“Ой, да красна ты, Русь, чудо
умельцами,
Да многоводностью, да не наглядностью,
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!”
Изучение МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, которая имеет весьма сложное строение. У этого курса есть собственный предмет исследования, своя специфика, свои цели и задачи, которые не могут быть выполнены никаким другим предметом.
МХК предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, социологией, педагогикой-психологией, искусствоведением и другими науками, то есть в контексте развития всей материальной и духовной культуры.
Человек – сын своего времени и своей страны.
Стыдно сознавать себя “иванами, не помнящими родства”. Неудивительно, что так жадно стали читать литературу о прошлом, что вереницы людей потянулись к вновь выстроенным, сверкающим золотом куполов, церквям, что вспоминаются старинные обряды и, казалось, безвозвратно забытые традиции. Не случайно в годину военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки повседневности.
Задайте вопросы сами себе:
– Стоит ли перечитывать рукописные книги,
рассматривать почерневшие от времени фрески,
думать о значении волнистой линии орнамента,
высеченного на замшелом камне?
– Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы,
домотканые полотенца, расшитые красными нитями;
донца прялок, расписанные пестрыми красками?
Ведь человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетается в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.
Крестьянское сознание сохранило веру в злых и добрых духов, в суровых, но справедливых языческих богов. Вживание во всё то заветное, что сохранили памятники старины, не проходит даром: мудрость предков учит добру и любви, праве и справедливости, трудолюбию и гордости за свой народ.
Название праздника – “Масленица” не случайно, т.к. она ещё известна с языческих времён. Семь праздных дней Масленицы имели своё значение и название. До наших дней дошло много пословиц, поговорок, народных песен, игр связанных с этим праздником.
Открытое мероприятие на тему: "Проводы зимы – масленица"
Цель: ознакомление учащихся с проведением масленицы на руси.
Место проведения: пятница, спортивный большой зал, столовая.
Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, шары, ленты, спортивный инвентарь, костюмы для актёров, народная музыка (инструменты), столы с угощением (блины, самовар…).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка.
Ведущая:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Звучит народная плясовая музыка.
Ведущая: У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи и праздники.
Вбегают скоморохи.
1 скоморох: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
2 скоморох: А чего они сошлись, сами поди не знают. Лучше бы дома сидели.
1 скоморох: Наверное, на блины набежали. Видел, какие столы в столовой?
2 скоморох: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь - лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?
1 скоморох: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
Ведущая: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. И народ здесь собрался, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть.
Звучит музыка зимы.
1 скоморох: Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт.
Зима: Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить?
Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо.
Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!
2 скоморох:
А кто сильнее из ребят,
А ну, берёмся за канат!
Тот, кто перетянет,
Самым сильным станет.
Перетягивание каната (жетоны).
Зима: Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили.
Ведущая: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова.
1 скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и Матушка Зима.
2 скоморох: А теперь дозволь передать власть Весне-Красне. Она уж не за горами. Поможет нам в этом Масленица.
Ведущая:
Душа ль ты наша, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться.
Ряженые вносят куклу-Масленицу (музыка).
1 скоморох:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали, на семь недель,
Оказалось – на семь дней.
– Первый день – встреча.
2 скоморох:
Спешите, спешите, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей.
1 скоморох:
Масленицу встречаем – зиму провожаем.
(Провожают Зимушку).
Начальная школа:
1-й: Дорогая наша гостья, Масленица
2-й: Дуня белая, Дуня румяная
3-й: Коса длинная, триаршинная
4-й: Лента алая, двуполтинная
5-й: Платок беленький, новомодненький
6-й: Лапти частые, головастые.
Ведущая: Недаром в народе говорят про масленицу пословицы. Кто порадует нашу гостью?
(Прослушиваются домашнее задание каждого класса).
2 скоморох: Второй день – заигрыш.
Исполнение частушек:
Девчата:
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька!
Пошла плясать
Бабушка Лукерья,
На затылке нет волос –
Привязала перья.
Парни:
На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои летят.
Елки-долги, елки-долги,
Елки да осиночки,
На поляне девки пляшут,
Скрипают ботиночки.
Девчата:
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе дам,
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Скоморохи вместе: Ну ладно уж, давайте скорей следующий день объявлять. Третий день – лакомка.
Исполнение русской народной песни “ блины”.
Ведущая: А сейчас четвёртый день – разгул.
1 скоморох:
Разойдись, честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
Исполнение песни “Во кузнице”.
2 скоморох:
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить она.
Исполнение частушек:
Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.У меня забавы две:
В том краю и в этом,
Одного люблю зимой,
А другого – летом.Я – девчонка боевая,
Боевая не совсем.
Боевая сушит девять,
А по мне страдает семь.Я стояла на горе,
Трое спорят обо мне.
Что вы трое спорите,
Вы меня не стоите.Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
1 скоморох:
Возле речки, возле быстрой
Все фиалочки растут.
Без частушек прожить можно,
Да чего-то не живут.
2 скоморох:
Ой, вы, красны девицы!
Ой, вы, добры молодцы!
Загадаем вам загадки,
Отгадайте хором все.
Загадки (работа с залом, жетоны).
Черный, проворный, кричит “крак”,
Червякам – враг. (Грач)Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)Ни барашек и ни кот,
Носит шубу круглый год. (Заяц)Жил я посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Ведущая: Хватит петь да плясать – пора пятницу с субботой объявлять.
1 скоморох: Пятый день – тёщины вечерки.
Звучит музыка. Входит тёща и за ней зятья.
2 скоморох: Ой, а как Вас зовут? (Марья Петровна)
– А с вами кто? (Зятья)
1 скоморох: Тут зятья сказали, что удивить решили всех. Но нужно немного помочь им словами: “Правильно! Правильно! Правильно припели”. (Пробуют 1 раз).
Исполнение частушек.
Выхожу и начинаю
Я свои частушки.
Затыкай-ка, мила тёща,
Свои нежны ушки!
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.
Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
На базаре был вчера,
Видел там комедию.
Тёща лошадь продавала,
Называла Федею.
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.
Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
Лес шумит, шумит, шумит.
Лес шумит, качается.
Кто крикливых тёщ полюбит,
Тем налог скощается.На таможне мою тёщу
Не пустили в Геную.
Говорят, что камни в почках
У неё драгоценные.Как женился, появилась
Средь кудрей большая плешь,
Помогите мне оформить
Тёще выезд за рубеж.Если хочешь счастлив быть,
Приходи на станцию.
Тёщу сдай скорей в багаж,
Потеряй квитанцию.
В наших дальних деревеньках
Нравы новые ввелись:
Посбесились наши тёщи –
В интербабки подались.Мы кончаем петь частушки,
Хватит ерепениться.
Может, зря какие спели,
Просим извиненица.
(Тёща и зятья уходят).
Ведущая: Молодцы зятья, да и теща хороша.
1 скоморох: Седьмой день – золовкины посиделки.
2 скоморох: В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.
1 скоморох: У нас тоже есть, кого одарить за (…)
Награждение тех, у кого жетоны.
Ведущая: Заканчивалась Масленица “Прощенным воскресением”. Все просили друг у друга прощения.
2 скоморох:
Государыня Масленица,
Мы тобой хвалились,
Блины ели, веселились!
Наступил твой час,
Ты порадуй нас!!!
Ведущая: Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать – Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова:
“Масленица обманщица,
До поста довела – сама удрала!
Масленица, воротись,
В новый год покажись!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!”
Куклу выносят из зала.
Все участники:
Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”
1 скоморох: А сейчас всех-всех приглашаем на блины.
Звучит музыка.