От детали к проблеме (из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с мировоззрением Н. В. Гоголя на примере повести “Нос”.
  2. Учить юных читателей относиться к тексту как к предмету научного исследования; учить видеть скрытые элементы авторской оценки; обнаруживать миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
  3. Развивать навыки определения главной мысли текста, лингвистического анализа.
  4. Помочь учащимся определить нравственные основы русского народа; пробуждать в них стремление к возрождению в православии.
  5. Прививать обучающимся любовь к литературе как искусству слова, пробудить желание творить самим.

Ход урока

1 фаза. Вызов интереса.

1. Подберите синонимы к слову “нравственный”.

Ответ: душевный, духовный, добрый, человечный, христианский

2. Исходя из списка синонимов, дайте определение термину “нравственность”.

Ответ: нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (С. И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”)

3. Ответьте на вопросы:

– можно ли к современному обществу применить этот термин?

– таким ли было общество в XIX в.?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к отрывку из произведения Н.В.Гоголя “Нос”. Из этого отрывка мы узнаем о человеческих отношениях в социуме, о мировоззрении писателя.

2 фаза. Погружение в тему.

1. Медленное коллективное чтение.

(1)Марта 25числа…<…> (2) Бедный майор Ковалёв чуть не сошёл с ума. (3) Он не знал, как и подумать о таком странном происшествии.(4) Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, – был в мундире!(5) Он побежал за каретою, которая, к счастью, проехала недалеко и остановилась перед Казанским собором.

(6) Он поспешил в собор, пробрался сквозь ряд нищих старух с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся, и вошёл в церковь.(7)Молельщиков внутри церкви было немного; они все стояли только при входе в двери. (8) Ковалёв чувствовал себя в таком расстроенном состоянии, что никак не в силах был молиться, и искал глазами этого господина по всем углам. (9) Наконец? увидел его стоявшего в стороне. (10) Нос спрятал совершенно лицо своё в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился.

2. Анализ текста.

Ответьте на поставленный выше вопрос. Для этого определите основную мысль текста, выполнив следующие задания:

А. Разделите текст на смысловые части, определите их основную мысль.

Ответ: Текст делится на три сложных синтаксических целых. В первое входят 1,2,3,4,5 предложения. Его микротема – “Ковалев увидел свой нос”. Во второе – 6,7 предложения. Его микротема – “Посетители у собора и внутри”. В третье – 8,9,10 предложения. Его микротема – “Поведение Ковалева и носа в храме”.

Б. Определите значение даты (она дана по старому стилю).

Ответ: 25 марта (по старому стилю) – 7 апреля (по новому стилю) – один из великих православных праздников – Благовещение, когда все верующие должны быть в храме и соединиться друг с другом в единой молитве. Но собственно религиозный смысл этого праздника в мире, изображенном Гоголем, как бы утрачен. Несмотря на Благовещение, в одном из главных соборов столицы малолюдно; церковь стала одной из бюрократических фикций – “присутственным” (или, скорее, “отсутственным”) местом. Как и многие, Ковалев вместе с собственным лицом утрачивает Бога и не замечает этой утраты.

В. Определите значение носа для человеческого тела (можно обозначить через символ).

Ответ: Примерные высказывания учащихся: “Нос в человеческом теле – выдающаяся часть, которая первой начинает “задираться”, когда человек забывает о христианских заповедях”.

Г. Обозначьте место, куда зашёл нос, его значение в жизни петербургского общества.

Ответ: Казанский собор, куда вошел нос Ковалева, должен быть местом духовного очищения петербургского общества. Но людей здесь мало.

Д. Охарактеризуйте стоящих у собора (их внешний вид, возраст, количество, отношение к ним Ковалёва).

Ответ: Нищие старухи, стоящие у собора, обезличены: их много, но все их носы спрятаны под повязкой (значит, они не приняты обществом). Оттого и Ковалев раньше их не замечал как личности. Сейчас же старухи похожи на Ковалева – все без носа. Он и обратил внимание. Впервые.

Е. Охарактеризуйте присутствующих в соборе (их количество, место расположения).

Ответ: Присутствующих в соборе было мало, стояли они у входа – значит, зашли “на минутку”, по какой-то надобности, но торопятся. Слушать молитвы, молиться самим им некогда. Количество молельщиков говорит о том, что общество утратило духовность, забыло традиции русского народа, потеряло лицо, стало безнравственным.

Ж. Сопоставьте поведение Ковалёва и поведение носа в церкви.

Ответ: Попав в церковь, Ковалев не может молиться из-за расстроенного состояния. Но разве молился он раньше!

“Нос спрятал совершенно лицо свое…” – значит, он обезличил себя не перед обществом, а перед Богом, перед которым все равны. “… и с выражением величайшей набожности молился” – единственный из всех описанных действующих лиц.

3 фаза. Рефлексия

1. “Почему нос сбежал от Ковалева?” (размышления учеников)

Ответ: (По работам учеников 9 класса)

“Самая значимая, выдающаяся часть тела осталась верна сущности русского православного человека, тогда как всё остальное подчинено светской суете”. (Чермаков А.)

“Ковалёв, будучи майором, со смехом смотрел на бедных, а это безнравственно. Нос хотел проучить хозяина, показать ему пример поведения православного человека, который верит в Бога всей душой”. (Курчина Т.)

2. В заключении учащиеся делают вывод о состоянии общества в XIX в., основанный на наблюдениях, о важности соблюдения правил поведения, установленных многовековыми народными традициями.

3. Слово учителя. Совмещение романтической и натуральной школ произошло в цикле произведений Н.В.Гоголя “Петербургские повести”. Фантастика в этих повестях погружена в самую гущу обыденной жизни, изображены странные, искажённые обитатели северной столицы, чиновного города, в котором всё обман. Благодаря гротеску изображение двоится. Чем оно натуральнее, чем тщательнее прописаны социальные мотивы, чем отчётливее приметы времени, тем фантастичнее выглядит зло.

В повести “Нос” абсурдность ситуации резко оттеняет социальный смысл сюжетной коллизии: часть тела, ставшая целым, символизирует абсурдность чиновного мироустройства, где человек, прежде чем стать “кем-то”, теряет лицо. Социальный смысл повести раскрывает и религиозную жизнь петербургского общества в XIX веке.

4. Вывод записывается в тетради: “Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строгого исполнения законов, первая же ставит судьёю совесть и Бога. (В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”).

Домашнее задание.

Придумать символ произведения Н.В. Гоголя “Нос” и нарисовать его.