Цель: Развитие у учащихся художественно-образного, эстетического и духовно-нравственного восприятия текстов из Библии, художественных текстов, пословиц (жанра устного народного творчества).
Задачи:
- формирование внимательного отношения к языку литературного текста,
- знакомство с новым жанром - притчей,
- первое знакомство с Библией,
- умение видеть содержательное единство в разных жанрах литературы,
- умение анализировать, выделять главное в разных текстах,
- развитие речи.
Тип урока: изучение нового; обобщение.
Ход урока
Учитель. (У.) Сегодня у нас урок- иссследование. Накануне мы начали с вами раз-
говор о жанрах устного народного творчества.
Давайте вспомним, какие вы знаете жанры устного народного творчества?
Дети (Д.) Загадки, считалки, скороговорки, побасенки, пословицы, поговорки, потешки, небылицы.
У. Какие пословицы вы сможете назвать?
Д. (Вспоминают известные им пословицы).
У. Как вы понимаете пословицы "Пословица к слову молвится"? "Пословица не мимо молвится"? Похожи они или в них говорится о разном?
(Высказывания детей).
У. Сегодня у нас состоится знакомство с новым жанром - притчей. Притчи - это короткие поучительные истории со скрытым смыслом или короткие поучительные наставления. Народ в своем любимом жанре- пословице - так охарактеризовал притчу: "От притчи и на коне не уйти", всегда усматривая сходство пословицы с притчей. Помните ли вы, какой синоним у устного народного творчества?
Д. Фольклор.
У. Верно. Слово " фольклор " произошло от английского folklore, что означает - народная мудрость. Жанр притчи относится как к фольклору так и к литературе.
Сегодня мы познакомимся с притчами царя Соломона. Перед нами Библия - книга книг. Именно в Библии, в первой ее части, которая называется Ветхий Завет, собраны притчи мудрейшего царя Соломона, который жил очень - очень давно, задолго до Рождества Христова. Притчи Соломона несут в себе много добра. А мы с вами знаем, что из доброго слова, взгляда, поступка доброе и рождается.
Так и доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от отцов и матерей - к детям и детям детей их. Наши с вами предки, наблюдая жизнь природы и людей, читая Библию (раньше грамоте учились при церквях и монастырях), делали свои выводы и создавали, в свою очередь, образные поучительные произведения: пословицы, поговорки, сказки:
Сейчас мы с вами сможем сами убедиться в том, насколько созвучны, сколь много общего у старинных русских пословиц с притчами Соломона.
Перед вами листы с пословицами. Ознакомьтесь с ними. ( Приложение 1).
А теперь я читаю притчу царя Соломона, а вы находите созвучные ей пословицы.
- Лучше знание, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. (Книга притчей Соломоновых. 8; 10-11).
Д.:
- Ученье - свет, а неученье - тьма.
- Век живи - век учись.
и др.: см. Приложение 1.
- При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. (Притч. 10; 19).
Д.:
- Каков разум, таковы и речи.
- Слово - серебро, молчанье - золото.
и др.: см. Приложение 1.
-Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
(Притч. 22; 1).
Д.:
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
и др.: см. Приложение 1.
- Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собрающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. (Притч. 10; 4,5).
Д.:
- Кто не работает, тот не ест.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Пчела мала, а и та работает.
и др.: см. Приложение 1.
Физкультминутка.
У.: Теперь пришло время сделать вывод: что же роднит притчу и пословицу? Что есть у них общего?
Д.: Общая тема (содержание).
- Учат добру, трудолюбию.
- Учат любить и стремиться к знаниям.
- Быть сдержанными в словах.
- Быть честными:
У.: А велики ли они по объему?
Д.: Нет, короткие.
У.: Попоробуйте объединить все сказанное.
Д.: У произведений этих жанров общее содержание, общая цель (учат добру) и краткость.
У.: Давайте подумаем, какому еще жанру близок жанр притчи? В притче мы всегда находим моральное поучение, какими быть, к чему стремиться, а чего делать не следует. В каком еще жанре мы с вами встречались с моралью?
Д.: В басне.
У.: Верно. Давайте прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и муравей".
Читает учитель.
Дети молча перечитывают.
У.: Знаете ли, дети, что побудило взять этот сюжет для своей басни Ивана Андреевича Крылова?
Оказывается, тоже притча царя Соломона. Вот послушайте:
- Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
- Нет у него на начальника, ни приставника, ни повелителя;
- Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
- Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
- Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
- И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
(Притч. 6; 6-11).
У.: Теперь мы увидели, откуда заимствован образ труженика муравья великим баснописцем И.А. Крыловым.
Подумайте, какая пословица могла бы послужить заглавием басни?
Дети высказывают свои предположения.
Вот еще одна притча:
- Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо перед тобою.
(Притч. 4; 24-25).
У.: Как вы понимаете выражение "лукавство языка"?
Дети высказывают свои мысли.
У.: в какой басне мы уже встречались с героиней, которая говорила в глаза одно, т.е. льстила, а замышляла другое (обман).
Д.: "Ворона и лисица" И.А. Крылова.
Ученик наизусть читает басню.
У.: Найдите пословицы, в которых говорится о лести.
Д.:
- На языке медок, а на сердце ледок.
- В ком правды нет, в том добра мало.
и др.: см. Приложение 1.
У.: Итак, мы убедились, как много общего у притч царя Соломона с русскими народными пословицами и с баснями Ивана Андреевича Крылова, как они взаимосвязаны. При этом каждый из этих жанров ярок и неповторим. И древний царь (один из авторов вечной книги Библии), и простой народ, и великие писатели и поэты - все искали разные способы и формы такой поучительной речи, чтобы суть ее дошла до сердца, до самых глубин души и ума человека.
У.: Чему же нас учат эти произведения?
Высказывания детей.
У.: Верно, эти произведения учат нас честно трудиться, настойчиво учиться, помогать слабым, одним словом - творить добро, жить по правде и совести.