Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей возникновения басни.
- Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков басни.
- Мотивировать учащихся для последующего знакомства с баснями И.А. Крылова.
Оборудование к уроку:
- Презентация в электронном виде « История басни» – Приложение 3.
- Раздаточные карточки
- Видеофильм «Дедушка Крылов»
- Портрет И.А.Крылова
Ход урока
1. Слово учителя.
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела…
Я даже не буду спрашивать, какой жанр представляют процитированные строки. Вы все ответите правильно – это басня. И сегодня мы начнём с вами говорить о хорошо знакомом. Но всё ли мы знаем о басне и что такое басня?
2. Работа в группе по карточке 1.
Задание: из предложенных стихотворных произведений выбрать басню, запишите признаки, по которым вы определили басню.
(Работа с карточкой вызывает у ребят интерес тем, что произведения написаны юными корреспондентами нашей школы)
Результат работы
Признаки басни:
- Басня может быть написана в стихотворной и прозаической форме.
- Героями басни чаще всего бывают животные, но могут и люди.
- В басне имеется вывод – мораль.
- Много крылатых выражений.
- Басня содержит аллегорию.
3. Работа с понятийным аппаратом.
Ребята, вы просто молодцы: вы правильно выбрали две басни и правильно определили её признаки. А теперь давайте вспомним определения, которые обязательно нужно знать при изучении басен. В словаре учебника найти определения, что такое басня, аллегория, мораль, афоризм.
4. История басни. От Эзопа до наших дней.
Вы без труда определили признаки басни, это говорит о том, что этот жанр вам хорошо известен, хотя история возникновения басни уходит в Древнюю Грецию. Просмотр презентации.
(Работа выполнена в электронном варианте. Презентация содержит информацию о возникновении басни, известных баснописцах: Эзопе, Лафонтене, Сумарокове, Хемницере, И.Дмитриеве, С.Михалкове, Л.Филатове)
Вывод: басня живёт.
Проблемный вопрос: почему басня живёт?
5. Работа в группе по карточке 2.
Задание: познакомиться с баснями Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.Крылова «Ворона и лисица». Сделать вывод о том, чей перевод удачен, на каком основании.
Результат работы:
Басня И.А.Крылова отличается простотой, доступностью, наполнена афоризмами.
6. Знакомство с И.А.Крыловым
На данном этапе можно использовать видеофильм «Дедушка Крылов» или прослушать рассказ ученика.
7. Итог урока.
Мы подошли с вами к выводу, что басни живут, значит, они актуальны. А вот, в чём актуальность басен, об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание:
– выразительное чтение и анализ басен по вопросам учебника
- 1 гр. «Ворона и лисица»
- 2 гр. «Свинья под дубом»
- 3 гр. « Волк на псарне»