"От цивилизации – к полному одичанию (по роману У.Голдинга «Повелитель мух»)"

Разделы: Литература


Цель: Знакомство с творчеством У. Голдинга и его романом “Повелитель мух”; развитие навыков аналитического чтения; формирование общечеловеческой позиции “человек человеку друг”

Оборудование:

  • Портреты писателей У. Голдинга, Д. Дефо, Д. Свифта.
  • Книжная выставка: У. Голдинг “Повелитель мух”, Санкт-Петербург, изд. “Симпозиум”, 1998 год; Д. Свифт “Путешествие Гулливера”, Казань, Татарское книжное издательство, 1979 год; Р. Стивенсон “Остров сокровищ”, Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1979 год.
  • Презентационная программа к уроку (Приложение 1)

Ход урока

Смотрите. Все это могло случиться с вами.
У. Голдинг

Слово учителя: Имя Голдинга, одного из патриархов послевоенной британской прозы, хорошо известно не только на родине писателя, но и далеко за её пределами: о нем заговорили вскоре после выхода в свет его первого романа “Повелитель мух” (1954 г.), имевшего шумный успех у читательской аудитории по обе стороны океана. Со временем роман был даже включен в учебные программы английских и американских университетов. Упрочению популярности книги способствовала экранизация романа в 1963 году выдающимся английским режиссером Питером Бруком.

В 1983 году Голдингу была присуждена Нобелевская премия по литературе “за романы, которые… помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире”.

В художественной литературе встречается такой термин, как “робинзонада”. Он относится к произведениям, события в которых обычно происходят на неизвестных островах.

Учитель: Что означает слово “остров”?

Ученик 1: читает в словаре его лексическое значение.

Остров – часть суши, со всех сторон окруженная водой (С. И. Ожегов).

Учитель: Чему посвящены данные произведения?

Ученик 2: делает сообщение о романе Д. Дефо.

В романе Д. Дефо английский моряк XVIII века, оказавшись на безлюдном острове в Атлантическом океане, прожил на нем 28 лет и смог не только сохранить человеческий облик, но и построить своё цивилизованное общество.

Ученик 3: делает сообщение о Р. Баллантайне.

В 1858 году Роберт Баллантайн написал приключенческую историю для юношества. Герои терпят кораблекрушение и попадают на тропический остров, где сталкиваются с пиратами и людоедами, но преодолевают все напасти с образцовой британской стойкостью: побеждают пиратов, обращают в свою веру дикарей-туземцев, отучают их от людоедства.

Учитель: Голдинг повторяет ситуацию Баллантайка: авария, безлюдный остров, английские дети, но дети XX века не живут дружно – они становятся непримиримыми врагами: экзотичные плоды не приносят сытости, а ведут к расстройству желудка; охота на дикую свинью превращается в охоту на людей; общество цивилизованных мальчиков перерождается в дикое племя, очарованное фанатичным вожаком – история идет вспять… – от цивилизации до полного одичания.

Это роман-притча, роман-поучение: “Смотрите! – предупреждает Голдинг. – Все это могло произойти с вами!”

Учитель: Давайте ребята вспомним конкретное содержание романа.

  1. Как попали дети на остров? (чтение на стр. 32–33). От слов “А где же дядька, который с мегафоном?.. заканчивая… ребята были еще?”.
  2. Почему вожаком выбрали Ральфа? (Краткий пересказ начала выборов; чтение цитаты (стр. 46): “… Ральф был такой спокойный, и еще высокий, и такое хорошее было у него лицо, но непостижимее всего и всего сильней их убеждал рог. Тот, кто дул в него, а теперь спокойно сидел на площадке, держа на коленях эту хрупкую красивую штуку, был, конечно, не то что другие”). (Гл. 1, стр. 45–46).
  3. Почему Джек сам себя выдвинул на роль вожака? (Гл. 1, стр. 45): “Главным могу быть я, – без обиняков сказал Джек, потому что я староста и я запеваю в церкви и до-диез могу взять”.
  4. Какие предметы символизируют в романе демократичное устройство жизни, а какие – дикое племя? (Рог, ракушка, нож, копья).
  5. Как писатель показал постепенное одичание охотников (Цитирование: Джек раскрасил свое лицо: “одну щеку и веко он покрыл белым, другую половину лица сделал красной… Джек сочинил себе новое лицо… Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд… Маска завораживала и подчиняла. (Гл. 4, стр. 83), танец, маска, убийство свиньи, (пересказ. стр. 149 – 151), (Гл. 8 стр. 149), убийство Саймона (Гл. 9, стр. 165,).
  6. Как возник первый открытый конфликт между Джеком и Ральфом? Что было главным для каждого из вожаков? (Гл. 4, стр. 90). (Чтение отрывка со слов: “А ты, Джек Меридью, все со своей этой кровью!... заканчивая …размазал кровь по лбу, сдвигая налипшую прядь.”) (Гл. 4, стр. 89–90)

  7. Сколько детей погибло на острове? (Саймон, Хрюша, пропал мальчик с меткой). А еще? (Неизвестно, сколько детей погибло во время пожара).
  8. На кого и почему охотятся охотники Джека? (Охотятся на тех, кто им не подчинился). Чтение диалога между Хрюшей и Ральфом (разговор, Гл. 12 стр. 197-200). Обязательно ли было на острове “убивать, чтобы выжить”? (Выборочное чтение. “Ральф пополз вперед… Пост был прямо над ним.. не мог докопаться до смысла”).

9. Как же существуют дети на острове? Рассмотрим две мысли, две позиции, две философии.

Английские дети сначала хотят устроить на острове справедливое общество со всеми цивилизованными и демократическими законами. Но примитивные условия существования, голод (вспомним “Последние холода” А. Лиханова) не сближают детей, а пробуждают в них звериные инстинкты, приглушенные цивилизованными условиями жизни. Воспитанные, образованные, на первый взгляд, английские дети становятся в силу обстоятельств жестокими, безжалостными, их возбуждает вид крови, и они способны убить своих товарищей.

Цивилизованные дети превратились в раскрашенных дикарей: они устраивают страшные сцены жертвоприношения свиному черепу, нацепленному на палку, охотятся один на другого. В них проявляется садизм, инстинкты, которые, на первый взгляд, не присущи цивилизованному обществу, тем более детям.

Голдингом показана схема развития человеческого общества, но в обратном направлении: от современности к далеким истокам. Роман построен таким образом, что четко прослеживаются этапы моральной деградации. Давайте их назовем (составление таблицы).

I этап Результат
Абсолютное безразличие к существованию и гибели себе подобных (черта стаи!) Во время пожара пропадает мальчик с родимым пятном
II этап
Отказ от организованной работы ради реальной пользы Шалаши от непогоды будут строить лишь Ральф и Саймон

Учитель: Поступки детей говорят об утрате самых лучших человеческих качеств: товарищества, милосердия, сочувствия, здравого смысла.

Обратимся к тексту. Задания выполним по группам.

Задание по группам

Подберем цитаты, которые характеризуют героев.

  1. Первая группа учащихся – Саймона. (“Саймон – любимый герой Голдинга, антипод Хрюши”).
  2. Вторая группа учащихся – Хрюшу. (“Хрюша – интеллектуал-прагматик, воплощение в романе здравого смысла”).
  3. Третья группа учащихся – Ральфа. (“Ральф – типичный, благополучный подросток, который самим присутствием создает атмосферу “цивилизованности”).
  4. Четвертая группа – Джека. (“Джек – порождение серой массы”).

Учитель: Голдинг, показав в романе страшное перерождение детей, подверг сомнению утверждение про безгрешную душу ребенка и сделал вывод, что в душе каждого человека спрятан зверь с самого рождения. Он писал: “Такой я вижу жизнь – бескрайнее море зла и маленький огонек надежды, который невозможно погасить”.

Но какого же зверя боялись на острове дети? В романе у него нет лица. Это образ символичный. С одной стороны это страх, который охватил детей, с другой, – воплощение темного сознания, инстинктивного звериного начала, подавленного человеком, но не побежденного им.

Мы знаем, что слова, которые Голдинг вынес в название романа, это перевод древнегреческого слова “Вельзовул” (повелитель мух) в значении дьявол. Давайте сопоставим представления детей о дьяволе в такой форме

Дети Образ зверя Реальная мотивация Символический смысл
Ральф Темное что-то Облик хорошистов вдалеке Зверь – толпа, которая складывается из нас
Хрюша Зверя нет; черный с когтями; иначе все не имеет смысла Хрюша-рационалист Зверь – наша бессмысленность
Малыши Змей большой, душит в темноте Лианы свисают с деревьев Зверь – наши сны
Ральф Зверь засел возле кострища Ральф больше всех волнуется за огонь Зверь – наша беспомощность
Джек Зверь-охотник Джек-охотник Зверь – наша агрессия
Персиваль Зверь выходит из моря Зверя не нашли на острове Зверь – природа вокруг нас
Эрик, Сэм Зверь сходит с неба Над островом спустился парашютист  
Ральф Зверь пришел, чтобы отомстить Противники принимают за зверя друг друга Зверь – люди вокруг нас
Саймон Повелитель мух Свиная голова на палке – рой мух около неё Зверь – наш страх

Учитель (обобщение).: Дьявольское начало начинает преобладать в душах юных британцев, и начинается их духовное перерождение. Среди них господствует культ жесткости и силы. Они пренебрегают созданными ими же правилами поведения, не признают рога-ракушки. Дети ищут Зверя в море, в мертвом парашютисте, в свиной голове, в Саймоне. Но никто не хочет заглянуть в себя. Основная масса детей не хочет знать, что зло – это врожденное, а не привнесенное в людей состояние, неотъемлемая их часть. Подчиняясь Повелителю мух, дети становятся жертвой собственного страха.

Роман Голдинга – это роман-притча, раскрыть основную идею которого помогают образы-символы: рог-ракушка, очки, маска.

Учитель: работая в группах, ответьте на вопросы, что символизирует каждый предмет.

1. Рог-ракушка

  1. Какова реакция детей на звук рога? (“Дети парами и поодиночке показывались на берегу, выныривая из-за дрожащего марева”. (Гл. 1) Звук рога организует их, подчиняет воле большинства).
  2. Почему Ральф был выбран главным? (“Пусть с трубой будет главный (гл. 1). У него был рог – символ власти).
  3. Что будет, если рог разобьется на кусочки? ( Исчезнет демократическое правление).
  4. Символом чего является рог-ракушка? (Символом воли большинства, “Где рог, там и собрание” (гл. 2, стр. 65).

2. Очки

  1. Как очки сначала помогли детям? (Хрюшины очки! Это же зажигательные стекла! (гл. 2). С их помощью добывали огонь).
  2. Что было причиной всепожирающего огня, почти полностью уничтожившего остров. (“Сказали, костер нужно маленький, а какую скирду навалили. Только я рот раскрою, – стонал верный горькой правде Хрюша, – мне сразу “заткнись”, а когда Джек, или Морис, или Саймон…
  3. Он запнулся на пронзительный ноте и застыл…
    Дым курился там и сям среди лиан, увивавших мертвые и гибнущие деревья… Тонкие ленты огня… множились, разрастались…” (Гл. 2, стр. 66).

  4. Кто носит очки? Что этот герой символизирует в произведении? (Хрюша. Символизирует интеллект и разум).
  5. Что, по-вашему, символизируют очки в произведении? (Символизируют цивилизацию).

3. Огонь

  1. Что означает огонь для Ральфа? (Костер тут, на острове, – важней всего. Как же нас спасут, если он у нас не будет гореть? (Гл. 5, стр. 90). Огонь для Ральфа – путь к спасению. (… если у нас всегда будет сигнал, нас заметят и спасут”), (стр. 65, гл. 2)
  2. Что означает огонь для Джека? (“Это разве сигнал? Просто костер, чтоб на нем жарить” – “Поесть-то вы поедите, а дыма у вас не будет. Вам бы всё играть и охотиться (Ральф)., Гл. 11, стр. 190). Для Джека огонь – игра.
  3. Чего требует костер от детей? (Дисциплины, ответственности).
  4. Как пытаются охотники выгнать Ральфа с острова? (Признание близнецов: “Они завтра идут на тебя охотиться, чтоб копья бросать, как в свинью; мы растянемся цепью поперек острова” (Гл. 12, стр. 199). Не сумев его (Ральфа) убить, они “выкуривают” его с помощью дыма).
  5. Что символизирует огонь в романе? (Огонь, который должен был объединить детей, стал символом разрушительной силы).

4. Маска

  1. С кем связан в романе образ-символ маски? (с Джеком).
  2. У кого первого и почему возникла мысль раскрасить лицо? (Джек сочинил себе новое лицо. Одну щеку и веко он покрыл белым, другую половину лица сделал красной и косо, от правого уха к левой скуле, полоснул черной головешкой. “Это для охоты”. Как на войне. Ну – маскировка”. (Гл. 4, стр. 83). Маска завораживала и подчиняла).
  3. Можно ли такую маскировку назвать детской забавой? (“Ральф и малыши хорошо понимали, какое чувство дикости и свободы дарила защитная краска. Мы не будем раскрашены, потому что мы-то не дикари”, Гл. 11, стр. 184-185). Это уже не игра, а деградирование, возвращение к полному одичанию).
  4. Что символизирует маска? (Вседозволенность. Маска спасала от стыда и неловкости), (Гл. 8, стр. 155).

Учитель (обобщение ответов):

Поместив группу цивилизованных детей на необитаемый остров, Голдинг показывает, как ведут они себя без контроля и помощи взрослых. Он подчеркивает, что зло заложено в душе каждого человека вместе с добром. И лишь от самого человека зависит, сможет ли он справиться со злом, поселившимся в сердце. Одно из проявлений зла – фашизм: хористы Джека одеты в черные плащи с крестами на груди – намек на фашистскую свастику.

Голдинг, переживший ужасы второй мировой войны, основную идею своего романа видит в том, что человечество должно укротить зло, являющееся его неотъемлемой частью, должно победить зверя, притаившегося в его душе.

Луи Блан (1811–1882) – французский социалист, историк писал: “для того, чтобы явилось в свет какое-нибудь зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий”. Знаем ли мы об этом?!

В 1963 году на встрече европейских писателей в Ленинграде Голдинг сравнивал труд писателя с трудом врача, ставящего диагноз больному. Видя болезнь в самой природе человека, Голдинг предупреждает читателя: “Будь внимательным! Не притаился ли в твоей душе зверь?”

Домашнее задание

Перечитать роман и написать сочинение “Мои раздумья над романом Голдинга “Повелитель мух” (Приложение 2)