Литература
-
Открытый урок "Жизнь и творчество Иосифа Бродского" 2005
Урок посвящен знакомству школьников с поэзией одного из замечательнейших поэтов ХХ века, лауреатом Нобелевской премии, эмигрантом Иосифом Бродским. На уроке ребята не только получают сведения о жизни поэта, но и знакомятся с его стихами, анализируют их.
-
Открытый урок "Знакомство со смысловым содержанием текста стихотворения "Бородино" М.Ю. Лермонтова" 2010
Открытый урок ставит целью познакомить учащихся со смысловым содержанием текста стихотворения «Бородино».
-
Открытый урок "Игумен земли Русской". Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру (8-й класс) 2009
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, об особенностях древнерусской литературы и законах жанра жития. 2. Вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви. 3. Воспитывать патриотические чувства к родной земле. 4. Способствовать учащимся проникнуться духом эпохи, времени, описываемом в житие, представить неземной облик святого, понять силу и красочность народного языка жития.
-
Открытый урок "Какая у вас улыбка?" (вводный урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") и приложение к нему 2007
Вводный урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет неограниченные возможности в преподавании любого предмета. Новые интерактивные приемы обучения помогут словеснику в проверке знаний учащихся, коррекции первичного представления о героях, ведении электронной тетради по литературе, сопоставлении авторской и режиссерской трактовок персонажей.
-
Открытый урок "Кто же он — Евгений?" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2004
Программа по литературе (5-11-е классы) под редакцией А. Г. Кутузова предполагает, что литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности в контексте культурной традиции эпохи. Материал в виде двух уроков по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" ("Начало большого стихотворения" (Кудряшова Т.С.) и "Кто ж он - Евгений?" (Соломина Н.А.) иллюстрирует данные подходы к преподаванию литературы.
-
Открытый урок "Кто лучше напишет сказку, подобную народной?" 2010
Открытый урок является обобщающим и призван систематизировать знания учащихся в курсе "литературная сказка". При изучении двух литературных сказок ("Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина и "Спящая царевна" В.А. Жуковского) развить навык сравнительного анализа.
-
Открытый урок "Литературная полемика начала XIX века" 2007
Изучать литературу только на уровне "восприятия-интерпретации" нельзя, потому что такое изучение художественных произведений ведёт только к объяснению поступков героев, формированию собственного отношения к герою. Но для того чтобы понять, какое место занимает данное произведение в творчестве писателя, какую ценность оно представляет для русской или мировой культуры, как проявляется авторский стиль, манера повествования, надо владеть теоретико-литературными и историко-литературными знаниями, знаниями о языке художественных произведений – вот те знания, которые служат средством постижения учащимися литературы. Вот так родилась идея этого урока.
-
Открытый урок "Мне дали имя при крещенье Анна…" 2003
Представлена разработка урока в 11-м классе по творчеству А.А. Ахматовой, включающая в себя литературно-музыкальную композицию на основе ее стихотворений т воспоминаний ее современников.
-
Открытый урок "Мы идем во МХАТ!" 2005
В данной статье на примере урока “Мы идем во МХАТ!”, в котором интегрируется материал по разным дисциплинам – москвоведению, искусствоведению, театроведению, истории и общекультурным дисциплинам, рассматривается использование ИКТ в обучении, которое увеличивает возможности преподавателя по эмоциональному воздействию на слушателей при изучении дисциплин, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием.
-
Открытый урок "Н.Сладков "Песенки подо льдом"" 2015
Урок литературного чтения в 1-м классе, на котором учащиеся анализируют рассказ Н.И. Сладкова "Песенка подо льдом", прослеживая за тем, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает. На уроке развиваются приемы понимания и анализа текста, добывания информации из иллюстраций. Учащиеся используют жизненный опыт; развивают умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
-
Открытый урок "Начало большого стихотворения" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2004
Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова предполагает, что литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности в контексте культурной традиции эпохи. Материал в виде двух уроков по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" ("Начало большого стихотворения" (Кудряшова Т.С.) и "Кто ж он - Евгений ?" (Соломина Н. А.) иллюстрирует данные подходы к преподаванию литературы.
-
Открытый урок "Не стоит село без праведника" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"). 10-й класс 2007
Урок-аналитическая беседа в 10-м классе "Не стоит село без праведника" по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".
-
Открытый урок "Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина" 2012
Представлен материал к открытому уроку в 6-м классе в форме литературно-музыкальной композиции на тему "Родная природа в стихотворениях С.Есенина". В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью поэта, читают наизусть его стихи о Родине, о природе, развивают навыки самостоятельного анализа текста.
-
Открытый урок "Русская душа… Какая она?" 2010
Урок-исследование особенностей русского национального характера на основе художественных произведений второй половины XIX века (драмы А.Н. Островского «Гроза", романа И.А. Гончарова и очерка-хроники Н.С. Лескова «Очарованный странник»). Проводится сравнительная характеристика героев.
-
Открытый урок "Творчество А.Н.Некрасова. «На Волге»" 2022
Цель урока: расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; формировать у учащихся коммуникативные навыки во время работы, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова; развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.
-
Открытый урок "Экскурсия по пушкинской Москве" 2009
Урок-экскурсия поможет увидеть в современном мегаполисе островки пушкинской Москвы - дома, бульвары, старинные усадьбы, которые, кажется, еще помнят поэта. Заочная экскурсия сопровождается стихами А.С. Пушкина и компьютерной презентацией.
-
Открытый урок «Вся Россия – наш сад». Тема урока: «Символ сада в комедии А.П.Чехова "Вишнёвый сад"» 2023
Цель урока: анализ художественного содержания главного образа пьесы – вишневого сада, определение его связи с сюжетом и системой образов пьесы; развитие представлений учащихся о художественном своеобразии «новой драмы» А.П.Чехова.
-
Открытый урок (мастерская) по русскому языку (развитие речи), литература: "Родники" 2005
Каким должен быть педагогический процесс в своем существе? Как полнее помочь становлению и социализации полноправного члена общества? Эти вопросы встают сегодня перед каждым педагогом. Весьма привлекательна идея представить педагогическую деятельность как "целостный процесс вызревания духа человека". Духовное сегодня становится предметом исследования всех сфер деятельности человека, в том числе и педагогики. Урок-мастерская "Родники" ставит своей задачей дать ценностную ориентацию глубинным свойствам внутренних процессов человека на совершенные образы, помогает раскрытию духовного начала личности. Может быть использован как развитие речи по русскому языку, на уроках этики, как внеклассное мероприятие, на родительском собрании совместно с учащимися, для педагогического коллектива - все это опробовано, имеет положительный результат.
-
Открытый урок в 10-м классе по теме "Природа в лирике Ф.И. Тютчева" 2009
В чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.
-
Открытый урок в 11-м классе по роману Чингиза Айтматова "Плаха" 2010
"Болевые точки современности", обозначенные в романе, остаются и сейчас "болевыми". Школьников старших классов продолжают волновать вопросы богоискательства, наркомании, вседозволенности, совести, экологии и, конечно, вопрос "плахи" (конца своего жизненного пути.). Урок-семинар по роману Чингиза Айтматова "Плаха" всегда переходит в урок-диспут.
-
Открытый урок в 5-м классе по теме "Сочувствие всему живому в стихах И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк»". 2009
Урок предполагает знакомство учащихся с биографией и поэтическими произведениями И.Северянина «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк». Анализируя стихотворения, дети учатся определять тему и идею, находить художественно-изобразительные средства, сопоставлять тексты. Уделено внимание воспитательному аспекту урока: речь идет о бережном отношении к природе, окружающему миру, об умении сочувствовать всему живому.
-
Открытый урок в 6-м классе по творчеству А.С. Пушкина 2008
Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и все же каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, как бы сверкнувшее впервые.
-
Открытый урок в 6-м классе по теме "И смех, и слезы, и любовь" (по рассказу Ф.Искандера "Чик и Пушкин") 2010
Дети изучают биографию и произведения Ф.Искандера.
-
Открытый урок в 7-м классе по теме "Степан Калашников — носитель лучших качеств русского национального характера" 2010
В поэме М.Ю. Лермонтова простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно православный уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом. Калашников выступает носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности, благородства.
-
Открытый урок в 9-м классе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Опыт нестандартного прочтения лирического стихотворения «Я вас любил…»" 2009
Цели и задачи, поставленные учителем, направлены на то, чтобы показать учащимся, как определить тему, идею, систему образов, художественные достоинства стихотворения, а также сделать попытку прочитать уже изученный текст по-новому, отступив от признанных канонов видения идейности и образности произведения, соблюдая при этом нравственные и этические нормы.
-
Открытый урок внеклассного чтения (по страницам художественных произведений) "Нравственными дорогами добра" 2011
Урок помогает узнать творчество и произведения писателей, научить выразительно читать текст художественного произведения, научить определять основную мысль художественного текста, понять гражданскую позицию автора.
-
Открытый урок внеклассного чтения в 11-м классе по теме "Лучшие писатели 2008 года" 2010
На российской литературной сцене наступило затишье: премиальный сезон 2008 года завершился. Подведены итоги продаж, розданы главные премии, писатели получили своё, а читатели отправились в магазины... Учебник литературы XXI века еще не написан, и мы вместе сейчас будем создавать его страницы… Представляем 10 номинаций и десять писателей, их произведения.
-
Открытый урок внеклассного чтения по изучению жизненного и творческого пути народного поэта Дагестана Расула Гамзатова "Журавли Расула Гамзатова" 2011
Предложенный в статье урок не является программным в основном курсе литературы для 9–11-х классов. Он разработан как урок внеклассного чтения в рамках предметной декады по литературе на тему “Культура объединяет народы”. Литературный материал этого урока имеет проблемно-тематическую связь с уроками основного курса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством поэта, разбирают смысловую составляющую его произведений.
-
Открытый урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Воспитание чувства сострадания по фрагменту повести В.А. Закруткина "Матерь человеческая" 2003
Данный урок рассчитан на духовно - нравственное воспитание ребенка. Главная задача урока - научить детей замечать чужие страдания и проявлять доброту, внимание, сочувствие в конкретных поступках. Дети учатся этому, анализируя фрагмент фильма "Иисус" и отрывок из повести В.А. Закруткина "Матерь человеческая".
-
Открытый урок внеклассного чтения по повести В.А. Курочкина "На войне как на войне". 8-й класс 2014
Урок представлен в форме литературной игры «Что? Где? Когда? Как? Почему?». Такая форма урока нравится детям, пробуждает интерес к чтению. Игра увлекает, активизирует внимание, учит анализировать произведение. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.