В образовательную практику средней школы вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта. Это введение оговорено и в проекте базисного учебного плана и в примерных учебных планах.
В приложении № 1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13 дана пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений, в которой говорится, что региональный (национально-региональный) компонент должен быть не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования.
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.
Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта.
Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углублённого изучения образовательных областей и учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д.
Я предлагаю рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка и литературы как углублённую лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой и литературоведческий материал не только на уроках русского языка и литературы, но и для внеклассной работы. Ведь "живое" слово земляков на уроках и во внеурочное время воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.
Содержание регионального компонента курса русского языка включает:
- словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края;
- языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.;
- литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.
Определяя место регионального компонента в лингвистическом и литературоведческом образовании современных школьников, предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку и литературе или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковой и литературоведческий материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку и литературе, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка и литературы; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части.
Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка и литературы в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического и литературоведческого образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное - актуальным.
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.
Я считаю, что введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.
Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы - отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
На мой взгляд, обучение школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении русскому языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их "малой" родины. Главное - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.