Литература
-
Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам 2020
Цели урока: проблемный анализ повести-очерка по главам; развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать уважение к русской истории и литературе.
-
"На волнах времени плывет душа – то в прошлое, то в будущее глянет" (о жизни и творчестве Л.В. Лапцуя) 2012
Цель мероприятия: познакомить учащихся со страницами биографии поэта; привить интерес к произведениям Л.В. Лапцуя; расширить кругозор учеников.
-
"На всех словах события печать" (путешествие мыслью) 2008
При изучении любого произведения важен конечный результат. Как же его добиться? Как заинтересовать учащихся? Как добиться того, чтобы они читали произведение и после звонка? Важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока, чтобы у него были любимые страницы, чтобы он открыл для себя что-то неожиданное. Данная разработка урока - это еще один путь освоения "уроков булгаковской судьбы", стремления познать свой внутренний мир и открыть его читателю.
-
На границе двух миров. А.С. Пушкин. Баллада "Песнь о вещем Олеге" 2013
Урок повторяет жанровые особенности баллады и летописи; сравнивает главных героев стихотворения; рассматривает, как в стихотворении отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира; расширяет кругозор учащихся и прививает интерес к литературе и истории.
-
«На несгорающем костре немыслимой любви…» Преломление темы любви в поэзии В.Маяковского 2021
Цели урока: дать представление о герое ранней лирики Маяковского; раскрыть своеобразие и трагическую противоречивость образа; способствовать формированию культуроведческой, литературоведческой, коммуникативной компетенций обучающихся; помочь преодолеть барьер неприятия поэта.
-
На подступах к роману "Евгений Онегин". Герои романа в иллюстрациях художников 2010
Урок помогает закрепить знания учащихся о романе "Евгений Онегин", познакомить детей с иллюстрациями к роману, некоторые из которых были нарисованы самим Пушкиным.
-
На посиделках 2012
Урок способствует расширению знаний учащихся о фольклоре и традициях русского народа; воспитывает чувство любви к родной земле, ее прошлому; развивает «актерские» способности учащихся.
-
На родине А.Т. Твардовского 2012
Занятие с целью рассказать о родине А.Т. Твардовского. Опираясь на факты биографии, определить тематику стихотворений поэта.
-
"На таких держится Мир?!" 2004
Урок - творческая лаборатория с использованием опорно-цитатного конспекта-рисунка как основы идейно-тематического осмысления сказки-были А. Платонова "Неизвестный цветок" (по учебно-методическому комплекту "Вокруг тебя - Мир…"). Отдельные аспекты опорно-схематического модуля: рисунок-схема, опорный конспект, кластер - в работе с текстом художественного произведения.
-
На уровне сердца. 9–10-й классы 2012
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Ю.Друниной. Совершенствование умения работать с критической, мемуарной и справочной литературой; воспитание внимательного отношения к художественному слову. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции и чувства патриотизма; развитие ораторских умений, восприятия художественного текста.
-
"На чём держится мир?" Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова "Чучело" (6-й класс) 2009
Урок позволяет раскрыть жизненные позиции героев повести В. Железникова "Чучело", выявить отношение учащихся к каждому из них; преподнести уроки достоинства и человечности; пробудить интерес к творчеству писателя.
-
"На ясный огонь" (Пушкинские мотивы в творчестве Б.Ш. Окуджавы). 9-й класс 2007
Творческое отношение к истории, былым эпохам, и по преимуществу к той из них, что связана с именем А.С. Пушкина, стало если не первым, то по крайней мере одним из основных мотивов в поэзии Б.Ш. Окуджавы.
-
"Наблюдая за чужим характером, исправляй свой" 2010
Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.С. Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации. Ценность урока раскрыта в самом названии.
-
"Навеки вместе с русским народом" 2008
В статье представлена инсценировка литературно-музыкальной композиции, посвященной к празднованию 450-летия присоединения Башкортостана к России. Учащимся прививается любовь к родному краю, дети много узнают об истории Башкортостана.
-
"Над лермонтовской строкой…". Час размышлений по стихотворению "Дума" М.Ю. Лермонтова в 9–11-х классах 2009
Урок разработан для учащихся 9-11-х классов к программе духовного воспитания учащихся средствами художественной литературы «Лучик».
-
"Над миром мы пройдем без шума и следа" (сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Монолог" и "Дума"). 10-й класс 2013
Учащиеся совершенствуют навыки исследования текста, воображение. Автор помогает ученикам увидеть и почувствовать не только сообразную сторону произведения, но и красоту слова. Цель урока: проследить эволюцию взглядов поэта на судьбу своего поколения.
-
Над страницами книги С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах". 5-й класс 2014
Цель статьи: представление материалов урока внеклассного чтения по книге С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах", который логически продолжает тему защиты Отечества, звучащую в таких произведениях, как "Бородино" М.Ю. Лермонтова" и в фрагменте из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" "Петя Ростов".
-
Надежды лучшие и голос благородный (отражение перипетий века в творческой перекличке Пушкина и Лермонтова) 2004
В основу статьи заложено размышление над текстом "Думы" М.Ю. Лермонтова, творчески реализовавшего наблюдения А.С.Пушкина над особенностями своего "жестокого века", спецификой философии поколения, перспективой развития родины. Автор статьи усматривает своего рода текстовый диалог великих русских поэтов, рассуждающих о насущных проблемах общества (каждый с позиций своего времени). Материал может быть использован учителем - словесником при закреплении изученного материала по лирике XIX века.
-
Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» 2018
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении творчества И.С.Тургенева. На уроке используется комплексный анализ текста, проходит групповая работа, анализируются репродукции картин известных русских художников. Учитель применяет видеоматериалы. Итогом урока является эссе.
-
Назначение поэзии и ее задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова 2007
Данный урок знакомит учащихся со взглядами А.А. Фета и Н.А. Некрасова на поэзию, выявляет их противоположные позиции по поводу назначения поэзии, в результате чего десятиклассники получают представление о двух противоборствующих направлениях в русской лирике XIX века.
-
Накануне Рождества (святочный рассказ на уроке развития речи). 5-й класс 2011
В основе урока, как и в изучаемом произведении, лежит прием контраста, что позволяет ребятам по-новому взглянуть на окружающий их мир. На уроке использован иллюстративный материал – повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», кадры мультфильма и кинофильма дают наиболее яркое представление об обычаях славянских народов, настолько они эмоциональны. Это урок развития речи. Он предполагает, прежде всего, работу со словом, поэтому использован фрагмент текста (эпизод) для анализа.
-
"Нам детство изувечила война" 2011
Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.
-
Нам дороги эти позабыть нельзя…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2014
Бывают события, которые быстро стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть даты, значение которых не только не уменьшается от времени - напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К ним относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Главной целью урока Мужества является воспитание настоящих патриотов, достойных граждан великой державы России, защитников Отечества.
-
"Нам дороги эти позабыть нельзя" 2009
Слово "армия" происходит от латинского слово "armo" - вооружаю. Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Цели предлагаемого урока - знакомство с биографией и творчеством поэтов, писавших стихотворения о войне; прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения; гордиться заслугами дедов и отцов; вызывать уважение к старшему поколению.
-
"Нам сердце исцелит любовь и верность". Урок литературы в 7-м классе по "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Урок-исследование в форме Ученого совета поможет учителям провести заключительный урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учащиеся выявляют приемы создания образов Петра и Февронии, раскрывают авторское отношение к героям.
-
Наполеон Бонапарт – исторический герой и литературный персонаж (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2011
На уроке анализируются приемы создания образа Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", ведется работа над созданием зрительного образа эпохи. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи.
-
Наполним музыкой сердца 2019
Цели и задачи: учить правильному, выразительному чтению вслух, осознанному чтению про себя; учить прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; учить анализировать литературное и музыкальное произведение; учить навыкам диалогической речи; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
-
Народ и война в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого 2009
Материал представляет определенную ценность для молодых педагогов, любителей русской словесности. В ходе урока применяются такие методические приемы, как рассказ преподавателя, сообщения учащихся, выразительное чтение текста произведения. При подготовке к уроку учащиеся пользуются различными источниками для получения информации, учатся обобщать факты и делать выводы. В ходе урока используется презентация, выполненная в Power Point.
-
Народная баллада "Ворон к ворону летит…" в переводе А.С. Пушкина 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с народной балладой, выявляют признаки баллады; используют навыки исследовательской работы.
-
Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Это урок применения навыков анализа текста, урок мысли и чувства, на котором учащиеся учатся работать как индивидуально, так и в группах. Урок учит детей внимательно относиться к слову, быть добрыми и милосердными. Задания к уроку предлагают творческий подход.