Литература
-
Народная мудрость в сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" 2019
Цель урока: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им. Задачи: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
-
Народная мудрость и мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2012
Идея урока – воспитание у учащихся доброты, ответственности, взаимопонимания на примере рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Урок проводился в системе перехода от начального звена к среднему по экспериментальной площадке Ш. Амоношвили.
-
Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Данный урок - урок обобщение материала, предназначен для 5-го класса с целью научить систематизировать материал, находить средства выразительности в тексте, высказывать свое мнение и подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Урок снабжен компьютерной презентацией, что позволяет в более доступной и наглядной форме представить обучающимся материал.
-
Народные обычаи в произведениях Гоголя 2010
Игра «Народные обычаи в произведениях Гоголя» знакомит учащихся 6-го класса с традициями украинской деревни, с предметами интерьера, особенностями национального костюма, легендами и поверьями. Ведущий Рудый Панько предлагает ответить на вопросы викторины, представить инсценировки и пропеть колядки.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
"Наставникам, хранящим юность нашу…". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас" 2007
Рассказ Юрия Бондарева "Простите нас!", соотнесённый с библейской и пушкинской нравственной традицией, поможет ученикам задуматься о памяти, совести, долге, благодарности, нравственных понятиях, без которых трудно считать себя человеком.
-
"Научи меня, Боже, любить…". Рассказ Л.Н. Толстого "Чем люди живы" 2011
Цели урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом, в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.
-
Научить человека быть человеком – главная задача преподавания русского языка и литературы в школе (из опыта работы) 2017
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины.
-
Научиться любить, делать добро 2012
После прочтения рассказа «Яшка-лось» используется такой метод, как эстетическая беседа. Цель: не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. После беседы дети представляют, что хорошо и плохо в отношении людей и тех, кого они приручили.
-
Научная статья на тему "Образы странников и их художественные функции в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" 2014
В пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" сопоставлять можно только два образа: образ Феклуши (драма "Гроза") и образ Луки (драма "На дне"). Оба героя олицетворяют общество в буквальном смысле этого слова: образ Феклуши показывает "процветание" ханжества в России, а образ Луки изображает читателю черты русского национального характера: неудовлетворенность жизнью, склонность к вечному поиску лучшего, потребность в свободе.
-
Научная статья по внеклассной работе по русской литературе. Лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб» 2018
Цель исследования: лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб». Наверное, нет такого писателя, у которого слово так естественно входило бы в порядок обыденной жизни. Наверное, поэтому в нём никак не могли узнать «ученого поэта, философа», полагая его то этнографом, то детским писателем. Я был он самой природой и достигал с ней такого единения, что казалось, что это он уже пишет, а через него говорят о своём звери и птицы, реки и муравьи, сосны и водопады, степи и ветры.
-
Научно-исследовательская работа "Астраханский поэт – Филатов Владимир Николаевич" 2017
В работе исследуется поэтическое творчество астраханского поэта Филатова Владимира Николаевича. Задачи исследования: выявление творчески одаренных людей родного края, знакомство с творчеством и биографией поэта-земляка, с многообразием тем, которые волнуют автора. Актуальность исследования: предлагается путь к изучению таких важных и волнующих тем, как: любовь к Родине, бережное отношение к природе, смысл бытия человека, любви.
-
Научно-исследовательская работа на тему "Сиротство в художественной литературе" 2007
Научно-исследовательская работа, посвященная проблемам сиротства в литературе и жизни.
-
Научно-исследовательская работа по литературе на тему "Я живу на четвёртом этаже" 2010
В ходе урока учащиеся узнают о жизни Гоголя после его переезда в Петербург.
-
Научно-исследовательский проект "Край ты мой, родимый край…" 2009
Фильм посвящён творчеству местных поэтов и писателей. В фильме использованы материалы краеведения, географии, истории, литературы, воспитывающие чувство патриотизма, любви к родной природе, гордости за своих земляков. Целью создания проекта послужило желание увековечить память о духовных учителях – поэтах, донести до каждого зрителя эти замечательные строки, помочь понять окружающую нас красоту, приобщить к прекрасному.
-
Научно-практическое заседание литературной гостиной 2011
Разработка итогового урока по теме «Сказки» в 5-м гимназическом классе в форме научно-практического заседания литературной гостиной. Материалы к уроку были подобраны учениками и откорректированы учителем. Урок вели пятиклассники.
-
Научно-проектная конференция по краеведению 2013
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края».
-
Национально-региональный компонент в системе обучения русскому языку и литературе. Внеклассное занятие с использованием ИКТ "Один день в музее" 2011
Предлагаемое внеклассное занятие окажется полезным в плане знакомства с известными людьми Мордовии; приобщит школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства и поэтического слова; разовьет навыки самостоятельного анализа произведения искусства; совершенствует навыки монологической речи; пробудит интерес к культуре родного края и в конечном счете воспитывает чувство патриотизма, любви к своей республике.
-
Национально-региональный компонент на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) 2020
Изучение литературы родного края – это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого, я считаю, изучить и пробудить чувство любви к своей «малой» родине, помочь учащимся открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, дать почувствовать, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю отцов, дедов и прадедов. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – литературой, культурным наследием своего края, своего народа.
-
Национальные особенности и характерные черты современного чувашского свободного стиха 2020
Современные чувашские поэты по-разному относятся к верлибру. Некоторые из них воспринимают его как истинная поэзия, другие же смотрят не него критически. Например, В.Эндип вкладывает в понятие верлибр такие особенности: следование модным течениям как элитарный модернизм и космополитизм, стирание границ между прозой и поэзией, хаотическую форму, сложность восприятия, скопление абстрактных метафор и так далее. По мнению поэта, свободный стих ведет поэзию к разрушению и отчуждению от народа.
-
Начало работы на неосвоенной школьной территории. (Поиски путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2003
Начало работы на неосвоенной школьной территории. (Поиски путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе). Что-то недопустимо неправильное происходит в нашей школе XXI века, если русский язык как учебный предмет становится проблемой в образовании детей-мигрантов. Очевидность происходящего в обычных школах Севера ясна всем. Изменить же ситуацию можно только на основе пакета правовых документов. А их нет! На свой страх и риск изо дня в день решаю эту проблему в своем многонациональном 7-м д классе (и небезуспешно!). Но я задыхаюсь от нехватки нужной информации.
-
"Начать с себя!" По рассказу А.Платонова "Юшка" (7-й класс) 2008
Урок "Начать с себя!" по рассказу А.Платонова "Юшка" заставляет задуматься об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Работа над данным рассказом подводит ребят к выводу: "Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя!"
-
Начинаем новую тему… 2009
Представленный материал представляет собой размышления учителя-словесника над тем, каким может быть начало изучения новой темы по литературе в старших классах, как могут вполне традиционные методы и приемы достигать главной цели – формировать читательскую культуру учащихся, приобщать их к гуманистическим идеалам великой русской литературы.
-
Наш любимый дедушка Корней 2011
Представлен сценарий урока по мотивам сказок Г.Х. Андерсена. Данный проект должен устранить имеющиеся противоречия и привлечь внимание общественности к проблеме успешности учебной деятельности.
-
"Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась" (по повести В.Распутина "Нежданно-негаданно") 2009
В повести В.Распутина разговор идет о гуманности в обществе, в нашем государстве. "Природа людей рождает братьями, и душа у всех одинакова". Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Гуманность - это прежде всего человечность, отзывчивость.
-
"Не в наши дни и не в нашем веке" (идейно-художественные особенности романа Д.Бойна "Мальчик в полосатой пижаме") 2015
Экономические и геополитические последствия современной социально-политической ситуации в мире будут проявляться еще многие десятилетия. Поэтому детская аудитория должна уже сегодня задумываться над вопросами своей истории и современности. Роман Д.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» с его уникальной логикой построения, с его идейно-художественными особенностями будет интересен и познавателен для учащихся 11-го класса, пытливо ищущих ответы на самые злободневные вопросы современности.
-
"Не забыть нам этих дней!" Конспект интегрированного урока литературы и истории в 9-м классе 2022
Цели урока: расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными фактами истории Великой Отечественной войны и героев этой войны, воспитывать уважение к защитникам Родины; формировать чувство сострадания к жертвам нацизма.
-
«Не забыть, что мы люди» (по рассказу В.П.Астафьева «Хвостик») 2023
Цель урока: формирование умения давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, делать сравнения; воспитывать чувства милосердия, сострадания, сопереживания.
-
Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс 2008
Урок для 10-го класса является попыткой разобраться в необходимости толерантных отношений между членами семьи и определить отношение учащихся к самоотверженности.
-
"Не зная прошлого — не построишь и будущего". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Знакомство восьмиклассников с памятником древнерусской литературы "Домострой" подготовит их к глубокому и осмысленному восприятию произведений русской классической литературы в 9–11-х классах (пьесы А.Н. Островского, произведения М.Горького и др.).