От проекта по литературе к классному часу в форме проекта (из опыта работы)

Разделы: Литература


Каждый учитель в своей работе выбирает такие формы работы с классом, которые позволили бы учащимся проявить себя, максимально используя свои возможности, а учителю – эти возможности максимально раскрыть. Каждый учитель, решая эти задачи, находит какие-то свои формы, методы и приемы, “работающие” именно в его классе. Такой формой и организацией класса в нашем коллективе стала проектная деятельность.

Известно, что проектная деятельность, помимо решения важных учебных задач, успешно решает развивающие и воспитательные задачи: речь идет о развитии личностных качеств через самовыражение, самопроявление и самопрезентацию. В процессе групповой совместной деятельности дети учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.

Т.е. мы имеем благоприятную ситуацию для того, чтобы воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, дети приобретают такие навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала. Мы говорим о толерантности, терпимости – о толерантной педагогике: когда мы даем детям возможность научиться понимать других и выражать себя, не бояться себя “предъявлять”, учитывая интересы другого.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, которая определяет специфику целей и задач проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны и все те особенности, которые присущи проблемному методу обучения, в том числе и групповая форма работы с классом, позволяющая прогнозировать высокий учебно-воспитательный эффект.

Поначалу мы работали с проектами по необходимости. Как классному руководителю 5 класса, мне были предложены часы проектной деятельности по граждановедению. Необходимо было вовлечь детей в эту деятельность. Мы попробовали и достигли определенных результатов: выполнили групповой проект, продуктом которого стал научно – популярный иллюстрированный журнал “Семья”.

Отвечая на проблемные вопросы (Для чего нужна семья? Трудная ли должность – родители? Какого человека нужно воспитать, чтобы он был достойным членом общества?), мы оформляли продукт нашей деятельности, прививая навыки самостоятельной исследовательской работы, навыки сотрудничества, формируя чувство ответственности (рис. 1).

Затем в 6–7 классах задачи проектной деятельности мы реализовывали в своем предмете. У меня были часы проектной деятельности по русскому языку и литературе. Дети готовили различные презентации, научно-исследовательские отчеты, папки-портфолио, творчески осмысливая знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Например, нам удался проект “Тайна Даниеля Дефо и Робинзона Крузо” (рис. 2), или “В гостях у Марка Твена” (рис. 3); дети были почти влюблены в Туве Янсон с ее замечательными героями (рис. 4), очень серьезно отнеслись к изучению творчества К.Г.Паустовского, выполнив проект “Необычность обычного глазами Паустовского” (рис. 5), увлеченно работали над рассказами М.Зощенко и фантастическими повестями К.Булычева (рис. 6). Также дети придумывали игры на литературные темы по принципу “Игровое поле, фишки, кубик, правила игры”. Например, на большом полотне офрмили игру “В погоню за рассказами” по произведениям Паустовского, по роману “Робинзон Крузо”, по повестям К .Булычева про Алису Селезневу или по произведениям Т.Янссон и М. Зощенко (рис. 7), при этом успешно участвовали в различных конкурсах и конференциях.

В такой работе дети максимально проявляют свои способности, для них – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, проявить себя в другом качестве, представить публично результат своего труда, принести пользу, познакомив с проектом детей других классов.

К 9 классу дети достигли высокого уровня взаимодействия в коллективе, ответственности, инициативности и высокой степени творческого отношения к делу. Они научились самостоятельно принимать решения по поставленным проблемам. Наверное, во многом благодаря умению координировать свои действия, применяя навыки, приобретенные в работе над проектами, дети были успешны в школьном брейн-ринге и в конкурсе презентаций среди 5–9-х классов, поскольку проектная деятельность дает возможность быть лично заинтересованным в получении результата.

Когда перед нами встала проблема классных тематических встреч, мы пришли к выводу о том, что такая традиционная форма работы, как классный час, возможно, требует новых подходов. Мы попробовали перенести достижения в проектной деятельности в нашу классную жизнь, в решение классных задач.

На одной из встреч, к примеру, мы попытались оформить классный стенд таким образом, чтобы это отвечало вкусам каждого члена классного коллектива и нашло бы одобрение у старших товарищей. Раньше оформлением стенда занимались члены кафедры художественно-эстетического воспитания, и в итоге каждый год мы видели на стенде очередную групповую фотографию или фотографии детей с этой кафедры (рис. 8). Тогда мы построили свою работу по технологии проектной деятельности, определив для себя проблемную ситуацию: оформить стенд, который был бы интересен всем и отражал все направления деятельности в нашем классе.

После активного введения школьного самоуправления в нашу жизнь в каждом классе учащиеся были распределены по кафедрам: кафедра гражданско-патриотического воспитания, кафедра науки и образования, кафедра трудового воспитания и дежурств по школе, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетического воспитания и кафедра шефства над начальной школой. Мы распределились по группам – по кафедрам, и проект “Самый классный классный стенд” начал свою жизнь. За неделю дети должны были подготовить свое видение стенда в соответствии с тематикой кафедры, в работе которой они участвуют, и представить свое направление на стенде. Обязательным условием было представление 4-х блоков информации:

1) информационно-познавательный (познавательная, серьезная, но интересная информация);
2) творческий (творческое осмысление своей темы);
3) фоторяд (фотографии по теме, отражающие работу кафедры);
4) “изюминка стенда” (то, чем нас можно было удивить в тематических рамках кафедры).

В группах председатели кафедр координировали работу каждого.

Через неделю на следующем классном часе дети представили 5 вариантов оформления классного стенда.

Каждая группа представляла свой стенд, коротко рассказав о материале по блокам. Представления дети готовили самостоятельно, стараясь соблюдать временные рамки представления (1–2 минуты). В итоге, каждая группа заняла свое место в рейтинге. Самым удачным оказалась презентация спортивно-оздоровительной кафедры. Дети этой группы представили интересный материал обо всех олимпиадах 20 века, представили все олимпийские символы, а их “изюминкой” стали фотографии известных спортсменов в сравнении с фотографиями детей нашего класса с уроков физкультуры – параллели были уместны и оригинальны (рис. 9). Детьми других групп был представлен также очень интересный материал. Например, был оригинальным фоторяд у участников кафедры трудового воспитания (рис. 10). Ребята с кафедры гражданско-патриотического воспитания поместили на стенде интересную информацию о проявлении агрессии в современном обществе и представили на стенде гимн России на трех языках (рис. 11). Кафедра шефства над начальной школой предложила интересные игры с малышами, в которые можно поиграть на перемене, если вы дежурите на 2 этаже в блоке начальной школы (рис. 12). А мальчики с кафедры науки и образования нашли и представили уникальный материал о ГИА и ЕГЭ, провели анализ успеваемости учащихся нашего класса за 1 триместр в сравнении с успеваемостью 1 триместра прошлого года (рис. 13). Надеемся, что дети сделали правильные выводы. А мы отметили интересные находки у каждой группы.

Общим голосованием определили рейтинг представлений и решили: через каждые 1,5 месяца менять экспозицию на стенде (у нас теперь есть 5 ее вариантов), начиная с самой высокой ступеньки рейтинга (1 – кафедра спортивно-оздоровительного воспитания) (рис. 14).

У детей, участвующих в работе других кафедр в течение года появлялась возможность повысить свой рейтинг – в идеале к концу года все 5 вариантов оформления классного стенда должны быть представлены очень достойно.

В итоге, мы пришли к выводу, что 3 классных часа оказались интересными встречами, когда мы решали очень важные задачи, приобретали ценный опыт, затрагивали глубокие проблемы и демонстрировали взаимодействие всех тематических направлений. И это взаимодействие было, на наш взгляд, плодотворным.

Таким образом, метод проектов стал универсальным как в решении учебных задач по предмету (литературе), так и в решении воспитательных задач в классном коллективе.