Цели урока: раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма.
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Слово учителя.
Изображение войны 1812 г. в романе "Война и мир".
II. Сообщение учащихся о героях Отечественной войны 1812 года.
Всмотритесь в эти лица.
Что объединяет их?
III. Беседа.
- Почему писатель значительную часть событий Бородинского боя показывает глазами Пьера Безухова, штатского человека?
- Как вы понимаете слова солдата: "Всем народам навалиться хотят"?
- Какие чувства испытывает Пьер, оказавшись на поле боя?
- Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев в Бородинском сражении?
- Почему князь Андрей накануне сражения подводит итоги своей жизни?
- Какие чувства испытывает П. Безухов, находясь на батарее Раевского?
- Как отнеслись солдаты к его появлению?
- Кого из солдат вы запомнили ? Как Толстой раскрывает истинный патриотизм артиллеристов батареи Раевского?
Рассмотрите картину Рубо "Бородинская битва".
- Ваше мнение об этом полотне?
- Каким увидел художник это сражение?
- Какой смысл вкладывает Л.Н. Толстой в слова о нравственной победе русского войска (гл. 39, ч. 3, т. 3)?
Рассмотрим картины Верещагина, посвященные Бородинской битве.
- Совпадают ли описание у писателя и художника?
- Каким вы видите Кутузова во время сражения?
- Почему писатель отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
- Как относятся к Наполеону князь Андрей и П. Безухов в начале романа?
- Почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
- Легко ли дается Кутузову решение о сдаче Москвы?
- Каким вы увидели полководца во время совета в Филях?
Рассмотрим картину Верещагина "Наполеон на Поклонной горе".
- Как вы считаете, о чем он думает?
А вот Наполеон на картине Верещагина "В покоренной Москве".
- О чем он думает теперь?
А вот перед вами картины Верещагина "Маршал Даву в Чудовом монастыре" и "В Успенском соборе".
- Какие чувства вы испытываете к французам, глядя на пожар Москвы?
- А что испытывает художник Верещагин? (картина Верещагина "Пожар Замоскворечья")
- Каким вы увидели в романе "самого полезного человека" в отряде Денисова?
- Похож герой картины Верещагина "Не замай! Дай подойти!" на Тихона Щербатого?
Прототипом Денисова в романе "Война и мир" является Денис Давыдов.
IV. Сообщение ученика о Д. Давыдове.
V. Беседа.
Всмотритесь в портрет Д. Давыдова.
- Ваше мнение об историческом герое и герое романа.
- Какова роль партизанских отрядов в общей победе русских?
- Почему партизанская война названа писателем "дубиной народной войны"?
- Почему войну России с Францией в 1812 году называют Отечественной войной?
- Какой памятник победителям был построен в Москве ? ( Храм Христа спасителя)
VI. Заключительное слово.
Философия войны.
VII. Задание на дом.
Образы Кутузова и Наполеона.
VIII. Итоги.