Цели урока:
- Познакомить учащихся с мировоззрением Н. В. Гоголя на примере повести “Нос”.
- Учить юных читателей относиться к тексту как к предмету научного исследования; учить видеть скрытые элементы авторской оценки; обнаруживать миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
- Развивать навыки определения главной мысли текста, лингвистического анализа.
- Помочь учащимся определить нравственные основы русского народа; пробуждать в них стремление к возрождению в православии.
- Прививать обучающимся любовь к литературе как искусству слова, пробудить желание творить самим.
Ход урока
1 фаза. Вызов интереса.
1. Подберите синонимы к слову “нравственный”.
Ответ: душевный, духовный, добрый, человечный, христианский
2. Исходя из списка синонимов, дайте определение термину “нравственность”.
Ответ: нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (С. И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”)
3. Ответьте на вопросы:
– можно ли к современному обществу применить этот термин?
– таким ли было общество в XIX в.?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к отрывку из произведения Н.В.Гоголя “Нос”. Из этого отрывка мы узнаем о человеческих отношениях в социуме, о мировоззрении писателя.
2 фаза. Погружение в тему.
1. Медленное коллективное чтение.
(1)Марта 25числа…<…> (2) Бедный майор Ковалёв чуть не сошёл с ума. (3) Он не знал, как и подумать о таком странном происшествии.(4) Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, – был в мундире!(5) Он побежал за каретою, которая, к счастью, проехала недалеко и остановилась перед Казанским собором.
(6) Он поспешил в собор, пробрался сквозь ряд нищих старух с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся, и вошёл в церковь.(7)Молельщиков внутри церкви было немного; они все стояли только при входе в двери. (8) Ковалёв чувствовал себя в таком расстроенном состоянии, что никак не в силах был молиться, и искал глазами этого господина по всем углам. (9) Наконец? увидел его стоявшего в стороне. (10) Нос спрятал совершенно лицо своё в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился.
2. Анализ текста.
Ответьте на поставленный выше вопрос. Для этого определите основную мысль текста, выполнив следующие задания:
А. Разделите текст на смысловые части, определите их основную мысль.
Ответ: Текст делится на три сложных синтаксических целых. В первое входят 1,2,3,4,5 предложения. Его микротема – “Ковалев увидел свой нос”. Во второе – 6,7 предложения. Его микротема – “Посетители у собора и внутри”. В третье – 8,9,10 предложения. Его микротема – “Поведение Ковалева и носа в храме”.
Б. Определите значение даты (она дана по старому стилю).
Ответ: 25 марта (по старому стилю) – 7 апреля (по новому стилю) – один из великих православных праздников – Благовещение, когда все верующие должны быть в храме и соединиться друг с другом в единой молитве. Но собственно религиозный смысл этого праздника в мире, изображенном Гоголем, как бы утрачен. Несмотря на Благовещение, в одном из главных соборов столицы малолюдно; церковь стала одной из бюрократических фикций – “присутственным” (или, скорее, “отсутственным”) местом. Как и многие, Ковалев вместе с собственным лицом утрачивает Бога и не замечает этой утраты.
В. Определите значение носа для человеческого тела (можно обозначить через символ).
Ответ: Примерные высказывания учащихся: “Нос в человеческом теле – выдающаяся часть, которая первой начинает “задираться”, когда человек забывает о христианских заповедях”.
Г. Обозначьте место, куда зашёл нос, его значение в жизни петербургского общества.
Ответ: Казанский собор, куда вошел нос Ковалева, должен быть местом духовного очищения петербургского общества. Но людей здесь мало.
Д. Охарактеризуйте стоящих у собора (их внешний вид, возраст, количество, отношение к ним Ковалёва).
Ответ: Нищие старухи, стоящие у собора, обезличены: их много, но все их носы спрятаны под повязкой (значит, они не приняты обществом). Оттого и Ковалев раньше их не замечал как личности. Сейчас же старухи похожи на Ковалева – все без носа. Он и обратил внимание. Впервые.
Е. Охарактеризуйте присутствующих в соборе (их количество, место расположения).
Ответ: Присутствующих в соборе было мало, стояли они у входа – значит, зашли “на минутку”, по какой-то надобности, но торопятся. Слушать молитвы, молиться самим им некогда. Количество молельщиков говорит о том, что общество утратило духовность, забыло традиции русского народа, потеряло лицо, стало безнравственным.
Ж. Сопоставьте поведение Ковалёва и поведение носа в церкви.
Ответ: Попав в церковь, Ковалев не может молиться из-за расстроенного состояния. Но разве молился он раньше!
“Нос спрятал совершенно лицо свое…” – значит, он обезличил себя не перед обществом, а перед Богом, перед которым все равны. “… и с выражением величайшей набожности молился” – единственный из всех описанных действующих лиц.
3 фаза. Рефлексия
1. “Почему нос сбежал от Ковалева?” (размышления учеников)
Ответ: (По работам учеников 9 класса)
“Самая значимая, выдающаяся часть тела осталась верна сущности русского православного человека, тогда как всё остальное подчинено светской суете”. (Чермаков А.)
“Ковалёв, будучи майором, со смехом смотрел на бедных, а это безнравственно. Нос хотел проучить хозяина, показать ему пример поведения православного человека, который верит в Бога всей душой”. (Курчина Т.)
2. В заключении учащиеся делают вывод о состоянии общества в XIX в., основанный на наблюдениях, о важности соблюдения правил поведения, установленных многовековыми народными традициями.
3. Слово учителя. Совмещение романтической и натуральной школ произошло в цикле произведений Н.В.Гоголя “Петербургские повести”. Фантастика в этих повестях погружена в самую гущу обыденной жизни, изображены странные, искажённые обитатели северной столицы, чиновного города, в котором всё обман. Благодаря гротеску изображение двоится. Чем оно натуральнее, чем тщательнее прописаны социальные мотивы, чем отчётливее приметы времени, тем фантастичнее выглядит зло.
В повести “Нос” абсурдность ситуации резко оттеняет социальный смысл сюжетной коллизии: часть тела, ставшая целым, символизирует абсурдность чиновного мироустройства, где человек, прежде чем стать “кем-то”, теряет лицо. Социальный смысл повести раскрывает и религиозную жизнь петербургского общества в XIX веке.
4. Вывод записывается в тетради: “Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строгого исполнения законов, первая же ставит судьёю совесть и Бога. (В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”).
Домашнее задание.
Придумать символ произведения Н.В. Гоголя “Нос” и нарисовать его.