Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию.
Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня. Читать Астафьева – не развлечение, так как его книги в ответ на искренность писателя ждут от читателя, прежде всего, совестливой требовательности к самому себе.
Презентация. Слайд 1
Цель: способствовать формированию нравственного здоровья как основы духовности человека, связанной с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Задачи:
- Общеобразовательные:
- познакомиться с главным героем рассказа В. П. Астафьева «Яшка-лось»;
- выяснить роль изобразительно-выразительных средств языка;
- выяснить, чему может научить рассказ.
- Развивающие:
- развивать читательскую зоркость;
- развивать умение анализировать эпическое произведение;
- развивать умение находить элементы композиции.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Оборудование:
- портрет В.П.Астафьева, его произведения, список произведений;
- книжная выставка;
- компьютер;
- Презентация
ХОД УРОКА
Вступление.
– Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.
Звучит «Разговор с Богом» до слов о том, что не нравится в людях. (Приложение 1)
– Как понимаете фразу о том, что человек живёт так, будто вечен?
Слайд 2
Боже правый! Пусто и страшно становится в Твоем мире.
Н. В. Гоголь
– Какую мысль заключают в себе эти
слова? Отчего страшно может становиться в мире? (Человеческое
теряется в человеке)
– Кем чувствует себя человек в мире? (Царём)
– Вы согласны с этим? Почему? (Всё идёт от
природы).
– Что такое для вас природа? (Леса, поля, реки,
…и животные, птицы)
– Произведения каких авторов о природе вы
читали? (Выставка книг: Паустовский К., Пришвин
М., Бианки В. И, Распутин В т.д.).
Слайд 3
“...я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, Караульный бык, нависшей над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце…весенние утра с хрустким ледком на …снеговых ручейках… Памятны мне и летние деревенские вечера… Пахнет дымокурами, оседающий пылью, куриным пиром, несет запахом вареной картошки… Однако по-особенному, как-то даже притаенно и робко любил я зимние вечера. …Село цепенело в сумерках от мороза; хрустело под ногами людей, хрупало под копытами лошаденок, трещали деревянные избы, … Еще очень любил я и люблю цветы. … И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте».
– Каким представляется вам человек, который
мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину,
природу, людей, свой дом).
– Какое качество нужно иметь писателю для того,
чтобы видеть всё, что происходит в природе?
– Эти слова принадлежат В. П. Астафьеву,
замечательному сибирскому писателю.
Слайд 4
– Обратимся к портрету писателя. Какой это человек? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде?
(Лицо – овальное, морщинистое;
Лоб – высокий, широкий;
Губы чуть сжаты, но, кажется, что в них
затаилась улыбка;
Интеллигентный – галстук)
На лице пожилого человека – мудрость, морщинки у глаз и у носа. Глаза устремлены на что-то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной".
Слайд 5
Виктор Петрович Астафьев –
выдающийся русский прозаик, один из немногих
писателей, кого ещё при жизни называли классиком.
Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что
на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в
семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны
Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать – она
утонула в реке, зацепившись косой за основание
боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой
потере. Все ему «не верится, что мамы нет и
никогда не будет». Заступницей и кормилицей
мальчика становится его бабушка – Екатерина
Петровна.
Всю свою жизнь Виктор Петрович Астафьев прожил в
Сибири. Деревенское детство его было, как он сам
говорил, «не шибко сытым и счастливым», но в нём
были детские игры («лапта моего детства»).
Пройдя через страшную войну, ранения, видя много
несправедливости и горя, он не ожесточился, он
всегда верил, что добрых людей на земле больше, и
боролся со злом, прежде всего сидящем в человеке:
злобой, завистью, подлостью, трусостью.
Самое большое зло, считал Астафьев,– отношение
современного человека к природе. В своих
произведениях он с горечью рассказывает о людях,
которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них,
животных. И всё же, обращаясь к молодым людям, он
говорил незадолго до смерти: «Каждый человек
неповторим на земле, и убеждён я, что каждая
травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как
и всё живое и живущее вокруг нас».
В. П. Астафьев писал рассказы о детях и для детей,
но писал их всегда честно и прямо, говоря с
детьми, как со взрослыми.
Слайд 6
Знакомство с выставкой книг писателя
Много рассказов написал В.П.Астафьев для юных читателей, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня на Земле?. Некоторые из них представлены на выставке. Произведения на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает такая боль... один из таких рассказов – «Яшка-лось».
– О чем и о ком этот рассказ? (О самих лошадях и о людях, об отношении людей к лошадям: именно человек приручил лошадь – он за нее в ответе.)
– Давайте вместе определим цель нашего урока.
– С кем мы должны познакомиться? (С главным
героем)
– Что выяснить? (Чему учит рассказ).
Слайд 7
– Кем являются главные герои рассказа В.Астафьева «Яшка-лось»? Какие у них имена? (Герои рассказа (жеребенок Яшка и его мать кобыла Марианна) имеют человеческие имена.) Кто из лошадей особенно выделяется в рассказе? Почему?
Слайд 8
Работа в группах вопросы на слайд
1 группа. Что узнаём о Марианне? Какой она была матерью? Ответ обоснуй примерами из текста. Какой у неё характер?
Вывод: Но не только имена, а и характеры, поступки, даже мысли приближают их к миру людей. «Попьет, попьет Марианна, голову поднимет, осмотрится, подумает и, ровно бы сама себе сказавши: „Да пропадите все вы пропадом!“, брыкнет задом, ссыплет с себя ребятишек и ударится бежать неизвестно куда и зачем».
2 группа. Что узнали о Яшке, его положении среди лошадей? Каково состояние жеребёнка? Что он может думать в этот момент? Как меняется жизнь жеребенка, когда он попал в лес?
Вывод: И вновь человеческое в Яшке (в тексте): «Он уже окреп и напоминал подростка с налившимся телом и мускулами…»
– Всё ли так хорошо складывается в жизни Яшки?
– Для обоснования найдите эпитеты, сравнения,
метафоры.
Слайд 9 – Мариана. Ответ детей 1 группы
Слайд 10 – жеребенок. Ответ детей 2 группы
– Как автор передаёт состояние одумавшейся
матери? С помощью какой части речи? (Найти
глаголы)
– Но потерял Яшка и вторую маму. Второй раз
осиротел. Голод выгоняет его к селу, к людям.
«Блудный сын» возвращается в мир, вытолкнувший
его в детстве.
Каким всё-таки представляется этот мир,
описанный Астафьевым в первой части? Выберите
наиболее подходящие ключевые слова,
характеризующие этот мир.
Слайд 11
мама, обида, ласка, нежность, одиночество, бегство, успокоение, голод, свобода, сено, тайга, сильные ноги, налившееся тело, тёплое лето, ломтик хлеба, лосиха, страх, холодные ветры, сиротский лес, поределая тайга, природа, предательство, тепло, родной запах, ребятишки, хлеб.
– Чего больше пока в мире Яшки?
Вывод
И мир этот какой-то сказочный, добрый. Этот мир, главными действующими лицами которого являются животные, словно показывает нам, людям, как нужно жить. В нем обиженного лошадьми Яшку «приголубила» лосиха, потерявшая лосенка. Первая часть– это детство Яшки. В этом мире ещё нет людей, только дети – чистые души.
– Рассказ имеет трехчастную композицию. Что такое композиция?
Слайд 12
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.
Вторая часть– возвращение к людям. Найдите ключевые слова второй части (вонючий запах, ругаясь, шумливый человек, с кулаками бросился, тяжёлый болотный запах, поймали арканом, чуть не задавился, удавка, душная конюшня, морда беспачпортная, кровенил)
Вывод. Здесь, в этом мире людей, он уже не «парень ласковый», «жеребенок-несмышленыш», а «бродяга», «морда беспачпортная».
– Какие детали говорят, что у Яшки есть характер? Найдите в тексте описание Яшки.
Вывод. Яшку не оставляет жажда свободы. Он сделался верховой лошадью, «голос его летит по горам»; и сам он не скачет, а летит, и кажется ему, что он «все будет лететь и лететь по бескрайней тайге... радуясь раздолью, свободе и живому миру».
Слайд 13 с музыкой (Приложение 2)
Физкультминутки
Конь бьёт одной ногой, другой ногой
Важно вышагивает
Приподнимается на двух ногах, вытягивая передние
Кланяется, здоровается и приветствует доброго
хозяина
Добрые глаза лошади смиренно хлопают, дожидаясь
седока
– Как воспринимается весна обычно? Почему? А в третьей части рассказа? (Ощущение трагедии)
Вывод
Вместо обновления в природе и в жизни людей
царит уныние. «...Весна была сама по себе. Она
взялась вымещать за осень», солнца нет, но люди
клянут «небесную канцелярию» не за плохую
погоду, а за отсутствие выпивки, так как они
оказались отрезанными от другой стороны
Камского моря «неезжалым... льдом».
Какая произошла трагедия? (ответы детей)
Слайд 14 – лошадь бегущая
– Какими словами описывает Астафьев путь Яшки через море?
Яшка не идет по льду. Он летит! Может, он
представил себя птицей? Может, он думал, что
взлетит, оторвется от этой земли, на которой так
тяжело и страшно живут люди?!
Но нет... не произошло чудо...
Чтение отрывка из рассказа.
– О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: "Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними").
Слайд 15
«В глазах Яшка унес далеко синеющий окоем леса, качающегося по горам, голый берег с пробуждающейся травой и рассеченное облако, в которое ввинтился жаворонок,– всё ушло к солнцу и расплавилось в нем. Еще какое-то время желтела мокрая грива на ноздрястой пластушине льда, еще кружило, воду и мусор в полынье – это в последних судорогах бился жеребец Яшка, погружаясь вглубь.»
Слайд 16 – лошади
Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания коня в одном знаке – тире.
– Какие выводы мы можем сделать? (В.
Астафьев открывает в человеке жуткого, «самого
себя пожирающего зверя».
Безбожный бригадир молит Бога о помиловании.
Кого– помилуй? Яшку? Не помиловал– утонул Яшка.
Бригадира? Спасла его от смерти жена, успела
вырвать из рук «освирепевших баб». Но не об этом
он молил Бога…)
– Рассказ В. Астафьева «Яшка-лось»–
страшное, жестокое произведение, оно ранит душу и
сердце. Сегодня, как никогда, нам нужна такая
правда о нас, беспощадная, жестокая, но правда.
Вот ведь как бывает!
И остались стоять люди над полыньей... Кто
виноват? Кем был Яшка для себя и для людей?
Ощущение от рассказа очень сильное, почти на
животном уровне. Кажется, что мы все делаем не так
и жизнь наша "не такая". Дело даже не в водке
и не в "русской" покорности, переходящей в
жестокость, дело – в самой душе человека.
А Яшки просто не стало...
Два мира в рассказе: мир Яшки-лошади, наделенной
человеческими чертами, душой, взмывающей
жаворонком в небо, и мир людей, душу свою
пропивающих.
Слайд 17 – запись с песней на стихи Слуцкого «Лошади в море». (Приложение 3)
Слайд 18
– Обратимся к эпиграфу урока– Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды. (Н. Тулупова)
– Что же делать, чтобы пустота (мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир? Об этом, как нам кажется, говорит и кричит рассказ В.Астафьева «Яшка-лось»: «Душа обязана трудиться...» Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.
– Как вы думаете, почему нашёлся поэт, который написал такое продолжение? (Хочется верить, что лошади спаслись).
Слайд 19
– Жизнь человека на Земле прочно и навсегда
связана с животными – с птицами, насекомыми и
зверями... Человек очень силен и очень мудр.
Поэтому он должен быть очень добр, благороден
и разумен в своих отношениях с животными.
– О чём это? Как по-другому об этом сказал А.-С.Экзюпери? ("Мы в ответе за тех, кого приручили".)
Слайд 20. (Это вроде продолжения. К песне Слуцкого)
Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.
Разливалась кровь по океану
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как будто
От копыт шли искры в толщу вод.
Рыжий остров медленно, но таял
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!
Вот копыта дна уже коснулись
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони
Победили смерть свою они.
Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо
Ни людей, ни шума, ни огня.
Только ветер воет здесь тоскливо
Да еще вдруг топот прозвучит
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.
Ветер гривы длинные расчешет
Океан умоет их водой
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.
Остров тот – песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.
Слайд 20
Домашнее задание
Продолжи высказывание: «Нравственный урок рассказа В. П. Астафьева состоит в том…»
Слайд 21
– Посмотрите налево, посмотрите направо, пожмите друг другу руки. Ощущение тепла плавно переходит на ваши лица. Давайте улыбнёмся, пожелаем, друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением включимся вновь в работу.