Цели:
1) образовательная – осмысление роли творчества писателя в литературном процессе и его влияние на духовное возрождение Родины;
2) развивающая – развитие познавательной активности и совершенствование навыков исследовательской деятельности;
3) воспитательная – воспитание патриотизма, уважения и почитания традиций духовной культуры.
Оборудование: мультимедиа, видеоаппаратура.
Ход занятия
1. Сообщение цели занятия.
2. Осмысление темы.
– Наше первое занятие мы начали с осмысления темы исследования. Что же включает в себя понятие памяти?
– Память – это способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить, сознанье о былом. (В.Даль) Ученый Дмитрий Лихачев : “Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, “накоплений” культуры. Хранить память, беречь память– это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками, память – это наше богатство”. Философ Василий Осипович Ключевский утверждал: “Изучая предков, узнаем самих себя…как и для чего живем, как и зачем пришли в мир, как и к чему должны стремиться”.
– Что же мы понимаем под духовной культурой?
– Духовная культура соотносится с православной верой, культурными традициями своего народа.
3. Обобщение и систематизация собранного и исследованного материала.
– Какие проблемные вопросы возникали в процессе работы над темой исследования?
– Как влиял В.А.Солоухин на возрождение национальной культуры? В чем причины трагедии русской эмиграции в годы становления Советской власти? В чем причины трагедии русской деревни? Что является главной причиной экологической катастрофы, по мнению автора?
– Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации. Какие проблемные ситуации возникали в процессе исследования творчества писателя?
– Проблемная ситуация возникала в рамках чтения и анализа эпизода художественного произведения.
Например, читая эпизоды из повести “Владимирские проселки”, посвященные истории Георгиевского собора в городе Юрьев-Польском, построенном Юрием Долгоруким, Глотовской церкви; истории Храма Христа Спасителя из книги “Письма из русского музея”, мемориальным комплексам Званки, Аксаково, Шахматово из книги “Время собирать камни”, Волосовскому монастырю – “Черные доски”, я заинтересовалась их судьбой сегодня. Исследуя проблемную ситуацию, мне приходилось использовать Интернет-ресурсы, совершить экскурсию по достопримечательным местам.
Просмотр мультимедийной презентации “Тема исторической памяти в творчестве В.А.Солоухина”
– Проблемная ситуация возникала при чтении романа-эссе “Чаша”, документальной повести “При свете дня”, отдельные эпизоды которых необходимо было соотнести с композицией всего произведения, включив его в картину общей эволюции писателя. (Зачитать написанное эссе по произведениям, сопровождая показом слайдов по мультимедийной презентации, использовать выход в Интернет с целью нахождения перенесенной могилы писателя Ивана Шмелева из-под Парижа в Москву.)
– В процессе работы над повестью “Смех за левым плечом” возникала проблемная ситуация, раскрывающая связь писателя с эпохой, литературным процессом в целом.
– В современной литературе трагедия русской деревни, тема памяти раскрывается в творчестве не менее ярких писателей: В.П.Распутина , В.Абрамова, В.Белова и других. Валентин Распутин писал: “Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”. Как тут не вспомнить главную героиню его повести Дарью, которая прощается со своей избой перед затоплением деревни в связи со строительством Красноярской ГЭС. Василий Белов считал: “ В не памяти, вне традиций истории и культуры нет. Память формирует духовную крепость человека”. Продолжая и развивая тему, Солоухин вносит свое видение проблемы.
4. Постановка нового проблемного вопроса и разрешения проблемной ситуации на этапе обобщения.
– В работе над творчеством В.А.Солоухина ты успешно использовала метод исторических проекций, исследуя, что было и как стало. С помощью этого метода нам предстоит выявить, как менялось мировоззрение автора в зависимости от времени. Упрек разрушению и защита русской культуры, памяти как голоса совести слышатся в творчестве Солоухина, начиная с первых и завершая последними произведениями. Меняется ли позиция автора? Какая же проблемная ситуация возникает на этапе обобщения?
– Выявить, как изменяется восприятие Родины в творчестве В.А.Солоухина, следовательно, и мировоззрение писателя.
– Вспомним, как называли писателя, когда вышла в свет его книга “Владимирские проселки”?
– Певцом родного края, потому что наряду с проблемой защиты памятников архитектуры, он, действительно, воспевал неброскую красоту родной природы, простого человека – труженика.
– Каким же предстает он на страницах произведений “Чаша”, “При свете дня”?
– Солоухин считает, что революция, гражданская война, последующие годы строительства новой жизни при Советской власти нанесли непоправимый урон русской культуре, уничтожив духовенство, лучший цвет русской интеллигенции, крестьянство. Он считает Ленина и его соратников главными виновниками народных бед. Нетерпимый ко всякому роду насилия, жестокости, лжи, фальши, ярый сторонник монархизма, он предстает перед нами истинным патриотом Родины, радеющим за ее процветание. (Зачитать из книги “Чаша” стр.222.)
– К числу лучших произведений многие читатели, критики, литературоведы относят книгу “Смех за левым плечом”. Она как бы завершает трилогию автора “Владимирские поселки”, посвященные Владимирской земле, “Капля росы”– селу. Эта же повесть посвящена семье, дому. С одной стороны – сужение художественного пространства, с другой – выход на широкое, общественно значимое обобщение. “Мы в ловушке дьявола и движемся по дьявольскому пути. Надежда только на то, что, катясь по наклонной плоскости и докатившись до самой пропасти и уже заглянув в нее, человечество, возможно, сумеет отпрянуть в последний момент назад, судорожно отползти, цепляясь за траву, и тогда начнется реакция. То есть движение назад, а, в сущности – вперед и вверх”. (стр.4) Поэтому не случайно в произведении тесно переплетаются многие проблемы: семейные, экологические, политические, нравственные, духовные.
Счастливой порой детства Солоухин считает доколхозную деревню. Радость крестьянского совместного труда, уроки матери. “Ты думаешь Бог-то где?. Только на небе?...”(стр.30).
– В чем же трагедия народа?
– Трагедия народа – в отлучении от веры, сбрасывании колоколов. (Стр. 44.)
– Автор, споря со своим мнимым оппонентом, убеждает в пагубном воздействии прогресса на духовное состояние общества, экологию: “Как рыба создана жить в воде, а птица создана летать, так человек создан жить среди природы”.
“ Вместо того, чтобы жить несуетливой, размеренной, в ритме календарного года жизнью, есть простую, но здоровую пищу, пить светлую вкусную воду, дышать чистым воздухом, пользоваться огнем от сгорающего дерева, ежедневно физически трудиться (но не подневольным трудом), удовлетворяться тишиной и миром домашнего очага, находиться в постоянном контакте с землей и небом, с природой… Нет, я не говорю, что был такой вот золотой век, полная благодать и все были счастливы. Но если бы человечество через все людские беды и неурядицы стремилось к такому образу жизни и заметно приближалось к нему, если бы при этом развивались и обогащались духовные способности человека, то это был бы, конечно, истинный прогресс. А теперь… Сигарный дым вместо свежего воздуха или дым городов, работа в шумных цехах, повсеместный алкоголь и наркотики, повсеместный распад семей, сложные коктейли вместо чистой воды, кошмар телевизора, дикие искусственные скорости, постоянная спешка, гонка, нервы, а отсюда – болезни и болезни”.
– Как это произведение расширило твое представление об авторе? Что изменилось в его мировоззрении?
5. Выводы.
– В.А.Солоухин от воспевания советской действительности доходит до непримиримого отношения к цивилизации современного мира, утверждения монархической формы правления, возрождения православной веры, способной противостоять всем разрушительным тенденциям современности и вывести государство из “ловушки дьявола”. Эта открыто выраженная позиция писателя-гражданина должна быть услышана нами, ведь именно он отстоял землю Владимирскую, а скорее собинскую от полигона для захоронения промышленных отходов, вывезенных из Франции.
Просмотр фрагмента видеофильма “Выступление В.А.Солоухина на митинге и суде”.
Заслуга Солоухина в том, что своим творчеством он пробуждает национальное самосознание русского народа, его историческую память, способствует возрождению духовной культуры, напоминает нам всем, живущим сегодня, что помнить традиции своего народа, сохранять и приумножать их – сохранять себя как народ, нацию.
В наше время, когда утрачиваются общечеловеческие ценности, традиции православной культуры, царит бездуховность, скудеет русская душа, произведения Солоухина помогут найти путь к возрождению, ощутить связь своей малой родины с жизнью всей страны и испытать чувство гордости за ее культурное наследие.
– Как изменилась твоя читательская реакция на произведения В.А.Солоухина в процессе работы над темой исследования?
– Моя первая эмоциональная реакция сменилась более глубоким осознанием автора как творца произведения. В процессе решения проблемы я постигала художественное своеобразие его творений, особенности индивидуального стиля.