Литература
-
Особенности лирики А.А. Фета. Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" 2012
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством поэта, с особенностями его лирики, развивать навыки анализа поэтического текста, воспитывать интерес к поэзии, к творчеству А.А. Фета.
-
Особенности написания приставок на з-, с- 2020
Цели и задачи урока: познакомить с правилом правописания приставок на З-, С-, повторить правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой.
-
Особенности образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2013
Урок знакомит учащихся с особенностями образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Расширяются знания о помещиках и о приёмах создания их портретной галереи. Учащиеся имеют возможность поразмышлять над вопросом «Плюшкин живее или мертвее помещиков в поэме?»
-
Особенности обучения литературе способных, талантливых, одарённых школьников в условиях лицея 2010
Работа учителя литературы по формированию у способных, талантливых, одаренных детей творческого, исследовательского поведения предполагает использование таких форм занятий, как уроки творчества, уроки-исследования, уроки-презентации, семинары, творческие отчеты, творческие практикумы, защиты проектов.
-
Особенности пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие…". 6-й класс 2014
Цель урока. формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать произвольное внимание, наглядно-действенное мышление, речь и аргументацию.
-
Особенности пейзажной лирики И.А. Бунина. Анализ стихотворения "Догорел апрельский светлый вечер" 2004
И.А.Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Проводя сравнительный анализ бунинского стихотворения с пейзажными полотнами русских живописцев, приводим учащихся к выводу, что внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных средств выражения. Но выразить они могут намного больше.
-
Особенности поэзии М.Ю. Лермонтова. 6-й класс 2011
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
-
Особенности поэтики В.В. Маяковского. Обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно". 11-й класс 2011
В структуре данного урока особое внимание уделяется формированию у учащихся знаний об особенностях ранней лирики В.В. Маяковского на примере анализа стихотворения «Скрипка и немножко нервно». В ходе урока учащиеся составляют психологический портрет лирического героя стихотворения и знакомятся с проблематикой, характерной для произведений раннего периода творчества поэта.
-
Особенности поэтики Николая Гумилева 2010
Урок дает возможность познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры автора, показать связь его произведений с традициями романтизма. На уроке используются элементы интеграции: сопоставление стихотворений Н.С. Гумилева с полотнами французского художника П.Гогена, проведение литературных параллелей. На заключительном этапе урока дети знакомятся с понятием "акростих".
-
Особенности поэтического мира А.А. Фета 2012
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями поэтического мира А.А.Фета. Расширяют знания о средствах художественной выразительности; лицеисты готовятся к ЕГЭ по литературе (анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 ‒ анализ средств художественной выразительности).
-
Особенности поэтического мира М.Ю. Лермонтова в стихотворении "Тучи" 2008
Лирика действительно требует сопереживания - в этом ее сила и в этом же трудность ее чтения. В лирике М.Ю. Лермонтова символ часто выступает как ядро художественной структуры, как характерная примета его поэтики. Вникая в небольшое по объему стихотворение, мы убеждаемся, как много общечеловеческого смысла в нем.
-
Особенности преподавания литературы в современной школе 2024
Ответьте честно на вопрос: с каким человеком вам будет комфортнее, уютнее, лучше – с умным или душевным? А что формирует душу? Классическая литература. Что учит состраданию, доброте, любви, наконец? Литература. А с каким человеком вам интереснее? С тем, кто разбирается только в логарифмах, в солях, в механических колебаниях и волнах, в видеокартах, или с тем, кто красиво расскажет любую историю, ответит на ваш вопрос, сможет объяснить причину возникновения любого конфликта, подскажет выход из него и т.д.? Думаю, ответ напрашивается сам собой. И этому тоже учит литература. Именно поэтому, несмотря на то, что значение этого предмета постепенно умаляется в учебных заведениях (это видно по сокращению часов, по всё уменьшающемуся интересу современных школьников, по усиливающейся тенденции к информатизации общества), я стараюсь таким образом построить свои уроки, чтобы если не убедить ребят в значении этого предмета, то как-то обратить их к книге, достучаться до их сердец. Как это сделать в нашей современной школе, где литература не является профильным предметом, а интерес ребят находится совсем в другой области?
-
Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС 2020
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над поставленной темой.
-
Особенности работы над художественным произведением на уроках литературы в специальном учебном заведении для детей с девиантным поведением 2010
Ни для кого не секрет, как бывает сложно пробудить интерес к чтению у современного подростка. А тем более, если этот подросток особенный, читать вообще не любит (а писать сочинения и подавно). Столкнувшись с этой проблемой, я нашла, на мой взгляд, простой и достаточно эффективный выход, который уже опробовала на десятиклассниках.
-
Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2012
Именно в школе начинается формирование творчески развитой личности. Особая задача принадлежит урокам словесности, развивающим инициативное творчество учащихся. Разнообразие методов и приемов, использование большого дидактического материала, анализ текстов и работа над сочинениями разных жанров позволяют учителю не только добиться высокого качества обучения, но и формируют у школьников интерес к языку, навыки исследовательской деятельности.
-
Особенности реализации технологии развития поэтических способностей учащихся в школе пенитенциарной системы 2021
Пробуя писать, обучающиеся начинают внимательнее относиться к творчеству поэтов-классиков, учатся у них мастерству, лирические жанры становятся ближе и понятнее, а уроки литературы интереснее. Такая работа способствует пополнению словарного запаса, формированию читательских компетенций. Творчество также помогает мобилизовать потенциал личности, это шаг в развитии, в переоценке ценностей, в нравственной и эстетической «перезагрузке», которая так необходима человеку, оказавшемуся в исправительном учреждении.
-
Особенности русского национального характера (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы"). 7-й класс 2005
Представленный урок - одна из попыток окинуть (лишь отчасти) "взором наш путь и судьбу", основы ее культуры, увидеть это не только в историческом пути нашей страны, но и в душах человеческих, понять, каковы особенности русского национального характера. На данном уроке речь идет о главном - о русском народе. Через размышления над тургеневской строкой, через звучащую на уроке народную песню, репродукции ученики имеют возможность увидеть в русском человеке бесценный дар: потребность творить, способность глубоко чувствовать, скрытую силу, потребность в иной жизни. Именно эти черты русского человека - наша надежда и опора на пути возрождения России.
-
Особенности русского характера в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» 2022
Цель урока: показать значение образа героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
-
Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказка "Медведь на воеводстве" 2011
Урок знакомит учащихся 10-го класса со сказкой, особенностями жанра сказок "для детей изрядного возраста". На уроке вспоминаются теоретические понятия, готовясь к итоговой аттестации в форме ЕГЭ: устное народное творчество, народная сказка как фольклорный жанр, особенности литературных сказок, тема, идея, композиция произведения, художественные образы; понятия комического, иронического, саркастического, сатирического, эзопова языка.
-
Особенности создания образа Иуды Искариота в рассказе Леонида Андреева "Иуда Искариот" 2010
В ходе урока осуществляется развитие ключевых компетенций и творческого потенциала учащихся, необходимого для самообучения в условиях совершенствования средств ИКТ; совершенствование работы в творческих группах.
-
Особенности формирования читательской грамотности на уроках литературы в условиях развития ФГОС СОО 2022
Сегодня формирование читательского грамотности является одной из задач учителя русского языка и литературы. Важно помнить, что ее реализация возможно только в системе комплексного системно-деятельностного подхода всего учебного процесса, а не отдельно только на уроках по данным предметам.
-
Особенность поэтического таланта А.Фета. 9-й класс 2011
Урок на тему «Особенность поэтического таланта А.Фета» – интегрированный урок, цель которого – нахождение связей между фактами, которые подтверждают и углубляют выводы, наблюдения учащихся в области литературы, музыки и живописи.
-
Особенный герой В.М.Шукшина (на примере рассказов «Дядя Ермолай», «Экзамен», «Срезал»). 2 часа 2019
Цели мастерской: актуализировать понятие об образе-персонаже и образе автора, системе художественных приемов создания образа героя; углубить, обогатить и расширить восприятие образов «чудиков»; показать специфику словопользования общенародного языка в создании образа главного героя.
-
"Оставаться человеком" 2011
Урок-телемарафон по повести В.Г. Короленко воспитывает в ученике прекрасные и благородные чувства: сочувствие, сострадание, милосердие, дружескую привязанность – важные признаки духовной зрелости человека.
-
«Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родине в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Цели занятия: показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе; показать степь как образ Родины; пробудить чувство любви к Родине, восхищения красотой природы; развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос, анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения, использовать в речи различные средства выразительности.
-
"Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича") 2010
Литература в техническом колледже является одним из немногих предметов, который продолжает формировать личность учащегося, его эстетический вкус и самое важное – развивать читательскую культуру. На уроке по повести А.И. Солженицына автора, как учителя, интересуют в большей степени не социальные проблемы, а нравственные национальные основы характера главного героя.
-
Острые чувства кризиса цивилизации в рассказе "Господин из Сан-Франциско" 2011
Цели урока: раскрыть философское содержание рассказа; развивать системность, самостоятельность мышления, потребность в познании, навыки самостоятельной работы, способность высказывать свою точку зрения и защищать ее.
-
Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов 2009
Основная идея технологии проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Метод проектов широко внедряется во внеурочной деятельности в современной школе, но большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке.
-
Осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6-х классах 2005
Литература – тот предмет, где каждый по-своему прав, даже если в чем-то ошибается. Главное – думать, читать, высказываться. Отсюда берет начало мой метод – общение, дающий свой эффективный путь к знанию – личностный, творческий, коммуникативный; Диалог – преобладающий стиль общения на уроке. Важно научиться слушать друг друга, выражать свою позицию, стремиться достичь успеха собственными усилиями.
-
От детали к композиции в эпическом произведении 2022
Одна из проблем, которая возникает при изучении художественного произведения – это беглое прочтение его учеником. В результате после прочтения обучающийся помнит сюжет и фамилии героев, которые чаще всего звучат в произведении. Чтобы понимание строилось не на поверхностном восприятии, а на глубоком постижении, необходимо научиться обращать внимание на слово, как важную составляющую для понимания авторского замысла. Отсюда и возникает необходимость научить учеников работать с деталью.