"Отечественная война 1812 года глазами Льва Николаевича Толстого. По роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". По "московским адресам" Пьера Безухова"

Разделы: Литература

Классы: 10, 11


…вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих,
мне не только не совестно, но особенно радостно.

Л.Н. Толстой

…это кощунство – воевать с таким народом, как вы.

Л.Н. Толстой

Цель урока:

  • изучение истории Отечественной войны 1812 года на материале романа Л.Н. Толстого “Война и мир”, формирование бережного отношения молодого поколения к истории родной Земли;
  • обратить внимание учащихся на то, как мучительно любимые толстовские герои постигают самые “простые” жизненные истины;
  • нацелить учащихся на серьёзное, глубокое изучение текста романа Л.Н. Толстого “Война и мир”, позволяющее увидеть Л.Н. Толстого не только великим художником, но и историком и гражданином своего Отечества;
  • формирование умения подростков чувствовать взаимосвязь Человека и Времени, глубинную связь, учиться “сопрягать” себя со своим народом;
  • обращение к истории района “Хамовники”, которая непосредственно связана с Отечественной войной 1812 года, его исторического наследия, архитектурных памятников – “живых” свидетелей трагедии Москвы, духовного величия и мужества нашего народа.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Что такое человек? Каковы законы, по которым он живет? В чем смысл жизни человека? Роман Толстого необходимо прочитать еще и для того, чтобы понять, как мучительно постигает человек самые “простые” истины. Мы слышим голос писателя, подводящего итог своим размышлениям: “Я хотел сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто”. Эти мысли Л.Н. Толстого, может быть, самые важные в романе.

Обсуждая предстоящий проект, мы пришли к выводу, что эти цели могут быть реализованы в том случае, если мы попытаемся понять, какой увидели Отечественную войну 1812 года любимые герои Л. Толстого, один из которых Пьер Безухов: он стал участником Бородинского сражения, его глазами мы видим осажденную французами Москву. Идея родилась сразу: пройти с Пьером по измученной, растерзанной, сожженной врагами Москве и понять чувства русского человека, переживающего вместе со своим народом пленение Москвы, испытать, по мысли Л. Н. Толстого, чувство, которое есть в каждом русском человеке и которое художник называет “скрытой теплотой патриотизма”.

Урок-экскурсия по осажденной французами Москве.

Урок открывается чтением наизусть стихотворения Владимира Набокова “Толстой” в исполнении ученика 11-б класса. (Приложение 1)

I. Л.Н. Толстой – историк.

1-й экскурсовод. Слайды 1, 2

По роману “Война и мир”, не обращаясь к учебнику “История России”, можно изучать события Отечественной войны 1812 года, в чем мы убедились, сопоставив время, события, описанные в учебнике и романе Л.Н. Толстого.

Хронология событий:

1. “30 числа (августа) Пьер вернулся в Москву (Том 3, часть 3, глава X). Слайды 3, 4

2. “С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненных в Бородинском сражении”. “В продолжение этих трёх дней, предшествовавших пленению Москвы, семья Ростовых находилась в житейских хлопотах”, “31 августа в субботу, семья Ростовых готовится покинуть Москву (Том 3, часть 3, глава X). Слайд 5

3. “Наступил последний день Москвы”. “…рано утром 1 сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненных офицеров… умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтобы им дали подводы для выезда из Москвы” (Том 3, часть 3, глава XV). Слайд 6

4. “1 сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу”. Слайд 6
“К 10 часам утра 2 сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в 10 часов утра 2 сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище”, “смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу: этот азиатский город с бесчисленными церквами. Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город!” Слайд 7

5. “Наполеон доехал с войсками до Дорогомиловской заставы, но там опять остановился и, слезши с лошади, долго ходил у Камерколлежского вала, ожидая депутации” (Том 3, часть 3, глава XIX). Слайд 7

6. “Москва между тем была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как пуст бывает домирающий, обезматочивший улей.
В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие” (Том 3, часть 3, глава XX). Слайд 8

7. “В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступили в Москву” (Том 3, часть 3, глава XXVII). Слайд 9

8. “На зарево первого занявшегося 2 сентября пожара с разных дорог с разными чувствами смотрели убегавшие и уезжавшие жители и отступавшие войска” (Том 3, часть 3, глава XXХ). Слайд 10

9. “В ночь с 6 на 7 октября началось движение выступавших французов, и пленных, в том числе и Пьера, отделили от солдат и велели им идти вперед”. Слайд 11

2-й экскурсовод

II.

Путь Пьера в осажденной Москве – это путь человека, возвратившегося с Бородинского поля с одним чувством, которое всецело заполняет его душу, “одна, но пламенная страсть” – “скрытая теплота патриотизма”. В полной мере это чувство Пьер смог оценить там, где он ощущал себя частью народа, где он впервые почувствовал, что нет в нем барина, аристократа! Даже внешне! Простой человек, мужик даже, – вот толстовский Пьер с его простодушием, наивной прямо-таки детской непосредственностью… Слайд 12

Там, на Бородинском поле, происходит превращение “ополченного офицера”, как он сам себя называет, в солдата. Именно они, простые люди, солдаты, которые “не говорят, но делают” главное дело – Отечество защищают, а еще помогают Пьеру стать самим собой, вбирают его в свой мир, видят в нем “землячка”, товарища, ровню себе…

Пьер открывает для себя “простую истину”: “Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими, но как скинуть с себя все лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?” Слайд 13

“Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего… Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!” – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос”. Слайд 14

Жизнь Пьера в осажденной Москве

III.

В таком душевном состоянии Пьер приезжает в Москву 30 августа. С этого момента начинается новый этап жизни толстовского героя. На Бородинском поле мы видели Пьера, которому помогли выстоять, остаться самим собой и к кому влекло его сердце: солдаты, ополченцы – крестьянская, “толстовская” Россия!

Здесь же, в осажденной Москве, мы увидели совсем другого Пьера – не нуждающегося в помощи. Он настолько меняется у Толстого, что вмешивается в судьбы других людей и даже… спасает их, приходит на помощь в самый роковой для них момент!

“Он вдруг почувствовал, что то, что ему прежде представлялось только возможностью, теперь сделалось необходимостью и неизбежностью. Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Это и есть, по мнению Пьера, умение “сопрягать” свою жизнь с жизнью народа, Отечества - помогать ему, защищать его, “не щадя живота своего”.

“30 числа Пьер вернулся в Москву, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к графу Ростопчину, откуда вышел нахмуренный и сердитый, каким его никогда не видали”.

На Патриарших прудах, в доме вдовы Баздеева

1. В течение последующих дней (30, 31 августа, 1, 2 сентября) его никто не видел, “со времени исчезновения своего из дома жил на пустой квартире покойного Баздеева. Слайд 15

2. “Пьер проснулся 3 сентября поздно”. (“…Он поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал и спрятал его под жилет”) Слайд 15

На Поварской улице

1. “Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело”. Слайд 16

Церковь Николы Явленного – четырехстолпный однокупольный храм построен в 1840 г. по проекту архитектора Н. Козловского в псевдорусском стиле. В настоящее время сохранилась только кладка колокольни по ул. Арбат, д. 16 Слайд 17

(“Пьер, чувствовал, что что-то необыкновенное творилось вокруг его…”)

2. “Проходя по тропинке, примыкавшей одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского. Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины”. “…она почти бросилась к ногам Пьера.

– Девочку! Дочь! …спасите, помогите, голубчик!” (“Он чувствовал себя молодым, ловким и решительным”. “Выбежав за дом, Пьер под скамейкой увидел трехлетнюю девочку в розовом платьице и, задыхаясь от радости, что нашел девочку, подбежал к ней, схватил и поднял ее на руки”). Слайд 18

Городская усадьба князей Долгоруковых. Главный дом № 52 построен в 1756 году в духе классицизма. Л.Н. Толстой в романе “Война и мир” вывел эту усадьбу, как дом Ростовых. Слайд 20

3. Не найдя матери ребенка, он увидел очень молодую женщину, “которая показалась Пьеру совершенством восточной красоты”. Рядом с ней сидел старик, “с которого маленький француз снял последний сапог”.

“Другой француз в капоте подвинулся к молодой женщине и взялся за ее шею”. (“Пьер был в восторге бешенства. Он бросился на босого француза, сбил его с ног и молотил по нем сапогами”). Слайд 19

4. Так Пьер оказался в плену. (“Из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер”).

На Зубовском валу

1. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно. Слайд 21

Здание гауптвахты (дом №19а ) Провиантских складов. Построено по проекту архитектора Стасова в 1832-35 гг. в стиле ампир в глубине двора Провиантских складов (магазинов). Слайд 22

2. “На четвертый день пожары начались на Зубовском валу. Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значение сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары”. Слайд 23

На Девичьем поле

В XVI веке был построен Новодевичий монастырь, где ежегодно 28 июля проходил “храмовый праздник”, на который собиралось много народа. Слайды 24, 25

1. “8 сентября Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле”. “Вблизи весело блестел купол Новодевичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест, который напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища…”

“… русское гнездо было разорено и уничтожено;

Пьер чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины”.

2. “Пьера с другими преступниками повели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом. Это был дом князя Щербатова, в котором Пьер часто бывал у хозяина. Слайды 26, 27, 28

 

В 1840-х годах на западной стороне тогдашнего Девичьего поля построил себе дом № 12-а в виде русской избы, с садом позади, историк М.П. Погодин. Теперь здесь улица называется Погодинской. “Изба” реставрирована.

От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, где Пьер становится свидетелем казни, так потрясшей его.

3. “После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви”.

Эта церковь существовала уже в XV веке. А в 1592 построено первое каменное здание. Храм изображён на Несвижском плане 1611 (сделанном по моде тех времён "с птичьего полёта"). Теперь на этом месте (Б. Саввинский, 14) – старое здание Московского экономико-статистического института.

“Перед вечером Пьеру объявили, что он прощен и поступает в бараки военнопленных.

(“С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора”. “Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь – не в его власти”.) Слайды 29, 30

4. Встреча с Платоном Каратаевым выводит Пьера из состояния отчаяния, согревает душу любовью, человечностью, помогает ему возвратиться к жизни, учит доброте, кротости, смирению, покорно выносить лишения и радоваться жизни. “Пока есть жизнь – есть счастье” – к этой мысли приходит Пьер после встречи с Платоном Каратаевым”.

5. “Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену”.

“Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни”.

6. “В ночь с 6 на 7 октября началось движение выступавших французов, и пленных, в том числе и Пьера, отделили от солдат и велели им идти вперед”.

7. “Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне…” Слайд 31

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный в стиле русское узорочье, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем “Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен”. Слайд 32

8. “По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами…”. “У самого моста все остановились…”. Слайд 33

9. “Пройдя Крымский брод, пленные двигались и опять останавливались”. “Радостное чувство свободы, которое он впервые испытал на первом привале при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера”. (“Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд”. “И все это мое, и все это во мне, и все это я!” – подумал Пьер”). Слайд 33

“Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий. Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде”. Слайд 34

Слайд 35

Отрывок из художественного фильма “Война и мир”, режиссера С.Ф. Бондарчука, 1965 г. (Приложение 4).

IV. Подведение итогов урока-экскурсии.

Подошла к концу наша экскурсия, но свой разговор с Толстым, с его героями каждый из нас продолжит, внимательно и глубоко вчитываясь в текст романа, задавая свои вопросы, открывая свои “простые” истины, которые так трудно даются человеку. Спасибо Толстому, что он помогает нам находить ответы на очень сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь…

Список литературы

  1. Толстой Л.Н. Роман “Война и мир” (тт. 3,4), М.,1981 г.
  2. Художественный фильм “Война и мир”, режиссер С.Ф. Бондарчук, 1965г.
  3. Сытин П.В. “Из истории московских улиц”, Московский рабочий, 1958 г.
  4. Романюк С.К. “Москва. Китай-город”, путеводитель. – М.: АНО ИЦ “Москвоведение”.
  5. Ефремова Л.А. “Москва в произведениях художников”. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006 г.
  6. Кондратьев И.К. “Седая старина Москвы”. М “Военное издательство”, 1996 г.

Приложение 2. Фото с подписями

Приложение 3. Фото с урока

Презентация