Методическая цель: показать методику проведения интегрированных уроков.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-беседа.
Цель урока: проанализировать сущность внутреннего конфликта главного героя, продолжить знакомство с парикмахерскими инструментами.
Задачи урока.
1. Рассмотреть историю любви Евгения Базарова к Анне Одинцовой с целью более глубокого раскрытия характера героя, познакомить с инструментами для укладки волос.
2. Развивать критическое и логическое мышление, умение видеть мир чувств и переживаний героев, умение применять полученные знания, способность чётко формулировать свои мысли.
3. Приобщать обучающихся к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитывать дисциплинированность, внимательность.
Метод: аналитическая беседа, просмотр видеоматериала, тестирование.
Оборудование: мультимедийная техника, презентация, рабочая тетрадь, тест.
План урока
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Первичное закрепление изученного материала.
- Итоги урока. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Объяснение нового материала:
I. Актуализация знаний
Преподаватель литературы: На прошлом уроке мы с вами выяснили, что главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров отрицает всё и всех, не признаёт никаких авторитетов.
- В чём прав и не прав герой? (Прав - надо делать дело и проверять любую истину; не прав - в отрицании любви, красоты, мечты)
Преподаватель литературы: Одной из главных ценностей человеческой жизни, по мнению И.С. Тургенева, является отношение к природе. Не менее важной ценностью И. Тургенев считает одухотворённую любовь, которая просветляет мир, разрушает эгоизм.
В качестве испытания для героев многих своих произведений И. Тургенев выбирает именно испытание любовью. Это ещё одна грань романа “Отцы и дети”.
И таким испытанием для главного героя романа становится Анна Сергеевна Одинцова.
Преподаватель литературы: Сегодня на уроке мы рассмотрим историю любви Евгения Базарова к Анне Одинцовой, чтобы более глубоко раскрыть характер героя и проанализировать сущность его внутреннего конфликта. Кроме того, мы познакомимся с инструментами для укладки волос.
Преподаватель технологии: Да-да, вы не ослышались. Наш урок сегодня необычный. Мы соединим ваши знания по литературе и по технологии парикмахерских услуг.
Преподаватель литературы: Запишите тему нашего урока: (слайд 1). Презентация
Базаров и Одинцова. Наказание любовью.
Инструменты для укладки волос
Преподаватель литературы: И эпиграф к литературной части нашего необычного урока:
(слайд 2)
“Новый человек”, нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной… Г. Бялый
Преподаватель технологии: А к профессиональной части нашего урока эпиграфом послужит русская пословица: (слайд 2)
Всякое мастерство требует знания.
Преподаватель литературы: Давайте обратимся к роману И. Тургенева “Отцы и дети”.
II. Анализ художественного материала: (слайд 3)
Преподаватель литературы:
- Расскажите о жизни Одинцовой до встречи с Базаровым (отец Анны Сергеевны Одинцовой, “известный аферист и игрок” Сергей Николаевич Локтев, умер, когда ей было 20 лет, а её сестре – 12. матери девочки лишились ещё раньше. Анна Сергеевна “уже примирилась с мыслью увязнуть в глуши”, но “её случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет 46 <…> влюбился и предложил руку”. Они прожили вместе 6 лет, и, умирая, он оставил ей своё состояние. После смерти мужа Анна Сергеевна, несмотря на блестящее образование, полученное в Петербурге, вместе с сестрой поселилась в имении. Деревенский образ жизни полностью соответствовал её спокойному характеру).
- Как относится Базаров к женщинам до встречи с Одинцовой?
(До встречи с Одинцовой Базаров, - человек глубокого ума, ясных взглядов и сильной воли, - полагал, что любви не существует: “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”).
Преподаватель литературы: И вот Базаров на балу встречает женщину, которая перевернула весь его мир, все его взгляды, – Анну Сергеевну Одинцову.
Просмотр отрывка видеофильма: (слайд 4)
Преподаватель литературы: Анна Одинцова поражает героя. И, прежде всего, своей внешностью. Нас, как парикмахеров, интересует в первую очередь её прическа.
III. Инструменты для укладки волос – щипцы: (слайд 5)
Преподаватель технологии:
- Из каких элементов состоит причёска Анны Сергеевны?
- При помощи каких инструментов можно сделать такую причёску?
Преподаватель технологии: Обратите внимание на рабочие тетради по технологии, лежащие перед вами. Сегодня вы работаете в этих тетрадях. По ходу моего рассказа занесите в них сведения, которые будут необходимы нам для дальнейшей работы.
- Что такое укладка волос? (Укладка – это изменение структуры волоса на непродолжительное время, чаще всего от мытья до мытья)
(слайд 6)
Преподаватель технологии: Укладку можно выполнить на волосах любой длины. Для выполнения укладки используют: щипцы, бигуди, фен.
Преподаватель технологии:
(слайд 7) Многолетняя “эволюция” щипцов более чем впечатляет, ведь завивать волосы начали ещё в Древнем Египте. Делали это при помощи металлических стержней, разогревавшихся в приспособленных для этого жаровнях. Саму технику довели до совершенства уже в Древней Греции, превратив простые стержни-щипцы в специальный парикмахерский аксессуар – каламис.
Принято считать, что именно там появились и первые профессиональные парикмахеры, которых называли каламистрами.
(слайд 8) Несмотря на эти хорошо известные факты, широкое распространение щипцов всё же связывается с именем французского парикмахера Марселя, который фактически популяризовал укладку волос щипцами в Европе.
В настоящее время большое разнообразие средств для обработки волос, но щипцы по-прежнему остаются одним из необходимых инструментов парикмахера.
- Что такое укладка волос щипцами? (Это искусство придания прямым или кудрявым волосам формы волн или локонов)
(слайд 8) Современные щипцы значительно отличаются от щипцов, которые были известны парикмахерам в начале 20 в., не говоря уже о веке 19. в прошлом щипцы были исключительно тепловыми, то есть разогревались до необходимой температуры в специальных приспособлениях. Что же касается щипцов, представленных сегодня (производителями, на рынке), то абсолютно все они относятся к электрическим, то есть работают от сети.
(слайд 9)
Различают 2 вида щипцов:
- с внешним нагревом (относятся щипцы Марселя),
- с внутренним нагревом (электрощипцы).
(слайд 10)
Щипцы состоят из:
- валика с ручкой,
- желобка с ручкой,
- скрепляющего их штифта.
Электрические щипцы применяются для создания локонов и различаются между собой диаметром. Диаметр может быть от 1 до 5 см от чего и зависит размер завитка: - маленькие; - средние; - крупные.
(слайд 11)
В настоящее время существуют электрические щипцы различной формы, например, спиральные щипцы, которые снабжены металлической спиралью, огибающей стержень щипцов, что не позволяет локонам спутаться; щипцы-выпрямители с плоскими пластинами, которые позволяют выпрямлять вьющиеся волосы. Именно поэтому щипцы-выпрямители также часто называют “утюгами для волос”; щипцы-гофре, которые позволяют создавать на волосах множество узоров разной чёткости и резкости – они могут быть как плавными, так и рублеными.
Преподаватель технологии:
- Как вы думаете, при помощи каких щипцов выполнена причёска героини?
IV. Анализ художественного материала: (слайд 12)
Преподаватель литературы:
- Как развиваются отношения Базарова и Одинцовой?
- Какие изменения произошли в Базарове после встречи с Одинцовой?
- Чем объясняет Базаров своё желание видеть Одинцову всё чаще? (Интерес к общению с умной и красивой женщиной: “у неё такие плечи, каких я не видывал давно”, “этакое богатое тело”, “баба с мозгом”)
- А как ведёт себя Одинцова? (“Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала”. “…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…”)
- Как происходит объяснение Базарова и Одинцовой?
- Почему так мучительно даётся Базарову признание в любви? (Внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви приводят к конфликту с самим собой)
- Чем объясняется поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви?
- Выдерживают ли принципы Базарова испытание жизнью?
Просмотр отрывка видеофильма: (слайд 13)
Преподаватель литературы: Во время объяснения Анна Сергеевна проста и строга. Это подчёркивается и поведением, и одеждой, и причёской.
V. Инструменты для укладки волос – бигуди: (слайд 14)
Преподаватель технологии:
- Из каких элементов состоит эта причёска Анны Сергеевны?
- При помощи каких инструментов, кроме щипцов, можно выполнить подобную причёску? (Бигуди, фен)
Преподаватель технологии: Напоминаю, что вы сегодня работаете в рабочих тетрадях. Не забывайте заполнять их.
Преподаватель технологии: В парикмахерских используют 4 типа бигуди:
(слайд 15) Металлические бигуди с планкой и резинкой создают очень крутой завиток, оставляют заломы на волосах от резинки и потому применяются только для повседневной укладки.
(слайд 15) С помощью металлических бигуди без планки, с резинкой или шпилькой также получается крутой завиток, но если они не имеют резинки, то не оставляют заломов. Применяются как для повседневной, так и для вечерней укладок.
(слайд 16) Пластмассовые бигуди с шипами, или “ёжики”, позволяют сделать мягкий завиток, имитирующий укладку феном. Применяются как для повседневной, вечерней, так и для модельной укладок. Дают возможность накручивать волосы с оттяжкой для получения завитка разной упругости.
(слайд 16) Видоизменённые бигуди очень разнообразны. Например: бигуди “на липучках” удерживаются на волосах без зажимов, резинок и шпилек и применяются для повседневных и вечерних укладок; металлические бигуди имеют внутри ёршик из щетины дикого кабана, предназначенный для удержания волос, фиксируют кудри и поднимают волосы у корней; бигуди-бумеранги – гибкие резиновые бигуди предназначены для модных современных причёсок и химической завивки. Существуют также многие другие виды бигуди.
Преподаватель технологии:
- Как вы думаете, при помощи каких видов бигуди выполнена причёска героини?
VI. Выводы по уроку: (слайд 17)
Преподаватель литературы: сегодня на уроке мы рассмотрели историю любви Базарова к Анне Одинцовой, сделав акцент на внешности Одинцовой, используя ваши профессиональные знания. Ведь Базаров обратил внимание на Анну Сергеевну не только благодаря её поведению, но и внешнему облику и, конечно же, причёске, выполненной теми инструментами, которые вы сегодня изучили.
Мы увидели, что принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Внутреннее столкновение идеи и чувства любви приводят к конфликту с самим собой. История любви Базарова и Одинцовой позволяет показать характер главного героя в развитии: под влиянием сильного чувства меняются его взгляды на человеческую природу и вечные ценности.
Преподаватель технологии: сегодня на уроке мы познакомились с инструментами для укладки волос и не просто познакомились, но и на примере укладки героини романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Анны Одинцовой увидели, как эти инструменты можно применять.
Первичное закрепление изученного материала:
(слайд 17)
Преподаватель литературы: чтобы проверить, насколько вы усвоили сегодняшний материал, вам предстоит выполнить цифровой тест. Перед вами лежат листы с заданием по литературе и по технологии. Если по вашему мнению утверждение верно, поставьте в колонке для ответов 1, если не верно – 0.
Цифровой тест
Если утверждение верно, ставится цифра “1”, если нет – “0”.
- Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора – 1
- Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову – 1
- Любовь к Анне Одинцовой не изменила Базарова – 0
- В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей – 0
- События происходят в доме Одинцовой – 1
Преподаватель технологии: выполнили? Поменяйтесь теперь листочками. Сверяясь со слайдом, отметьте, какие ответы верны, а какие нет. И поставьте своему соседу оценки за урок по литературе и по технологии.
Самопроверка: (слайд 18, 19)
учащиеся меняются листами и, сверяясь со слайдом, определяют правильность ответов и выставляют оценки друг другу за урок.
Правильная комбинация - литература: 11001
Правильная комбинация - технология: 10110
Критерии оценивания:
5 правильных ответов – “5”
4 правильных ответа – “4”
3 правильных ответа – “3”
1-2 правильных ответа – “2”
Итоги урока. Домашнее задание: (слайд 20)
- литература – И.С. Тургенев роман “Отцы и дети”, гл. 20-25,
- технология – выучить теорию по конспекту.