Литература
-
"Не откажусь от каждой строчки прошлой…" Литературная презентация о жизни и творчестве А.А. Вознесенского 2013
Представленная методическая разработка посвящена поэту-шестидесятнику А.А. Вознесенскому, подготовлена к 80-летию со дня рождения поэта.
-
"Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!" (Интегрированный урок: литература + русский язык + история + МХК + архитектура) 2009
На уроке учащиеся знакомятся с храмом Василия Блаженного в Москве (или, как его ещё называют, Покровским собором), который является уникальным творением русской культуры и зодчества, вершиной русского искусства.
-
"Не потому ли я живу, что умерли они". По повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние" 2011
Урок памяти имеет большое воспитательное значение. Подробно проанализировав содержание повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние", пройдя путем испытаний главных героев повести, учащиеся должны понять, "какою ценой завоевано счастье", понять, каким героическим было поколение, вступившее в схватку с фашизмом. На уроке звучат стихи и песни о войне поэтов военной поры.
-
"Не привыкайте никогда к любви!". Жанр баллады в творчестве Э. Асадова. 9-й класс 2014
Урок литературы знакомит учащихся с творчеством поэта Э. Асадова; учит смысловому чтению и анализу текста, развивает навыки формирования связного монолога; воспитывает чувство прекрасного, любви и уважения к близким. Школьники анализируют жанровые особенности баллад Асадова, учатся находить информацию, обобщать ее, представлять результат и защищать его, аргументировать свое мнение.
-
"Не растеряй, мой мальчик, лица людей, что учили тебя добру…" Урок по произведению А.Н. Немтушкина и В.П. Астафьева 2012
Урок знакомит учащихся с бытовой культурой эвенков, их традициями, укладом жизни, определяет роль мифов, преданий, легенд, сказок эвенкийского эпоса в повести "Мне снятся небесные олени".
-
"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях) 2007
Урок проводится в 8-м классе после работы над рассказом В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Учитель заранее даёт список произведений для внеклассного чтения. Учащиеся выпускают стенгазеты о профессии учителя, учат стихотворения наизусть, готовят свои рисунки на конкурс "Мой любимый учитель".
-
"Не стоит село без праведника". По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2009
В данной разработке дана высокая оценка творчеству А.И. Солженицына. Урок рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить своё образование в гуманитарных вузах.
-
"Не то, что мните вы, природа…" Пейзажная лирика Тютчева. Творческий эксперимент 2010
Предложенный урок не только нацелен на углубление литературоведческих понятий, но и способствует формированию интереса к произведениям Ф.И. Тютчева. В ходе урока учащиеся работают в основных читательских позициях: «читатель», «читатель – критик», «читатель – художник», «читатель - артист», «читатель – теоретик».
-
"Не устанем защищать свое достояние" 2012
Русской словесности отводится важная роль в восстановлении нравственных ценностей современного общества. Одно из препятствий, которое необходимо устранить, – сквернословие. Огромную помощь окажет интеграция предметов гуманитарного цикла и духовно-нравственного воспитания. Беречь и укреплять наше достояние помогает классическая литература.
-
Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе 2006
В центре внимания на уроке литературы должен быть текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Думается, что определенную роль в приобщении учащихся именно к художественному произведению могут сыграть небольшие самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного.
-
Невербальные средства в художественном тексте 2023
Невербальная составляющая коммуникации включается в личность человека, ее нельзя отделить от самого человека. Общение происходит по двум каналам: вербальному и невербальному. Внимание ученых к художественному произведению вызвано прежде всего тем, что текст отражает и вербальные, и невербальные компоненты коммуникации. Литература, с одной стороны, отражает явления жизни, с другой стороны, учит читателей.
-
Невероятная сила войны в повести К.Воробьева "Убиты под МосквоЙ" 2013
На уроке учащиеся учатся анализировать произведение и вычленять главное; давать оценку поступкам героев; выявить роль пейзажных зарисовок в произведении. Учитель располагает учеников к прямоте и доверительности высказываний; заставляет задуматься о ценности человеческой жизни; воспитывает чувство уважения к истории, любовь к родине.
-
"Невероятная явь войны" в повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой». 11-й класс 2020
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву. Они не стояли за ценой, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода». Всем, кто погиб, защищая Москву, посвящаем наш урок.
-
Невероятное путешествие старшеклассников по Стране школьных знаний 2014
Игра-путешествие проводится в конце учебного года. Может быть вариантом итогового интегрированного занятия по математике, информатике, литературе и географии, где участники не только попробуют свои силы в разных заданиях, но и постараются разработать свою стратегию игры.
-
«Невыразимое подвластно ль выраженью?» (Черты романтизма как литературного направления) 2019
Цель: организовать работу учащихся по самостоятельному изучению нового материала, а затем по взаимообучению тому, что было изучено самостоятельно.
-
Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай 2010
Урок по татарской литературе в 9-м классе знакомит с Пушкиным, Лермонтовым, Тукаем. Татарский поэт XX века Габдулла Тукай считал себя учеником Пушкина и подражал Лермонтову. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений и каждого из нас. И каждый из нас находит в них что-то своё, особенно близкое и дорогое.
-
"Недаром помнит вся Россия…" Виртуальная экскурсия, посвященная Отечественной войне 1812 года 2013
Материал может быть использован в серии уроков по изучению в 5-м классе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» как вступительный урок для того, чтобы эмоционально настроить учащихся, подготовить к восприятию литературного произведения. Другой вариант – внеклассное мероприятие по литературе, проводимое после изучения литературного произведения. В роли экскурсоводов, сотрудников музеев выступают учащиеся. Учитель организовывает дискуссии по проблемным вопросам.
-
"Недаром помнит вся Россия…". М.Ю. Лермонтов. "Бородино". 6-й класс 2011
Урок проводится в 6-м классе по программе под ред. А.Г. Кутузова в разделе "Литературная баллада". Автор знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием баллады М.Ю. Лермонтова "Бородино".
-
«Недаром помнит вся Россия…» 1812 г. в русской литературе. 5-й класс (навстречу 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.) 2012
Данный урок создает условия для формирования представления обучающихся об Отечественной войне 1812 года; показывает общую картину Отечественной войны, Бородинского сражения, ярких полководцев, героические личности (Наполеон, М.И. Кутузов, Д.Давыдов); выясняет, в каких произведениях русской литературы отразилась тема Отечественной войны 1812 года.
-
Неделя искусств, посвященная году Гоголя в России 2010
Положение о неделе искусств, посвященной 200-летию Н.В. Гоголя и году Гоголя в России. Описание прохождения.
-
Неделя русского языка и литературы "С русским поклоном березке!" 2009
Предлагаемая неделя русского языка и литературы посвящена берёзке, издавна считающейся символом России, символом Родины. Каждый день Недели имеет свою тему, своё название. Мероприятия разработаны с учётом возрастных особенностей школьников. Помощь учителю-словеснику оказывают учителя музыки, ИЗО, труда, биологии.
-
Неделя русского языка и литературы на тему "Прогулка по стилям речи" 2013
Материал представляет собой программу проведения Недели русского языка и литературы в школе, которая выстроена в форме прогулки по стилям речи: от разговорного до публицистического через художественный, научный, официально-деловой. Задействованы живые переменки с различными конкурсами, играми, шарадами, а также агитбригады по классам, экран в фойе, радиостанция школы.
-
«Недоросль» Д.И.Фонвизина как социально-политическая комедия (материалы к урокам по пьесе «Недоросль») 2020
«Недоросль» является новаторским произведением. До сих пор литературоведы спорят о художественном методе драматурга и приходят к мысли, что в творчестве Фонвизина начал зарождаться новый художественный метод – ранний реализм, предшествующий критическому реализму XIX века. Драматург стал родоначальником нового комедийного жанра – социально-политической комедии, а пьеса «Недоросль» – предшественницей «Горя от ума» А.С.Грибоедова. А.С.Пушкин назвал Фонвизина «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», тем самым определив его роль в русской литературе. В.Г.Белинский считал «Недоросля» первой по-настоящему «народной драматической пьесой». Многое изменилось в жизни общества и человека с момента написания произведения. Однако комедия остается злободневной и до сих пор с успехом идет во многих театрах страны. «Недоросль» имеет огромное значение для современников и последующих поколений. Основные положения великого драматурга могут стать жизненными принципами молодого человека XXI века.
-
Незабытые стихи, песни, романсы забытых и малоизвестных поэтов XIX века 2008
В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся более глубоко и многогранно изучать литературные произведения. Готовясь к этому уроку, учащиеся работали с энциклопедиями, справочной и специальной литературой, искали материал на различных литературных сайтах. Тема и содержание урока выходят за рамки программного материала.
-
"Незнакомка" Александра Блока. 11-й класс 2011
Урок расширяет рамки школьного базового курса по литературе, создаёт возможности для развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся и их творческих способностей. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А.Блока.
-
"Неизвестный" известный писатель И.С. Тургенев (литература в 10-м классе) 2009
Урок по изучению биографии И.С. Тургенева в 10-м классе. В ходе урока показываются подготовленные учениками презентации о жизни и творчестве писателя, играются отрывки из пьес В.Н. Боровицкой, читаются отрывки из произведений И.С. Тургенева, исполняется его романс «В дороге». Завершается урок викториной о жизни и творчестве писателя, подготовленной учениками, и презентацией афоризмов И.С. Тургенева.
-
Некоторые аспекты изучения рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль" 2003
Работа над текстом художественного произведения может вызывать неизменный интерес у учащихся в том случае, если произведение даёт возможность различных трактовок. Настоящее художественное полотно всегда ценно тем, что оно многомерно, что оно не даёт однозначных ответов на поставленные вопросы. Представленные материалы аналитического прочтения рассказа А.М.Горького "Старуха Изергиль" могут помочь взглянуть на известную легенду о Данко несколько иначе, чем это принято в школьной практике. 2003 - 2004 уч. год .
-
Некоторые проблемы преподавания литературы в национальной школе 2003
Литературное образование школьников на современном этапе переживает не лучшее время. Диалог культур немыслим без общения. А самопознание немыслимо без общения с литературой. Литература многонациональной России всегда помогала населению выжить, с достоинством выйти из трудных ситуаций. Следует возродить традиционное преподавание многонациональной литературы.
-
Некрасов Н.А. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Личность в поэме Н.А. Некрасова и в жизни 2014
Урок тематически связует изучение произведений Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского на уроках литературы в 10-м классе. Вечная тема борьбы добра и зла, противостояние и место человека в мире может быть успешно рассмотрена на представленном уроке. Тема апробирована на разных аудиториях.
-
Некрасовский диктант. Задания для учащихся 10–11-х классов 2024
Сложно представить человека, который не был бы знаком с поэзией Н.А.Некрасова. В его стихах живет боль о судьбе народа и чувство любви к родному краю. Данная публикация – дань памяти великому национальному поэту, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в 2021 году. Цель диктанта: популяризация творчества Н.А.Некрасова, чья биография теснейшим образом связана с Новгородской областью.