Не растёт дерево без корней, нет человека без Родины. Основным критерием при оценке нравственных качеств человека является его отношение к Родине. Емкое понятие «отношение к Родине» включает в себя и отношение к государству, власти, и отношение к природе, и отношение к родной нации, разным национальностям, истории, и отношение к близким, народу, родному дому, малой Родине. Именно это делает человека настоящим гражданином, человеком с большой буквы. А помочь человеку стать Человеком и есть наша с вами задача, то есть, задача школы. В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. Сегодня как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», - писал К.Д.Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
В содержании предмета два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:
- Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
- Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.
- Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Наше родное село- Новые Тинчали – село с многовековой историей, славным прошлым. Мы гордимся жизнью наших предков, делами наших современников, надеемся на прекрасные свершения будущих поколений. Нам есть, что рассказать о родном селе, о наших односельчанах. Если это с малых лет не внушать детям, они просто не будут знать своих корней, истории, предков.
Поэтому, планируя учебный материал, одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый солдат в русской истории», «Солдаты моего села», «Мой дед и прадед» и другие. Кроме того, подбираю дидактический материал по произведениям писателей- земляков (Касыма Бикколова, Йолдыз Шараповой и др.), попутно информируя учащихся об их биографии, творчестве. Каждую встречу с произведениями писателей- односельчан стараюсь насытить новой информацией об авторе, интересной подробностью.
Хочется немного рассказать о поэте, просветителе, педагоге – нашем земляке Касыйме Бикколове.Касыйм Джамалетдинович Бикколов (у него есть и псевдонимы типа «Касым бек – углы», «Кн . Биккул», «К. Биккулов – Тинчали» и др.) родился в 1868-м году в деревне Новые Тинчали Буинского района Республики Татарстан /.В русской литературе он известен как Касим Биккулов.
Творческая деятельность писателя начинается в конце XIX - го века. Он один из счастливых авторов, кто смог напечатать на татарском языке 27 книг до 1918 года. Поэтому мы, земляки писателя, считаем его своим Львом Толстым. Подобно Толстому наш земляк обучал грамоте детей всей округи по собственным учебникам.
Касым Бикколов написал «Историю села Новые Тинчали», где описал, как и кем было основано село, как оно росло и развивалось. В книге автор рассказывает интересную историю построения первой мечети в селе. Официальное разрешение возвести мечеть в деревне Новые Тинчали дала императрица Елизавета в 1753 году за подвиги солдата Уразмухамета. Разрешение было получено на 11лет раньше самой Казани.
Тексты для дидактического материала стараюсь брать из произведений писателей-земляков. Хорошей базой познавательных текстов является и «История села Новые Тинчали».
Хорошо проходят уроки развития речи. С младших классов, начиная готовиться к ЕГЭ, пишем сочинения -рассуждения по проблемным вопросам. Эти вопросы являются темой урока развития речи, в ходе которого учащиеся знакомятся с основными элементами сочинения - рассуждения по исходному тексту, ищут ответ на вопрос, поставленный уроком, получают новую информацию о родном крае, информируют друг друга. Результатом является сочинение-рассуждение, дающее ответ на вопрос урока. Например, «С чего начинается Родина?», «Любовь к матери – долг или счастье?», «Нужны ли поэты нашему селу?», «Мой дом – моя крепость? Почему?» и др.
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Моё село”, “Улица моего детства” и др. У каждого села, города есть своя особенность, как говорится, изюминка: свой особенный уголок природы, речка, парк, озеро, лес. Особенностью нашего села является уникальный памятник природы- сурковые колонии. На уроках, во время занятий кружка русского языка изучаем историю сурковой колонии, её сегодняшнее состояние, знакомимся с людьми, работающими над проблемой новотинчалинской сурковой колонии. Например, директор Буинского краеведческого музея Ахметзянова Люция Мавлютовна занимается проблемой сурков. Мы встречаемся с ней, беседуем, берём интервью, знакомимся с её проектом «Новотинчалинские сурковые колонии», выигравшим несколько грантов. Результатом являются творческие работы, статьи, интервью и репортажи в школьной газете.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; произведения, которые отражают историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности; шедевры нашей оборонной литературы, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.); тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии. Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности. Кроме программных произведений, в каждом классе изучаем личность и творчество писателей, публицистов, деятелей родного села и района. Например, в 5-6 классах знакомимся со стихотворениями детского писателя Йолдыз Шараповой, с 7 класса начинаем знакомиться с Касымом Бикколовым.
Краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею метапредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Хорошим подспорьем для моей работы является сельский краеведческий музей, созданный учителем истории Новотинчалинской школы Ринатом Тухфатуллиным. На занятиях кружка «Язык мой-друг мой» изучаем богатый музейный материал, знакомимся со знаменитыми людьми, с фронтовиками, тружениками родного села, с теми, кто строил его историю. Так мы создали «Литературный путеводитель села Новые Тинчали», альбом «Самая красивая деревня». Результатом работы кружка является школьная газета, где публикуются исследования, творческие работы учащихся. Также создано очень много презентаций о жителях села прошлого и настоящего. Например, о фронтовиках – учителях нашей школы «Мы помним имя твоё, учитель!», «Они защищали наше детство» и др. На основе собранного и переработанного материала проводим различные внеклассные мероприятия, встречи с писателями, тружениками, ветеранами села. Например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов подготовили литературно- музыкальную композицию «Как могут эти дни забыться?!», где учащиеся представляли свои презентации, исследовательские работы о фронтовиках- учителях нашей школы. Открытием этого вечера явились стихи нашего односельчанина, простого парня- фронтовика Абрара Валиева, присланные с фронта.
Каждый год организуем встречу с Йолдыз Шараповой. Детский писатель Йолдыз Адибовна Шарапова родилась и выросла в нашем селе, закончила Новотинчалинскую школу. Йолдыз – всё своё творчество посвятила детям. Она автор книг “Ушастые блины”, “Картошка с антенной”, “Вопрос без ответа”, лауреат премии “Хрустальное перо” и премии имени А. Алиша. Она с большим желанием приезжает на эти встречи. Каждое её движение, каждый взгляд пропитан любовью к родному селу.
Часто встречаемся с внуком Касима Бикколова – Расимом Бикколовым. Он живёт в Москве, работает в центре управления космическими полётами. Расим Бикколов исследует жизнь и творчество своего деда, занимается изданием его произведений, переводом их на русский язык. Мы постоянно поддерживаем с ним связь, узнаём новости. Расим ага присылает нам вновь изданные книги деда. Он приезжает в наше село на встречу с учащимися нашей школы с радостью. Мы восхищаемся чистотой его татарской речи, ведь родился и вырос он далеко за пределами Татарстана.
В прошлом учебном году на базе родной школы провели Республиканскую научно- практическую конференцию школьников «Бикколовские чтения». Надеемся продолжить это начинание.
Систематически посещаем ветеранов ВОв 1941-1945 годов, записываем их воспоминания, после делимся впечатлениями, делаем выводы.
Чтобы стать человеком, по-настоящему полезным для общества, ребёнок должен суметь найти своё место в жизни. В этом году две мои выпускницы поступили на филологический факультет. Я надеюсь, что моя работа помогла детям в непростом выборе. Ведь великий педагог В.А.Сухомлинский говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда».