Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Нет ничего безвкуснее долго терпения и самоотверженности.
А.С.Пушкин

Ни сыну, ни жене, ни брату,
ни другу не давай воли над тобой при жизни твоей.
Библия

Цели:

Общие:

  • побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями членов семьи Мур из рассказа Л.Улицкой «Пиковая дама»;
  • активизировать учащихся, вызвав интерес к теме;

Частные: ответить на вопросы:

  • Что вы вкладываете в понятие «толерантные отношения в семье»?
  • Почему необходимы именно такие отношения в семье?
  • «Биофилы» и «некрофилы» и вопрос о счастье.

Структура урока:

 I Фаза: «Вызов интереса».

 II Фаза: «Осмысление» через погружение в текст.

 III Фаза: «Размышление».«Вывод».

Оформление урока:

  • Реквизит для инсценировки эпизода «Разговор на кухне».
  • Высказывания классиков и стихотворения: Ю.Друнина «Почему у одних жизнь прекрасна…», В.Корнилов « Не прячьте радостей…», А.Дементьев «Не замечаем, как проходят годы…».

Ход урока

I Фаза урока: «Вызов интереса».

1. Инсценировка эпизода «Разговор на кухне».

Учитель представляет действующие лица:
Мать – старуха 90 лет, которой всю жизнь «…нравилось хотеть и получать желаемое».
Анна Федоровна – ее дочь 60 лет, но разница в возрасте мало ощущается, профессор-офтальмолог.

Анна Федоровна. Фу ты, какой сон дурной приснился, будто бы сын, зажатый в ящике письменного стола, жалуется: «Мамочка, как же мне здесь плохо…» Просто наваждение какое-то. И сына-то у меня вовсе никакого нет. К чему бы это? (Смотрит на часы, ставит кофе.) Четыре утра, у меня целых два часа своего личного времени. Какое блаженство! Почитаю я, наконец-то, книгу.

Въезжает на инвалидной коляске Мур.

Мур. У тебя кофе. Я бы выпила чашечку шоколада.

Анна. Какао?

Мур. Почему какао? Это гадость какая-то, ваше какао. Неужели нельзя просто чашечку шоколада?

Анна. Кажется, шоколада нет.

Мур. Пошли Катю или Леночку. Как это, чтобы в доме не было шоколаду?

Анна (про себя). Раз, два, три, четыре…десять. (Вслух). Сейчас 4 часа утра… Есть же, господи, есть!

Мур. Так дай!

Анна Федоровна начинает соскребывать шоколад с конфет из коробки.

Мур. Дай мне, пожалуйста, просто молока, без всякого твоего шоколаду.

Анна (про себя). Раз, два, три, четыре… десять. (Вслух). Знаешь, Мур, последнее молоко ушло в этот шоколад.

Мур. Пусть Катя или Леночка сбегают.

Анна (про себя). Раз, два, три, четыре… десять. (Вслух). Сейчас половина пятого утра, магазин еще закрыт.

Мур. А стакан простой воды я могу получить в этом доме?

Анна. Конечно, конечно.(Наливает воду.)

Мур. Милочка, оставь ты эту воду. Присядь, присядь. Я вспомнила, тут, по телевизору фирма «Ореаль» рекомендовала крем, для сухой кожи. Так не забудь купить мне его.

2. Стихотворение Ю.Друниной читается подготовленным учеником, последнюю строфу читает учитель ( см. приложение).

3. Объявление темы и задач урока.

- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: «Природа людей рождает братьями и душа у всех одинакова». Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?

- Скажите, можно ли назвать отношения между матерью и дочкой нормальными?
Нет, так как нарушен в их семье закон толерантности.

- Поставим перед собой задачу – выяснить, что мешает самым близким, родным людям, членам одной семьи, наладить толерантные отношения. Тема нашего урока: «Не заменяй себя никем». Поговорим сегодня о толерантности в семье. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа Людмилы Улицкой «Пиковая дама» поможет нам.

II Фаза урока: «Погружение в тему. Осмысление».

1.Работа над понятием «толерантность».

- Что такое, по-вашему, толерантность?

Толерантностьот лат. Tolerantia – «терпение» –  отсутствие или ослабление реагирования на какой-нибудь неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

- Назовите черты толерантной личности.

Терпение. Умение владеть собой. Доверие. Чуткость. Способность к сопереживанию. Снисходительность. Расположенность к другим. Чувство юмора. Терпимость к различиям. Доброжелательность. Гуманизм. Умение слушать. Несклонность осуждать других. Альтруизм. Хорошее знание самого себя. Защищенность. Способность к эмпатии (сочувствию). Свобода от излишней чистоплотности, чересчур изысканных манер. Ориентация на себя в работе. Независимость и самостоятельность. Склонность винить себя. Ответственность .Готовность понять другого.

2. Аналитическая беседа по тексту.

1) Работа по персонажам.

- Кого из персонажей можно назвать в рассказе толерантным человеком? Почему?

Толерантным, терпимым человеком можно назвать Анну Федоровну:
- ей присуща огромная терпимость по отношению к капризам и прихотям матери;

- Анна Федоровна:

  • альтруист, т.к. живет исключительно ради детей, внуков и престарелой матери, во всем отказывая себе. она рада двум лишним часам свободного времени, образовавшемся от 4 до 6 часов утра. пока весь дом спит, у не есть возможность отвести это время лично для себя;
  • она умеет владеть собой: пржде чем ответить матери, Анна Федоровна заставляет себя досчитать до десяти и только после этого начинает говорить. Она всегда сдержанна и скромна;
  • во всем полагается только на себя. "Анна Федоровна извинялась, оправдывалась, иногда даже, опровергнув замечание, но всегда потом себя ругала";
  • она не могла на грубость и грязную лексику матери ответить тем же, т.к. была очень тактична, Анна Федоровна только ежилась и чувствовала себя неловко при очередном приступе истерики матери;
  • Анна Федоровна всегда была ответственной и гуманной, ее работа связана со здоровьем людей, и она переживала за здоровье своих клиентов.

- А кто из героев рассказа интолерантный человек?

Интолерантным человеком можно назвать Мур:

  • Мур была иждивенкой и потребительницей, жила за счет других: сначала на нее работала ее сестра, а когда та умерла, за ней стала смотреть ее дочь Анна, чью семью мать жестоко порушила;
  • в ней раздуто до небывалого чувство собственного превосходства, эгоизм. Мур воспринимает жизнь механически, будто все вокруг являются вещами, призванными только служить ей одной. ("Мур интересовалась событиями и людьми как декорацией собственной жизни и статистами ее пьесы", "Люди, оказавшие хоть какое-то сопротивление ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду...");
  • Мур предпочитает жить в упорядоченном авторитарном обществе со строгим режимом и установленным ею порядком. ("Утренний кофе шел с молоком, а послеобеденный полагался черным", "Завтрак, обед и ужин не относились к второстепенному. Еду следовало подавать в строго определенном часу. Полный прибор с подставкой для ножа, салфетка в кольце"); домой всем домочадцам необходимо было приходить строго к шести часм вечера;
  • Мур не способна к эмпатии, она никого, кроме себя, не любила. ("Она детей не выносила,... не делала скидок на возраст..."), ей доставляло удовольствие поёживание дочери, когда мать начинала переходить на площадную брань;
  • толерантный человек умеет владеть собой, а Мур устраивает истерики: в эпизоде, в котором Марек, бывший муж Анны Федоровны, так ненавистный ей раньше, сумел тактично и весьма деликатно отвести Мур в ее комнату, что у нее не нашлось аргументов возразить ему. Мы читаем: "Анна Федоровна, Катя и Леночка стояли в дверях наподобие живой картины, ожидая визга, вопля, битых чашек". И вообще, чашка в любой момент могла полететь в чью-нибудь физиономию - так она выражала свои отрицательные Эмоции;
  • Мур свойственно стремление осудить других. На протяжении всего рассказа она не раз подчеркивает свое превосходство, осуждая своих подруг, осмеивая соперниц.

3. Разбор художественных приемов, используемых автром, которые помогают читателю увидеть толерантные и интолерантные отношения в семье Мур.

- Какие отношения в семье автор выявляет использованием обращений?

Никто в доме не зовет Мур просто по-родственному, например, "мама" или "бабушка", даже внуки называют ее не иначе, как Мур. Это говорит о том, что она не пользуется любовью и никто не испытывает к ней родственных чувств. Она сама обращается к окружающим иронически и свысока, говоря всем "деточка", "дружочек", а по большей степени - на ты.

- Определение смысла названия рассказа (можно по индивидуальному заданию-сопоставлению с повестью А.С.Пушкина "Пиковая дама").

Пиковой дамой в рассказе называет главную героиню Марек, тем самым он подчеркивает ее прямое сходство с образом старухи из одноименной повести Пушкина. Пушкин пишет: "Графиня, конечно, не имела злой души; но была своенравна, ка женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы...". А про воспитанницу, живущую в ее доме, Пушкин пишет: "...Лизавета Ивановна была домашней мученицей". Нам хочется добавить: "Как и Анна Федоровна".

Эпиграф к пушкинской повести как нельзя лучше заставляет нас, читателей, сопоставлять этих двух героинь. Вот он: "Пиковая дама означает тайную недоброжелательность" (Новейшая гадательная книга). Недоброжелательна и Мур: она, как карточная злодейка, причиняет людям, даже самым близким, одно зло.

- Посмотрите на предметную детализацию, используемую Улицкой. К каким выводам подводит нас ее разбор?

Предметная детализация, в частности, подбор Улицкой предметов домашней утвари, описание вещей, составляющих быт наших героев, а также описание интерьера, говорят нам о том, что обстановка в семье нездоровая, требует преобразования, что она интолерантная, аура явно отрицательная, а жизнь героев остановилась. Так в рассказе мы читаем: "Квартира была обветшалой, ремонта не делали так давно, что уборка мало что меняла: потолки с пожелтевшими углами и осыпавшейся лепниной, старинная мебель, требующая реставрации, пыльные книги в рассохшихся шкафах".

Особенно страшно наблюдать читателю за тем, что и внуки заражены этим вирусом бесперспективщины, скучного, неяркого будущего, невозможность которого установлена в доме довлеющей над всем старухой.

4. Продолжение беседы.

- Итак, перед нами, как сказал Марек, "...чудовище, гений эгоизма... всех уничтожила, всех похоронила...". Он же спрашивает Анну Федоровну: "Как ты это несешь?" Действительно, почему Анна Федоровна терпит такую жизнь?

"Я ее боюсь. И есть долг. И жалость", - отвечает ему Анна Федоровна. Она не могла отказать матери в помощи, когда обнаружилась опухоль у той. Но опухоль "заморозилась, а зависимость дочери осталась. Улицкая пишет об этом невольной зависимости: "...Анна с пуританской тоской в душе и с глубоким отчаянием, испытываемым из-за невозможности любить и неспособности не любить эту тонкую, нечеловечески красивую, всегда театрально разодетую, женщину, которая приходится родной матерью".

Все это лишний раз подтверждает огромную терпимость к другим, присущую Анне Федоровне, не зря Марек называет ее СВЯТОЙ.

- А что мы вкладываем в понятие "святой" и кого, по-вашему, церковь причисляет к лику святых?

Конечно, безгрешных людей, тех, кто своими праведными поступками отличился перед людьми и перед церковью.

- Попробуем до конца разобраться в понятии "святость" и в одном из постулатов Христа, который гласит так: "Если тебе дали по правой щеке, подставь левую". Обратимся для этого к эпиграфам к нашему уроку. Согласны ли вы со словами Пушкина, что "нет ничего безвкуснее долготерпения и самоотверженности"?

Нельзя не согласиться с высказыванием А.С.Пушкина. Если заглянуть в этимологический словарь и посмотреть происхождение слова "терпение", то мы увидим, что оно имеет общеславянский корень со значением "неметь" (лит.), "становиться неподвижным, оцепенелым" (лат.) и , наконец, "умирать" (нем.). Жизнь Анны Федоровны в доме матери доказывает правоту исторического смысла этого слова. Мы видим, как каждый раз, перед тем как войти в комнату матери, Анна Федоровна испытывает физическое оцепенение, а в конце рассказа действительно умирает из-за случившегося с ней сердечного приступа в тот самый момент, когда она, наконец, осмеливается в первый раз переступить через капризы матери и решается "влепить" ей "сладкую" пощечину.

- Оправдываете ли вы эту пощечину, которую все-таки Мур получает от внучки?

Пожалуй, можно оправдать в данном случае пощечину, потому что сама Библия гласит: "Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай воли над тобой при жизни твоей". А иначе - смерть, иначе мы проживем не свою собственную жизнь, данную нам Богом только один раз, чтобы мы смогли полностью реализовать себя с пользой для всего человечества и для себя, а не в угоду так бесславно живущему одному человеку.

- Немецко-американский философ Э.Фромм выдвинул свои критерии определения личности, которые вполне можно применить к признакам толерантного и интолерантного человека. Он всех людей делит на некрофилов (от гр. nekros -"мертвый") и биофилов (от гр. bio - "жизнь"). Биофилы - толерантные люди, они излучают положительную энергию, жизнь. Интолерантные несут с собой смерть. Фромм пишет: "Некрофилы...холодны, держатся на дистанции и привержены "закону и порядку" (Э.Фромм. Душа человека. ЕЕ способность к добру и злу. Хрестоматия для учащихся старших классов. - М.:Интерпракс, 1995. С 177). Далее он продолжает, что они "...воспринимают жизнь механически, как будто все живые люди являются вещами...". А вот и портрет некрофила, по Фромму: "...его кожа кажется безжизненной, и нередко, глядя на его выражение лица, можно подумать, что он ощущает дурной запах". (Там же.С. 180). Разве это не портрет Мур?

Понаблюдайте за портретной характеристикой героев и сделайте вывод, кого из героев рассказа согласно теории Фромма можно назвать некрофилом, а кого - биофилом и к каким размышлениям приводит нас это наблюдение?

В центре рассказа образ Пиковой дамы - властной женщины, прихоти которой должны беспрекословно всеми в доме выполняться. Однако, портрет ее дан автором в контрасте с внутренним движением к активной жизни. Перед нами бестелесное существо, правящее одним духом. "Черное кимоно висело пустыми складками, как будто никакого тела под ними не было. Только желтоватые костяные кисти в неснимающихся перстнях да длинная шея с маленькой головой торчали, как у марионетки". Мур с высоты своего металлического трона управляет душами людей как куклами: "Всю жизнь ей нравилось хотеть и получать желаемое, истинная ее беда была в том, что хотение кончилось, и смерть только тем и была страшна, что она означала собой конец желаний". Как ей хотелось ухватиться за уходящую жизнь, оставаться молодой, и чтобы как раньше мужчины падали к ее ногам, восхваляя ее красоту. Поэтому она продолжает молодиться, делая маникюр, заказывая крема для своей увядающей кожи, надевая туфли на каблуке, давно не подходящие ни по возрасту, ни по здоровью. Но это все, увы, тщетно, так как жизнь уже прожита, Мур никому не интересна. По той причине, что ничего уже не вернуть, Мур хочет забрать жизни других людей. И это у нее получилось. Все взрослые члены семьи чувствуют себя стариками, они превратились в живых мертвецов, осталась лишь оболочка.

В Анне Федоровне мы тоже видим только дух, автор называет ее "ангелом" и отказывает ей во плоти. Разница в возрасте в 30 лет между матерью и дочерью почти стерлась. И Анна Федоровна ,и даже Катя, ее дочь, безнадежно остановились во времени. Об этом красноречиво свидетельствует даже их одежда: "Катя и Анна Федоровна, обе в старых теплых халатах, похоже на поношенные плюшевые игрушки, сели на гобеленовый диванчик, такой же потертый, как и они сами". Мы видим, что они не пытаются жить, делают все механически и смотрят на жизнь, пролетающую мимо, как бы со стороны. Описывая их портреты, автор использует эпитеты "морщинистое" , "пожилая", "немолодая". Жаль, что вся их энергия и жизненная сила ушли на удовлетворение прихоти девяностолетней старухи.

Биофил в рассказе Марек. Он, живой и энергичный, противопоставляется этим статичным, застывшим в своем развитии людям. Только он один живет в настоящем, а не существует на границе прошлого и настоящего, где нет даже и мысли о будущем. Его лицо нельзя назвать старым, хотя он уже не так молод. Автор облачает его всегда в яркую одежду , которая выделяет его из толпы. "Шерстяной шарф его глубокого кровяного цвета",- пишет Улицкая. А кровь, как правило, символизирует жизнь. Цель его - жить и стремиться в будущее, к еще лучшей жизни. Он, работая в медицинском учреждении, отдает себя таким же капризным, как Мур, старикам, но отдает себя мудро, не обижая их самолюбия и не унижая своего достоинства. Даже Мур поддалась его влиянию и из похотливой властной кошки превратилась в послушного котенка. Именно Марек смог воодушевить Анну Федоровну, и Катю, и Лену, и Гришу на новую светлую жизнь, именно он разбудил в них желание изменит свой затхлый образ жизни.

III Заключение. Фаза урока "Проба".

 1. Чтение стихотворения А. Дементьева (см. приложение).

2. Вывод по уроку.

Пощечина оказалась для Мур возмездием. Оправдываете ли вы пощечину, ведь перед нами действительно немощная старуха?

Часть учащихся не оправдывают поступок Кати, они считают, что оплеуха запоздала и поэтому ничего не меняет и не доказывает. Но большинство ребят считают, что пощечина закономерна и оправдана, т.к. она помогла, хотя бы Кате, защитить свое человеческое достоинство и отплатить за смерть за смерть матери, Анны Федоровны.

Н.В.Гоголь писал: "Начинайте с себя. Идите в мир через свою личность, чтобы не пришло к вам возмездие".

Л.Н.Толстой писал: "Быть святым - исключение, быть справедливым - правило. Заблуждайтесь, падайте, грешите, но будьте справедливыми".

- А какое бы вы предложили нам свое высказывание о том, что такое толерантность и каким должен быть толерантный человек, после разговора на сегодняшнем уроке?

"Толерантный человек не тот, кто терпит, уничижаясь". (Никифорова Ирина 10 «а» класс)

"Толерантность - это прежде всего активное противостояние любой несправедливости". (Лазарев Роман 10 «а» класс)

"Терпимое отношение к другим предполагает сохранение своего достоинства в любых условиях, не умаляя чужого достоинства". (Кудряшова Мария 10 «а» класс)

Не прячьте радостей,
Не прячьте горестей,
Не прячьте правды,
Не прячьте совести,
Не притворяйтесь,
А отворяйтесь,
И доверяйтесь,
И доверяйтесь.
В.Корнилов