для этого они изучают толкования слов, означающих цвета:

  • Голубой – светло-синий, сизый, голубиный цвет.
  • Жёлтый – цвета яичного желтка, золота, ср. желчь.
  • Оранжевый – между красным и желтым, цвета апельсиновой
    кожуры: англ., фр. – orange – апельсин.

Работу над метафорой целесообразно продолжить на уроке литературы при изучении “Вечеров…” Гоголя. Составляя план к тексту с использованием метафоры, пятиклассники закрепляют навык узнавания её в художественном произведении. Вот как выглядят пункты плана к рассказу:

– Залезть в прадедовскую душу.

– Наряжает его гетман гонцом с грамотой.

– Все еще дремало.

– Душа моя продана нечистому.

– Взбеленился

Обратиться к метафоре необходимо и при сочинении загадок, ребусов, шарад. В загадках предмет называют другим именем, а его признаки показывают с неожиданной стороны. Неожиданны и лингвистические миниатюры, обыгрывающие переносное значение слова, и основанный на многозначности слова “бестолковый словарь”: бестолковый – умный бес, достойный – ребенок, не умеющий стоять.

Развитию творческих способностей помогает работа над этимологией слова . Исследовать происхождение слова и его связи – значит видеть единство текста и всех его составляющих . Результатом работы над этимологией становятся статьи “Знаешь ли ты?”, где ребята делятся своими открытиями и объясняют написания трудных слов.

Постепенно работа над выявлением смысла слова, фразы, произведения перерастает в активную творческую деятельность. Дети начинают строить собственное пространство творчества. Это состояние меняет их отношение к миру, к себе, к окружающим. Ребенок начинает осознавать себя в роли автора, у него появляется желание выразить собственные мысли и эмоции в образной ткани собственного произведения.

Работая в сотрудничестве, сотворчестве с учителем, учащиеся нередко становятся соавторами новых приемов и дидактических материалов, создавая словесные и графические метафоры, образы-стихи и образы-портреты.

Получив представление об основах стихосложения, ребята сочиняют строки, помогающие запомнить глаголы, не употребляющиеся без НЕ:

Ненавидеть, невзлюбить, негодовать,
Неистовствовать и недомогать,
И нездоровится, неможется, нейдет
Писаться с не раздельно не дает!

Часто на уроках предлагается ввести в стихотворные правила недостающие слова:

Я обозначу…………….., размер,
Температуру, вкус.
В сравненье лучший я пример,
Я ……………………быть стремлюсь.

Хотя и краток иногда,
Ты узнаешь меня всегда.
Очень замечательное
……………………….прилагательное!

Так уже в пятом классе ребята получают необходимые знания и умения, позволяющие

анализировать художественный текст на фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом уровне. Анализировать текст помогают лабораторные работы, где предлагается

найти строки поэмы Лермонтова “Мцыри”, которые вдохновили Белинского на следующие строки:

“Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть…Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров”. В тетрадях учащихся появляются следующие записи:

Блеск: “Растений радужный наряд хранил следы небесных слез”

Вопль отчаяния:

Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?”

Постепенно ученики начинают понимать самоценность творчества, и собственного творчества в частности.

Сначала составляя центоны, создавая стилизации, они подражают стилю какого-либо поэта, обыгрывая знакомые сюжеты:

Немного лет тому назад,
Там, где леса, поля шумят,
Была деревня небольшая,
А в ней – старушка удалая.
У той козел рогатый был
Гулять по лесу он любил
Любил природу. Он как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Но плохо жил он, как в плену,
И звездной ночью потому
Сбежал. Бежал быстрей, как только мог
Искать ту жизнь, что полная тревог.
Когда достиг поляны тихой и немой,
Уже тянулся длинной полосой
Вдали над лесом бледный свет.
Козел прислушался: погони нет.
Но вдруг из чащи выскочил и лег,
Оскалясь , навзничь на песок
Зубастый волк. Сверкнув глазами,
К козлу стал приближаться он прыжками
Козел попятился. И стон
В тиши издал. Подумал он:
“Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит”.
И с этой мыслью он упал…
Голодный волк всё побеждал…
Шумели птицы, лес шумел,
Всё двигалось, и ветер пел.
И лишь копыта да рога
В земле остались от козла.

Позже творческая работа по аналогии помогает осознать текстообразующую роль частей речи. Учащимся предлагается прочесть стихотворение Р. Саути “Лодорский водопад”.

– Какую картину рисует автор? Охарактеризуйте роль деепричастий в тексте. Опишите по аналогии море. Как падают воды в Лодоре?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша
Резвясь и спеша
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, Взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,–
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Постепенно от подражания ребята переходят к сочинению собственных стихов и рассказов. Не все из них достигают успеха, но, анализируя причины неудачи, они глубже погружаются в тему, идею произведения, осознают необходимость обогатить себя новыми знаниями об эпохе, авторе, способах выражения мыслей и чувств и автора и его героев.

Пробовать себя на поэтическом поприще многие начинают после изучения сонетов.

Изучив особенности его строения, научившись различать английский и итальянский сонет, они начинают писать собственные.

Но для начала им предлагаются строки, сочиненные учителем:

Почаще поднимайте к облакам
Свои усталые, понуренные лица
Взмывайте вверх к бездонным небесам,
Чтоб в чистоте и сини раствориться.

Когда вы там, на облаках,
И лица ваши веселеют,
Улыбка дремлет на губах
И все вокруг светлеет.

И вы узнаете, что мир,
С земли казавшийся простым
С небес покажется нам чудом
Как человек, прибывший ниоткуда.

Так по-разному видится маленьким поэтам развитие заданной темы.

Прикоснувшись к тайнам творчества, они начинают ценить созданные до них шедевры русской и мировой литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, в котором “все есть и ничего лишнего”.

Такая работа помогает внушить ребятам, что “две основные силы-энергии движут жизнью: память, богатство наследия, активное воздействие прошлого в его высших, проверенных временем идеях и ценностях, и творчество, поиски новых путей, создание ранее невиданного”.

Естественно, что все это возможно в совместной творческой деятельности, когда педагог открывает свой внутренний мир подросткам, готов вовремя прийти на помощь, реализовать им себя как творческую личность, способную оценить шедевры литературы и эмоционально откликнуться:

Где тот свет, на который иду?
Где тот голос, что слышу в себе?
Где та правда, какую ищу?
Где любовь, что я вижу во сне?

Где тот мир, полный добрых начал?
Где те люди, которые дети?
Где тот Бог, что когда-то создал
Не из тьмы человека – из света?

Где лучистая радость сквозь слезы?
Где тот страх, что с подвигом вместе?
Где стихи без рифмы, а прозой?
Где душа без порока, но с честью?

Это стихотворение написано десятиклассницей после прочтения романа “Война и мир” и является поэтическим откликом на него. Хотелось бы, чтобы так воспринимали литературные произведения и откликались на них если не все, то многие ученики, познавшие красоту слова и радость творчества.

/В статье использованы отрывки из творческих работ Алексеевой Т., Травовой Е., Кащеевой А., Поваляевой М. Литвиновой Ю. Фетисовой Е./