Открытый урок "Глоток зеленого шартреза…" Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством поэта.
  • Пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать ее многогранность.
  • Выявить эстетическое воздействие поэзии Гумилева.

Предлагаемый урок – музыкальная композиция с элементами поисковой игры.

Виды работ на уроке:
Запись фактов биографии поэта и отрывков стихов, заинтересовавших учащихся.

Эпиграф:

1. "Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен"
.
(Н.Гумилев)

2. "Как упоительны, мелодичны и экзотичны стихи Гумилева, каждое слово - жемчужина."
(И.Анненский)

Ход урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока. Она звучит несколько экзотично: "Глоток зеленого шартреза...". Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева.

Цель урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством поэта.
  • Пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать ее многогранность.
  • Выявить эстетическое воздействие поэзии Гумилева.

Предлагаемый урок – музыкальная композиция с элементами поисковой игры.

Виды работ на уроке: запись фактов биографии поэта и отрывков стихов, заинтересовавших учащихся.

Слово учителя (под легкую музыку):

Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий представитель блестящей плеяды поэтов русского "серебряного века" (первой четверти XX столетия), Николай Степанович Гумилев (1886-1921гг) многое успел за недолгую жизнь.

Он автор десяти поэтических сборников, а именно:"Путь конквистадоров" (1905);

"Романтические цветы" (1908); "Жемчуга" (1910); "Чужое небо" (1912); "Колчан" (1916);

"Костер" (1918); "Фарфоровый павильон" (1918); "Шатер" (1921); "Огненный столп" (1921);"К синей звезде" (1923) – (последние два сборника вышли уже после смерти Гумилева).

Каждый из сборников стал заметным событием в литературной жизни России. Гумилев также пробовал свои силы в драматургии, прозе, литературной критике, эссе.

“Темно-зеленая, чуть тронутая позолотой книга, прочитывается быстро (показывая книгу). Вы выпиваете ее как глоток зеленого шартреза. Зеленая книга оставляет впечатление чего-то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, и как-то невольно тянешься повторить этот сладкий зеленый глоток...", - говорит о сборнике Гумилева Иннокентий Федорович Анненский.

А сам Гумилев в одном из ранних стихотворений так отозвался о своих экзотических вкусах и пристрастиях:

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы...

Основной доминирующей чертой творчества Гумилева является экзотика.

Песня на стихи "Я и вы". Поет А.Саханов (Приложение1)

Вот он какой, лирический герой Гумилева, - самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Учитель:

Николаю Степановичу Гумилеву 15 апреля 2006 года исполнилось бы 120 лет. Но дело не в круглой дате, а в том, что, к счастью, в последнее время мы возвращаемся к истокам, и многие страницы истории приоткрываются перед нами, и мы узнаем истинную цену и человеческой сущности и настоящей поэзии. Вот таким настоящим поэтом и был Николай Гумилев.

Мы сегодня знакомимся с Гумилевым – поэтом, Гумилевым – человеком, именно знакомимся, делаем первый шаг...

Для того, чтобы узнать поэта по-настоящему, нужно прочитать – и не один раз – все его стихотворения все его книги.

А самое главное – нужно любить этого поэта, быть его со-беседником, со-мыслителем, со-чувствователем. И, возможно, сегодня свершится чудо: кто-нибудь из вас, сделав шаг к пониманию, найдет своего поэта, друга, спутника на всю жизнь...

И, желая вызвать особый интерес к уникальной личности Гумилева, мы используем элементы поисковой игры. Перед вами возникнут штрихи из жизни читателя-романтика, поэта, путешественника, авантюриста, воина, влюбленного поэта.

Ваша задача – увидеть живое лицо конкретного человека за каждым рассказом.

Все наши рассказы начинаются с детства...

* * * ЧИТАТЕЛЬ-РОМАНТИК * * *

1 ученик:

Николай Гумилев родился в Кронштадте в 1886 году в семье морского врача, в бурную штормовую ночь, и по семейным рассказам, старая няня предсказала: "У Колечки будет бурная жизнь". Ее слова оказались пророческими. Детство (Приложение2)

2 ученик:

Отец Гумилева рано вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Читать Гумилев выучился пяти лет, и уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей, потом друзей и просто знакомых. Родителям пришлось договориться с букинистами. С тех пор его комната стала наполняться книгами, книгами, книгами...

Чтение стало любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе. Приложение3

* * * ПОЭТ * * *

Ученик:

Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано. А впервые в печати его стихи появились в газете "Тифлисский листок" в Тифлисе, куда семья переселилась в 1990 году.

Через три года Гумилев возвращается в Царское село и поступает в 7 класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог Иннокентий Федорович Анненский. (Портреты Гумилева и Анненского).

Он оказал большое влияние на своего ученика. Гумилев рано осознал себя поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью.

В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".

/Конквистадор – это испанское – завоеватель – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в XV-XVI веках/.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Учитель:

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам". Он готов к смерти ("Я с нею биться буду до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую").

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Кука, Лаперуза, Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе "Капитаны". Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свежий ветер настоящего искусства наполняет паруса капитанов, безусловно связан с романтической традицией Киплинга и Стивенсона.

Песня на слова Гумилева, поет А.Саханов. Капитаны (Приложение4)

* * ПУТЕШЕСТВЕННИК * * *

Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистрибимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников.

Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

В 1906 году, окончив гимназию, Гумилев совершает свое первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, слушает лекции по французской литературе, изучает живопись и издает три номера журнала "Сириус", где печатает свои стихи, а также стихи царскосельской поэтессы Анны Горенко, будущей знаменитой Анны Ахматовой, которая стала вскоре его женой.

В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева "Романтические цветы". Требовательный Валерий Брюсов, сурово оценивший первый сборник, в поэтической рецензии на "Романтические цветы" указал на перспективу пути молодого автора.

"Может быть, продолжая работать столь упорно, он сможет пойти намного дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности нами не подозреваемые", - писал Брюсов.

Находясь во Франции, Гумилев часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам... затем – Италия, древние города, названия которых звучат, как музыка: Болонья, Флоренция, родина гениев; легендарный Рим.

Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. Африканский континент стал для Гумилева особенным континентом, а его африканские впечатления сложились в "Африканский дневник".

1 ученик:

Из "Африканского дневника":

"Я побывал в Африке три раза, и в общей сложности, провел в этой стране почти два года. Я прожил три месяца в Хараре, я бывал у раса Тафари, некогда губернатора этого города. Я жил также четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абеба, где познакомился со многими министрами и вождями и был представлен ко двору бывшего императора российским поверенным в делах в Абиссинии. Свое последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академией наук... У меня есть мечта, живучая при всей трудности ее выполнения: пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена".

Учитель:

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся с канатом через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой... Вот лишь одно из его приключений.

2 ученик:

Из воспоминаний А.С.Сверчковой, родственницы Гумилева:

"В пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Н.С. заинтересовался и повел караван к жилищу пророка... Гуссейн принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им все осмотреть... Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов и костей. Как ни отговаривал дядю племянник, он все-таки решил сделать опыт — пролезть между камнями... Все кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал еще какой-нибудь опыт".

Вступление (Приложение5)

Учитель:

Кроме Африки, Николай Гумилев был в Абиссинии, Судане, Египте и других странах. Интерес к Востоку не был данью моде того времени. Романтик, поэт, исследователь, Гумилев проникся искренней любовью к дальнему континенту. Не только поиском приключений занят он в своих путешествиях, но и собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племен, он записывает песни, легенды, сказания... Гумилев первым перевел вавилонский "Гальгамеш".

Коллекция Гумилева в этнографическом музее Академии Наук уступала лишь собранию Миклухо-Маклая.

Ученик:

В детстве Гумилев организовал в гимназии тайное общество, где был известен под именем Брамы-Тамы. В здании гимназии, в людской, заброшенном леднике, пустом подвале устраивались собрания членов общества при свечах, в самой конспиративной обстановке. Мальчики были помешаны на тайных ходах, подземельях, заговорах, искали клады, разочаровывались и увлекались. Предводителю общества полагалось быть "кровожадным", и юный Гумилев откусил голову живому карасю, но от подобных "испытаний" он отказался раз и навсегда...

Он все время искушал судьбу...

Ирина Одоевцева, знакомая Гумилева вспоминает: "Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал: Я бельгийский ему подарил пистолет И портрет моего государя.

По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей.

Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвёл зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов.

Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали.

Всем стало ясно: он победил. Так ему здесь ещё никогда не аплодировали".

Сценка (Приложение6)

Гумилев любил искушать судьбу: ездил на необъезженных лошадях, участвовал в кровавых дуэлях..., играл в прятки со смертью...

Песня на слова Гумилева, поет В.Назаров (Приложение7)

* * * ПОЭТ * * *

Возвратясь в 1918 году из Парижа, Гумилев сближается с Вячеславом Ивановым, под руководством которого была создана "Академия стиха". Одним из инициаторов ее организации стал Н.Гумилев. А в основанном Маковским журнале "Апполон" Гумилев начинает печатать письма о русской поэзии. Затем выходит сборник его стихотворений "Шатер", а третья книга Гумилева "Жемчуга", изданная в 1910 году принесла ему широкую известность. Она была посвящена Валерию Брюсову, которого автор считал своим учителем.

Отмечая романтизм стихотворений, Брюсов писал: "Явно окреп и его стих, ученик Анненского, Иванова, Майкова и того поэта, которому посвящены "Жемчуга", Николай Гумилев медленно, но уверенно идет к настоящему мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно звучащими стихами".

А Вячеслав Иванов именно в "Жемчугах" увидел точки расхождения Гумилева с учителем Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. " Гумилев, - писал Иванов, - подчас хмелеет мечтой веселей и беспечней, нежели Брюсов, трезвый в своем успокоении" (Приложение8)

Характерно, что именно с освобождения от влияния Брюсова связан поиск своего места в русской поэзии начала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев.

(Портреты Блока и Гумилева).

Ученик:

Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма выявила глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникло созданное Гумилевым и Городецким новое литературное течение "акмеизм" (акме – вершина), предтечей которого стало литературное объединение "Цех поэтов". Акмеисты издавали небольшой журнал "Гиперборей". А Николай Гумилев стал одним из основоположников акмеизма.

Приложение9

Учитель: Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан", вышедшем в 1916 году. В "Колчане" начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как "Старая усадьба", раскрывается в вышедшем после революции сборнике "Костер". "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей" – строки, трогающие до слез, до сердечной боли...

Ученик:

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой "Отравленная туника".

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве "Всемирная литература". Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон".

А какие это были годы! 1918-1921... Русская интеллигенция буквально выживала в физическом смысле... Не было продуктов, не было дров, а морозы стояли лютые...

И в эти морозы, во время частых винтовочных выстрелов и грабежей он мечтал о далеком и жарком Китае, в который он так и не попал никогда...

Песня на слова Гумилева "Я верил, я думал...". Исполняет В.Назаров: Я верил, я думал...

(Приложение10)

* * * АРИСТОКРАТ. РОМАНТИЧЕСКИ-ВЛЮБЛЕННЫЙ ПОЭТ * * *

С детства Гумилев хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим. Он всегда был снобом и эстетом. В 14 лет прочитал "Портрет Дориана Грея" и вообразил себя лордом. Любимый писатель на этот период – ОскарУайльд, любимый герой литературы – Дон Жуан. И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого нельзя было назвать красавцем, был покорителем женских сердец. И каких сердец! В него были влюблены умнейшие из умнейших, прекраснейшие из прекрасных. И он постоянно был в кого-то влюблен, но отгорал быстро, как порох.

Хотя стихотворение "Сон" посвящено несчастной любви Гумилева к Елене Дмитриевой, в нем звучит сладостный восторг перед женщиной. Возлюбленная ведет "сердце к высоте", "рассыпая звезды и цветы". Но счастье лишь во сне, в бреду. А реально томление по недостижимому: "Вот стою перед дверью твоею, не дано мне иного пути, хоть и знаю, что не посмею никогда в эту дверь войти..."

Прозвучала песня "Сон" на слова Николая Гумилева в исполнении Сергея Малинина.

Учитель:

Говоря о Гумилеве, конечно же нельзя не упомянуть о его отношениях с замечательной поэтессой Серебряного века – Анной Ахматовой. Гумилев был страстно в нее влюблен. Эта любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадежная... (Приложение11)

Ученица:

Из воспоминаний Анны Горенко:

"Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему: "Дай мне развод". Он страшно побледнел... "Пожалуйста"... Не просил ни остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: "Ты выйдешь замуж? Ты любишь?" Я ответила: "Да". Наш сын разбирал перед нами игрушки, — мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал "Зачем ты все это выдумала?"

Учитель:

Мы сегодня много говорили о Гумилеве, человеке, поэте, путешественнике, романтике, романтическом влюбленном, воине, аристократе... в судьбе Поэта слились все эти такие разные жизни...

Анна Ахматова писала о Н.С.Гумилеве: "Глубоко трагическая личность. Гумилевых несколько. Другие не меняются – какими были, такими и остались... Выдумывают о нем многое. А в чем правда о нем? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно".

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался "сделать" и смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что"смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит", а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: "Меня не убьют, я еще нужен".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.

Гумилев был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы — за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но вот в журнале “Новый мир”, №12 1987 г., появилось сообщение юриста Г.А.Терехова, который изучал по долгу службы все материалы по делу Гумилева, находящиеся в архиве. По делу установлено, пишет Терехов, что преступление Гумилева заключалось в том, что он "не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался". Никаких обвинительных материалов в том деле, по которому он осужден, больше нет. Мотивы поведения Гумилева зафиксированы в протоколе его допроса: пытался его вовлечь в организацию его друг, с которым он учился и был на фронте. “Предрассудки, как вы называете это, дворянской офицерской чести не позволили мне пойти с доносом”, — заявил он

Гумилев очень мужественно встретил смерть. Перед расстрелом он был спокоен, курил папиросу, шутил... и только лицо было чуть бледным и пальцы, держащие папиросу, слегка дрожали... Так насильственно была прервана яркая, прекрасная жизнь...

Песня на слова Гумилева "Крест" в исполнении С.Малинина (Приложение12)

Учитель:

Имя Гумилева было на пять десятилетий выкорчевано из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже: молчали о нем. Но...

1 ученик:

Михаил Дудин, поэт, защитник Ленинграда в блокаду:

"Гумилев был нашим поэтом. Нам казалось, что в своих стихах он понимал нас... Oн был поэтом нашего солдатского братства".

2 ученик: Евгений Евтушенко:

"...его лучшие стихи ... будут повторять мальчишки новых поколений России и, став седыми, не забудут их, как не забывают детства".

У Гумилева, несмотря ни на что, всегда были, есть и будут читатели. И он знал это.

Учитель:

Вот таков он был, Николай Гумилев, умевший радоваться и страдать, умевший любить и знавший, что такое любовь. Николай Гумилев, чья судьба была и трагической и в то же время вместившей в себя все веяния этой суровой эпохи. Николай Гумилев – истинный поэт, гордость России...

Заключение:

На этом наше знакомство с Н.С.Гумилевым заканчивается. И я думаю, что чудо свершилось, и вас не оставили равнодушными жизнь, судьба и стихи Гумилева. Все работали хорошо и отлично, спасибо.

Д/з: Выучить наизусть понравившееся стихотворение Гумилева.