Научно-исследовательская работа на тему "Сиротство в художественной литературе"

Разделы: Литература


Тема сиротства в художественной литературе

Сироты в широком понимании слова – дети до 18 лет, дети, чьи родители просто рано умерли. Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка, и многие писатели не проходят мимо этой серьезной проблемы.

Виктор Гюго в отрывке из романа «Отверженные» описывает то, что у главной героини, девочки Козетты, нет в мире никого, кроме матери: « У нее (матери) в мире никого, кроме ее ребенка, и у ребенка не было в мире никого, кроме мaтери». Мать девочки Козетты отдала в 3-х летнем возрасте своего ребенка в чужие руки, на первый взгляд, доброй, прекрасной женщине. Почему отдала – вопрос уже временной исторический, эпохальный. Это была безысходность матери, которая не может содержать и себя и ребенка. Козетта с 3-х лет остается без матери. Женщина, приютившая девочку, оказалась совсем не такой, какой она представилась на первый взгляд и матери и читателям. Козетта в 8-летнем возрасте стала уже «маленькой старушкой» из-за своих страданий. Она стала крутой сиротой без прав, без средств, на услужении в трактире. В трактир заходили вполне взрослые, состоявшиеся люди, и сколько лет подряд отчего-то ни у кого не сжалось сердце от жалости к этому ребенку: во что она одета, что она ecт, какую тяжелую работу выполняет. Люди, по-привычному, по-житейски смотрят на несправедливое oтношение к сироте. У одного из остановившихся в трактире торговцев была не напоена лошадь – печальнее быть не может. А то, что ночью маленькому, изможденному, незащищенному существу придется идти далеко, в лес за водой, никого не смутило! Нашелся один старый незнакомец, взявший проблему сразу за всех и навсегда, – он забрал сироту к себе.

«– А если б от нее вас избавили? – спросил незнакомец (хозяйку).

– От кого? От Козетты?

– Да.

– О, господин! О, мой добрый господин, возьмите ее, уведите, куда хотите, сделайте с ней что угодно! Хоть съешьте ее, мы вам только спасибо скажем».

Все эти события происходят во времена господствующего христианства, которое не допускает несправедливости по отношению к сироте, «...а сироту ты не притесняй и не обижай».

Виктор Гюго в романе «Отверженные», описывая жизнь Гавроша, напоминает о беспризорных детях – сиротах. Как бы говорит – люди остановитесь. Рядом голодный, побитый жизнью ребенок. Где вы, ваше сердце? Мальчик, добрейший души ребенок, отдает девочке – нищенке свой теплый платок, двоим потерявшимся детям дает кров свой, кормит, успокаивает, обещает, что все будет хорошо...

Писатель В. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко с детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Повествует о душевных исканиях, смысле происходившего в окружающем eго мире после потери матери. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти мамы и после. Жизнь мальчика при матери – полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок.

После смерти матери, шестилетний мальчик остался одиноким, несмотря на то, что отец жив, он судья, есть и сестренка. Но печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и мальчик отвечал ему тем же. Дружба с Вальком и его больной сестренкой отвлекала от происходящего в семье, для ребенка это имело значение – он не был одинок.

И лед тронулся... Ребенок, переживавший несправедливое отношение отца и прислуги к себе ранее, заставили ребенка по другому посмотреть на него. Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы взрослым указывает на необходимость в этих случаях максимально уделить внимание детям, для которых потеря одного из родителей или обоих, особенно в первое время, не подъемная душевная ноша.

Перенесемся в стремительные двадцатые годы двадцатого века в роман Андрея Платонова «На заре туманной юности». 14-летняя девочка Оля остается сиротой, одна без родителей. Вначале ей хочется, чтобы какой-нибудь знакомый в взял ее к себе. «На девочку глядел помощник машиниста; он помнил ее отца и мать, знал, что они скончались, позвал сироту на машину. Девочка влезла по трапу на паровоз; механик развязал красный платок с пищей и вынул oттуда четыре печеных картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге две картошки, а две съел сам. Ольге захотелось, чтобы механик взял ее к себе домой, она бы стала у него жить и привыкла бы к нему. Но паровозный механик ничего не сказал девочке доброго, он только покормил ее и спрятал обратно свой пустой красный платок. Он сам был многодетный человек и не мог решить, сможет ли он прокормить лишний poт», «...ей хотелось остаться с красноармейцами в вагоне и ехать с ними, куда они едут. Но люди не могли этого сделать, и тогда сирота направилась к родной зажиточной тетке». Но бездетная тетя никак не хотела принимать участие в жизни племянницы. Уклад жизни был для нее превыше всего! Что оставалось делать Ольге. «Ольга пошла мимо домов по чужому большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желаний, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь не интересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь пред ней вдруг омертвела». В те молодые годы становления советской власти государство принимало активное участие в судьбе обездоленных, сирот, так получилось и с Ольгой – не дало молодое государство в обиду сироту.

Сиротство детей во вторую мировую войну имело характер всеобъемлющий, массовый. Сколько детей было брошено в водоворот жестокости, неравной борьбы! В произведениях о тех временах удивительно, но встречается большое участие людей в несчастье детей. Так, в произведении В. Богомолова «Иван» сироте Ване 12 лет. У него на глазах убили маму, а на руках оставалась годовалая сестренка, которую равнодушно убила война. А таких случаев в то лихолетье – великое множество. Но даже суровые, обтесанные войной мужчины приняли живое участие в судьбе подростка.

«– До встречи, – помедлив, шепчет он Холину.

– До встречи! (Я чувствую, что они обнимаются и Холин целует его.) Главное, будь осторожен! Береги себя! …» «...– До свидания! – с волнением шепчу я, отыскивая в темноте его маленькую узкую ладошку и крепко сжимаю ее. Я ощущаю желание поцеловать его, но сразу не решаюсь».

Подросток ожесточен содеянным врагом по отношению к нему, его семье и всё возможное и невозможное он совершает на войне, он воюет. По отечески жалко мужчинам парня. Это же еще ребенок, у которого не детское лицо, не детские желания. Он видел столько страшного, что нельзя жить нормально, пока это страшное существует и не уничтожено.

Послевоенные годы, 50–60-е. Роман А. Лиханова «Обман». Сережа Воронов был счастлив с мамой. Мама для него – его «звезда». Каждый миг жизни, прожитый с мамой, – всегда счастье. Рядом с мамой все люди хорошие, плохих нет, их просто быть не может!

Когда Сереже исполнилось 14 лет, мама выходит замуж, а значит и ее муж Никодим не может быть плохим (несмотря на то, что некоторые детали его поведения настораживали уже повзрослевшего Сережу, но он всегда запрещал себе думать об этом плохо, а только предполагать, что это он ошибся).

Но во время родов, его мать, его самый близкий человек на свете, его дорогая мамочка умирает. Что происходит сразу вокруг него! Почти все окружающие, раньше близкие люди (его отчим Никодим, свекровь мамы Вероника Макаровна), становятся вдруг такими чужими! Они разменяли мамину квартиру и лучшую половину взяли себе. От происходящего у мальчика кружится голова. Ребенкуа, недавно потерявшего мать, все бросается в глаза. «На кладбище... вдруг Сережа видит Никодима. Он спрятался за Веронику Макаровну, снял один ботинок и, припрыгивая, вытряхивает из него снег...» Рядом с Сергеем бабушка, есть добрые люди. Например, Доронин - герой Советского Союза, который помнил мальчика еще при жизни мамы, помнил его рвение к конструкторскому делу самолетостроения, сам вручал ему грамоту и награду, и принимает горячее участие в судьбе Сергея.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» – это война, её уголок, не освещенной ни вспышками «катюш», ни россыпью победных фейерверков; тайна, порожденная не фронтовой необходимостью, но гнусностью замысла и осуществления. Его повесть о детдомовцах-близнецах Кузьменышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край – на Кавказ, где сказочно тепло и сытно. Голод, испепеляя человеческую душу, превращает ее в пустыню, сводит все мысли, желания, надежду к одному – наесться до сыта.

Души в повести детские; судьбы, искореженные войной, сиротством, уголовщиной.

Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием. Но и за детдомовской оградой справедливость, правда, не в чести. Не только малолетние герои, находящиеся рядом с ними взрослые, но и мы, сегодняшние читатели, минутами испытываем оторопь. Сам писатель не без удивления вспоминает своё нищее детство, бродяжничество; неужто так было? Было со мной, было с Кузьменышами, было с переселенцами? То же чувство сопутствует А. Приставкину, когда он рассказывает о России, пришедшей в движение, – все спешат, едут. На Кавказе, куда привезли бездомных сирот, дозревают поля, зреют яблоки, цветут цветы. И нигде ни одного человека. Тишина, пустота усиливает недоумение, страх. Когда выстрелы и взрывы нарушат тишину, до ясности будет ещё дальше.

Все тягостно переплелось, у каждого своя, правда, исключающая чужую. Нет единой, всем одинаково необходимой правды. К ней-то идет А. Приставкин, вовлекая и нас в неторопливое движение мыслей. Несмотря на голод и страх, несмотря на привычку и необходимость обманывать, изворачиваться, воровать, они остаются детьми, одновременно жадными и щедрыми, трогательно наивными и не по годам умудренными. Взаимоисключающие свойства не уравновешиваются, находясь в постоянном противоречии, и если взрослые в повести более или менее определенны, у каждого своя краска, позволяющая составить о нем твердое представление, с детьми так не получается. Они не предугадываемы, как и события, свидетелями, участниками которых им суждено стать.

Религия на протяжении многих тысячелетий по отношению к сиротам имеет свою ясную и четкую позицию. Так, читаем в Коране:

16

«...Koгда ж (опять-таки) для испытанья

Господь дары ему определяет (мерой),

Он говорит «Меня мой Бог унизил».

17

Вовсе нет! Сирот не чтите вы!

18

Не побуждаете друг друга накормить голодных!

19

И жадно пожираете оставленное не для вас

(Сура 91 (Город))

220

О жизни близкой и далекой.
И о сиротах задают тебе вопрос.
Скажи: «Для них благое совершать –
Есть лучшее, что можно сделать».
(Сура 2 (Корова))

Библия:

«Не суди превратно пришельца и сироту».

Глава 23, стих 17

«Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи»

Иеримия, глава 5, стих 28.

«Сделались тучно, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют и справедливому делу не дают суда»

стих 28 и т.д.

Испокон веков в людях воспитывается бережное и чуткое отношение к детям сиротам. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу церкви, государства, общества, наконец, отдельных людей.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении ХХ века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20– 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры. Но без прошлого для человека нет будущего. О необходимости любви к родному пепелищу и к отеческим гробам когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстото, известный философ – космист Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепцию воскрешения отцов детьми, главным долгом последних считал долг памяти. С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого – будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена.

Прошли годы. Ceгодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы, глобальные изменения. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания. С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший разные слои общества. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, падение уровня жизни большинства населения, способствует и расцвет массовой культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети, юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Ceгодня в России I миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадают 1800 детей, совершающих попытки суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке.

Заключение:

1. Тема сиротства, и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной и злободневной проблемой. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же. На основе изложенного я выявила несколько видов сиротства, это: круглые сироты, сироты при единственном родителе, сироты при живых родителях.

2. Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это:

социальное неравенство общества,
падение нравственных устоев.

3. Как мне видятся решения проблемы:

– необходимо поднять культурный уровень населения; воспитывать в людях естественное, гуманное чувство по oтношению к детям, новорожденным;

– введение в образовательные программы школы принципов домостроя (восстановить уроки этики семейной жизни);

– введение в программу обучения школьников религиозных основ (ислама, христианства).