"Открытая книга". Проектная работа по литературному чтению

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: проектная деятельность, литературное чтение


Выполнили:
учащиеся 4 класса

Руководитель:
Войтёнок Елена Валентиновна?
учитель начальных классов

Введение

В наши дни, когда всевозможные гаджеты окружают нас повсеместно, книга отошла уже даже не на второй, а на третий план. Уходит необходимость  посещать библиотеку в поисках литературы, ведь теперь можно за один клик найти нужную информацию в интернете. Чтение книг заменено множеством других более интересных, по мнению школьников, занятий. Изучение литературы сужено до рамок школьной программы. Как следствие этого: обеднённый словарный запас, низкая скорость чтения, трудности при изложении своих мыслей и т.д.

Как привлечь внимание школьников к печатному слову? Для этого чтение должно стать мотивированным. Так появилась идея создать аудиокнигу.

Выбор пал на произведения карельских писателей. Мы - жители этого северного края, но с произведениями земляков мало знакомы.

Это должна была стать книга - подарок для учащихся других школ. А для этого необходимо правильно и выразительно читать. Это невозможно без осознанного чтения.

Цель: создание аудиокниги в помощь педагогам  для ознакомления детей с творчеством карельских писателей.

Задачи:

  • повысить интерес к художественной литературе;
  • познакомить с творчеством карельских писателей;
  • учить правильному, выразительному чтению;
  • развивать у школьников воображение;

Список литературы

  1. Большими шагами: рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Елена Пиетиляйнен; I худож. Владимир Лукконен I. - Петрозаводск: I ил.I 2011.-32 с.: ил.
  2. Счастливый случай: рассказы / Елена Пиетеляйнен. - Петрозаводск: Verso, 2014.- 43 с.: ил. I худож. Анастасия ТрифановаI
  3. Как добраться до Антарктиды?

1. Подготовительный этап

1.1 Для чего нужна аудиокнига

Школьники выделили следующие преимущества:

  1. Для знакомства с произведением не нужно хорошее освещение;
  2. Для прослушивания можно использовать: компьютер, плейер, телефон;
  3. Можно прослушивать произведение и заниматься другими делами: гулять, прибираться или ехать в автомобиле и т.д.
  4. Не нужно носить с собой тяжёлые книги;
  5. Слушая аудио книгу, тратишь меньше времени, чем при чтении обычной книги;

Кроме того, учащиеся пришли к выводу, что такая книга может помочь людям с ограниченными возможностями здоровья.

1.2 Мотивация

В сети интернета можно встретить множество аудио книг. Но часть из них можно скачать только оплатив определённую сумму, а среди других не всегда можешь встретить нужную книгу.

А что, если мы сами сделаем такую необычную книгу? Книгу, которая  будет звучать! Для этого нам предстоит сделать голосовую запись.

1.3 Составляем план работы

1. Выбор автора и произведений.

2. Распределение ролей.

3. Учимся выразительному чтению, как «настоящий артист». Помним, что голос должен «рисовать картинку».

4. Создание аудио записей.

5. Формирование книги. Используем программу PowerPoint.

6. Презентация.

7. Дарим книгу детям.

2. Основной этап

2.1 Выбор автора и произведений

На уроках по учебному предмету «Край, в котором я живу» мы знакомились с карельскими писателями и поэтами.

Кроме программных, дети читали произведения и других авторов. Нам очень понравились книги Елены Пиетиляйнен. В них собраны рассказы для детей и про детей. Как писала автор: « Герои этой книжки живут рядом с вами - в вашем городе или посёлке, в соседнем дворе или на другой улице…. Пусть эта книжка поможет вам открыть истины…» А что может быть интереснее, чем произведение о сверстниках?

В книгах мы увидели яркие живые иллюстрации. Мы решили, что они должны сопровождать нашу аудиокнигу.

C помощью программы Microsoft PowerPoint мы решили создать презентацию. Отсканировать иллюстрации к рассказам из книг и вставить их и  аудиофайлы с нашими рассказами.

2.2 Работа над текстом

В ходе беседы школьники выделили характеристики для чтения вслух: выразительное, правильное, громкое, то, которое «рисует картинки».

Выбрали три произведения: «Утка-артистка», «Шутка», «Кто кому нужен…»

Были распределены роли и теперь перед учениками стояла задача: самостоятельно подготовить выразительное чтение. Тренировались дома, читая родителям, после уроков собирали рассказ.

2.3 Запись

После тренировок пришло время записи.

В нашем учебном кабинете было всё необходимое оборудование: ноутбук (для создания презентации и записи голоса), микрофон.

Начали с того, что записали рассказы, которые озвучил сам педагог.

Следующий шаг: запись рассказов по ролям, которые должны были озвучить сами школьники. Это была нелегкая работа.

Сначала записали свои голоса. Некоторые удивлены, услышав свою речь в записи. Выяснили, что произносить слова надо достаточно громко, не быстро (иначе «проглатываются» окончания), делать интонационные паузы.

Читать рассказ старались без запинок и ошибок, иначе приходилось прерывать запись и начинать заново. Некоторые команды прошли этап записи лишь с десятой попытки. После записи прослушиваем, обсуждаем, насколько удалось передать настроение произведения и характер героев.

3. Итоговый этап

3.1 Создание презентации

Самый трудный этап работы позади. Осталось собрать книгу

Думали над названием. Из предложенных вариантов выбрали: «Ребята с нашего двора».

Отсканировали иллюстрации из книг к отобранным рассказам.

Каждому рассказу- своя страница. Указали чтецов. Добавили аудиофайлы с рассказами, иллюстрацию.

3.2 Презентация проекта

1. На классном часе представили аудиокнигу одноклассникам (не все смогли поучаствовать в создании) и учащимся из параллельного класса. Волновались,  но, как оказалось, зря. Работа понравилась ребятам.

2. Представили аудиокнигу автору произведений Е.Е.Пиетиляйнен. Елена Евгеньевна оставила положительный отзыв. И пожелала дальнейших успехов.
3. Следующей ступенью стала презентация нашей работы учителям Кондопожского района.

4. Заключение

Создавать аудио книгу оказалось очень увлекательно. Теперь уже всем захотелось стать участниками. А это значит, что мы ставим  перед собой новые задачи, которые осуществим в конце учебного года: создать аудиокнигу со стихами карельских поэтов. Кто это будет? Ребята выберут сами. А сейчас они уже подбирают произведения, чтобы представить классу.