Открываем Некрасова

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: Н.А.Некрасов


Урок проектной деятельности

Лекция

1. Что такое визитная карточка?

Что является визитной карточкой поэта? (его самые известные стихи, а еще более точно - строчки, которые у всех на слуху, те которые не раз пародируют в народе. А раз есть место пародии, то написано истинным поэтом, по-настоящему талантливо).

Какие строчки Некрасова являются его «визитной карточкой»? (прочитать наизусть выразительно)

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Все выносящего русского племени
Многострадальная мать! (Ералаш)

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. (лозунг советского времени)

Как вы считаете, актуальны ли эти строчки сегодня? Почему? Из стихотворения «Поэт и гражданин».

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, - спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

(огромное количество пародий: а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят) Как вам эти строчки из поэмы «Мороз Красный нос?»

Эти строчки Некрасова часто пародируют, смеются над ними. Однако есть им буквальное подтверждение в повести Горького «Детство» в сцене пожара: «На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув: - Мать, держи! Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя. - А ты не бойся! - басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. - Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок… Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая красное ее лицо.

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»

Давайте вспомним, о чем стихотворение «Крестьянские дети». Как это стихотворение можно связать с современностью? (дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуацией, на более простом уровне - безотцовщина, неполные семьи).

Детство поэта прошло в родовом имении Грешнево, на берегу Волги, где будущий поэт не только любовался красотой великой русской реки, но и смотрел, как тянут тяжелую непосильную лямку бурлаки. В Грешневе Некрасову пришлось наблюдать картины самого безобразного барства. Отец поэта крепостных за людей не считал, довольно жестоко обходился со своими близкими. В этом у Некрасова много общего с Тургеневым. Оба, наблюдая несправедливое унижение, порабощение человеком человека, решили бороться с крепостным правом с помощью художественного слова.

В учении Некрасов не преуспел, поэтому гимназию не закончил. И все же именно в гимназические годы он увлекся литературой, начал читать журналы и сочинять регулярно. К 15 годам собралась целая тетрадь стихотворений. С этой тетрадью юный поэт отправился покорять Петербург.

Отцу, майору в отставке, он сказал, что непременно поступит в Дворянский полк (военное училище). Но военным он становиться не собирался, обман быстро вскрылся, и отец немедленно лишил сына денежного содержания. Юношу это совершено не испугало, раз выбрав свой путь, он оставался верен ему до конца.

Становление заняло около семи лет, и годы эти, особенно поначалу, были годами нищеты и жизни впроголодь. Однажды Некрасов чуть не погиб - хозяева выгнали его с квартиры за неуплату, взяв в счет долга все его нехитрое имущество. Юноша буквально остался на улице, промозглой, питерской (стояла поздняя осень), - набродившись по городу, он присел в изнеможении на какой-то лесенке, обхватил голову руками. Нищий старик поднял его и чуть не насильно увел в ночлежку, чем и спас от верной смерти.

Решив посещать леки Петербургского университета вольнослушателем, все же не смог этого делать, поскольку приходилось заниматься тяжелым литературным трудом. Почему тяжелым? Потому что Некрасов хлеба насущного ради за копейки редактировал статьи о пчелах и выращивании картофеля, сочинял «стишонки забавные», переписывал их на листочки и продавал как открытки. Писал рецензии, фельетоны, детские азбуки, сказки, водевили - легкие развлекательные пьесы, которые с успехом шли в Александрийском театре.

Итак, поднимался он в мир изящной словесности с литературного дна, из литературы низкой, копеечной, массовой. Многому научился. Писать быстро, легко и понятно, зарабатывать и считать деньги. Из этого литературного опыта проникли в его поэзию и лексика, и набор тем, и особая разудалость интонации - словом, все то, что определило его поэтическую манеру и стало со временем новаторством поэта.

Самый влиятельный критик эпохи, неистовый Виссарион, Виссарион Белинский, прослушав стихотворение «В дороге», «бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть не со слезами в глазах: - Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?»

Белинский и Некрасов издали два альманаха «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», которые декларировали появление в русской литературе «натуральной школы». В этих сборниках приняли участие Владимир Даль, Александр Герцен, Иван Тургенев, Фёдор Достоевский. Представителей натуральной школы объединяло изображение жизни низших сословий (крестьян, купцов, мелких чиновников, дворников, уличных музыкантов), стремление к документально точному повествованию, потому жанровый выбор пал на очерки, мемуары, дневник. Писатели и поэты, принадлежавшие натуральной школе, протестовали против идеи «чистого искусства» и считали, что литература должна максимально освещать наболевшие вопросы, приближена к народу и максимально полезна. (Потом эту идею подхватили футуристы: «Нам слово нужно для жизни, мы не признаем бесполезного искусства»). Можно сказать, что натуральная школа выполняла социальный заказ.

Белинский убедил Некрасова в том, что у натуральной школы должен быть свой собственный журнал, которым и стал выкупленный у Петра Александровича Плетнева «Современник».

Некрасов сделался его редактором и издателем, и вскоре «Современник» стал одним из лучших журналов эпохи. В нем печатался тогда весь тогдашний литературный свет - Герцен, Тургенев, Гончаров, Островский, Лев Толстой, Тютчев, Фет. Критический отдел в лице Белинского, а по смерти его - Чернышевского с Добролюбовым, определял гражданское лицо журнала, задал его направление - радикально-демократическое, то есть оппозиционное по отношению к официальной правительственной линии. Журнал подвергался цензурным преследованиям, пока и вовсе не был закрыт в 1866 году.

Современники Некрасова, в первую очередь, Белинский и Чернышевский, ценили в нем прежде всего борца за свободу, а в его лирике - гражданские мотивы (эта традиция отчасти дошла до наших дней). Разумеется, он и был борцом за свободу, и человеком очень сильного гражданского темперамента. Он с помощью слова боролся с крепостным правом, животрепещуще писал о тяжелой крестьянской доле, крестьянских женщин, детей. Свою музу Некрасов отождествил с засеченной кнутом крестьянкой:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!»
Сестра твоя родная!»

В знаменитом стихотворении «Плач детей» мы слышим скорбь автора, и эта скорбь выражается не только содержанием, но и ритмом стиха:

Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!

Послушайте выразительное чтение актером Дмитриевым Назаровым стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (видео)

Какой проблему раскрывает автор в этом стихотворении? (проблема крепостного права). Автор осуждает бесчеловечное отношение богатого и влиятельного крепостника к крестьянам. Говорит о том, что крепостное право уродовало душу не только крепостников, но и самых крестьян. Одержимо «холопским недугом» все общество.

Творчество Некрасова как истинного поэта вышло за рамки натуральной школы и социального заказа. Поэт размышляет о судьбе России - по-гоголевски - в стихотворении «В столицах шум, гремят витии».

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России -
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив;
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных нив…

В поэме «Мороз, Красный нос» поэт поднимает философские вопросы. Мороз - главный персонаж поэмы, безликая сила, сам ход вещей, сама бездна, сама судьба.

В стихотворении «Тишина» лирический герой, подобно каждому русскому человеку, входит в храм и переживает едва ли не главнейшее из чувств - чувство покаяния.

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!..
…Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны -
Я песни родине слагал!

Храм Божий на горе мелькнул -
И детски-чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой.

1. У Некрасова, писал Достоевский, «была своя, своеобразная сила в душе, не оставлявшая его никогда, - это истинная, страстная, а главное, непосредственная любовь к народу…»

2. После лекции ребятам демонстрируется видеоэкскурсия в музей Н.А.Некрасова: https://youtu.be/0MJcQtB9JyA

3. Ребята отвечают на тестовые вопросы и занимаются изготовлением лэпбука (тест и лэпбук см. в приложении)

Приложение 1

Приложение 2

Итоговые вопросы мероприятия

  1. Если бы вы были поэтами, о чем бы писали вы?
  2. Нужна ли сегодня гражданская лирика? Какие темы сегодня необходимо осветить поэту-гражданину?