С замечательной повестью Софьи Борисовны Радзиевской «Болотные робинзоны» мои пятиклассники познакомились после программных произведений Д.Дефо, В.Астафьева, Саши Черного, иллюстрирующих понятие «робинзонада». Чтобы увлечь ребят, я добавила к своему рассказу историю из студенческой юности о случайном знакомстве с дочерью писательницы в казанской городской библиотеке, о том, что книгу не просто найти. Вскоре несколько ребят приняли участие в конкурсе, организованном центральной библиотекой города, написав отзыв о прочитанной книге. Двое из них в шестом классе участвовали в подготовке социологического опроса «Книга и буктрейлер» в рамках предметной недели для пятиклассников. Именно эти ребята стали инициаторами создания рекламного фильма «Робинзонада Великой Отечественной» по повести Софьи Радзиевской.
Проведенный опрос подтвердил, что буктрейлер как проектный продукт привлекателен для многих подростков. Эта современная форма творчества предполагает работу команды, работу с компьютером.
Обрабатывая и анализируя источники, ребята поняли, что создателю рекламного фильма о книге лучше начинать с буктрейлера, построенного по повествовательному принципу, как большинство кинотрейлеров. Задача повествовательного буктрейлера – аналогично аннотации, через музыку и иллюстрации, познакомить читателя с основами сюжета, сохраняя элементы недосказанности и таинственности, чтобы после просмотра потенциальный читатель захотел узнать, с чего история начинается и чем заканчивается. Готовя сценарий-раскадровку, мы пользовались таблицей, включающей следующие рубрики: порядковый номер, текст, визуальный ряд, аудиоряд. Такая таблица удобна для записи материала и монтажа. В качестве видеоряда ребята подобрали в интернете иллюстрации к книге. Музыкальным фоном, передающим напряженность событий, стала музыка Эдуарда Артемьева «Ледяной поход». Сценарный текст буктрейлера в нашем случае был оформлен через субтитры.
Безусловно, в рамках урока невозможно создание рекламного фильма о книге. На уроке могут быть представлены элементы проектной деятельности как промежуточный отчет. Таким отчетом стал тестовый просмотр буктрейлера для написания отзыва. Чтобы создать текст отзыва, ребята опирались на правила убедительного отзыва, речевые клише. Также использовались разработанные ранее критерии для отзыва о буктрейлере:
1. Что отражает название буктрейлера.
2. Помогает ли музыкальный фон понять сюжет книги.
3. Соответствует ли текст видеоряду (видео и картинки).
4. Каковы запись звука, подбор видеоряда.
5. Как оформлены записи в видеоролике (грамотность, единообразие).
6. Есть ли титры в ролике.
7. Соблюдаются ли авторские права (указаны ссылки на материалы из интернета).
8. Соответствует ли продолжительность видеоролика (не более 3 минут).
9. Настраивает ли (захватывает ли) буктрейлер на прочтение книги.
Благодаря буктрейлеру «Робинзонада Великой Отечественной» появился еще один проектный продукт: буклет «Как создать буктрейлер». Такая инструкция, по мнению ее автора, сможет повысить интерес к чтению книг через активно развивающиеся визуальные жанры искусства, так как автор видеоролика должен хорошо знать содержание книги. Буктрейлер сегодня – это эффективный способ повышения интереса к чтению подростков.
В девятом классе при подготовке к сочинению-рассуждению мы с ребятами часто обращались к копилке аргументов. Отрадно, что девятиклассники, говоря о дружбе, доброте, смелости, мужестве, готовности прийти на помощь, вспоминали повесть Софьи Радзиевской.